Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД Б. ЛОНЕРГАНА И ГЕРМЕНЕВТИКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Творчество канадского неотомиста Б. Лонергана еще довольно мало известно в нашей стране. Бернард Лонерган (1904-1984) – философ, теолог, иезуит, а также математик и экономист, весьма популярен в западном научном мире, удостоен многих научных наград. Существует научно-богословский институт Лонергана в Торонто. Малая известность творчества Лонергана в России объясняется, в первую очередь, отсутствием до недавнего времени переводов его произведений на русский язык и переводов работ, посвященных исследованию его трудов.32 Однако сравнительно недавно была переведена на русский язык и опубликована одна из двух главных работ33 Лонергана «Метод в теологии» (1972)34, к которой мы и обратимся в этой статье.

Труд «Метод в теологии», судя по названию, посвящен весьма специальной теме – разработке богословского метода. Однако значение этой работы гораздо шире заявленной в названии темы. Речь идет о разработке и  обосновании не столько теологического метода, но общего метода, лежащего в основе всего гуманитарного познания, и о роли теологии в культуре. В своем вступительном слове Лонерган ясно дает понять, что в этой книге речь пойдет не собственно о теологии. «Я не пишу теологию, а выстраиваю метод в теологии. Я озабочен не предметами, о которых рассуждают теологи, а операциями, которые теологи выполняют»35.

Как и в другой главной работе «Инсайт», Лонерган начинает с феноменологического обзора деятельности ума. Он выделяет основные познавательные структуры, общие для всех наук: ощущение, постановку вопроса, воображение, понимание, формулирование, рефлексию, суждение, оценку, принятие решений и пр. Затем он располагает их в определенном рорядке, различая разные уровни сознания и интенциональномти. Существует эмпирический уровень, на котором мы ощущаем, воспринимаем, представляем, наблюдаем, воображаем, переживаем и т.д. Существует интеллектуальный уровень, на котором мы спрашиваем, приходим к пониманию, выражаем то, что мы поняли, выясняем предпосылки и выводим следствия. Существует рациональный уровень, на котором мы размышляем, доказываем, судим об истинности и ложности, определенности и вероятности сформулированных положений. Существует также уровень ответственности, на котором мы имеем дело с собой, с нашими собственными операциями, с нашими целями, обдумываем возможный курс действий, оцениваем его и принимаем решение, а затем выполняем наши решения36.


30 См., например, следующие публикации: Критика религиозной антропологии Б.Лонергана // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1986. № 1; Лонерган // Современная западная философия. Словарь. М., 1991; Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М., 1993; Бернард Лонерган: Программа обновления католической теологии // Религиоведение. 2003. № 1; Вдовина Г.В. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки. // Философский журнал, 2013 (2).

31   Lonergan B. Insight. A Study of Human Understanding. L., 1957; Lonergan B. Method in Theology. N.Y., 1972.

32 Лонерган Б. Метод в теологии. М., 2010.

33 Там же, C. 12-13.



Все операции на всех четырех уровнях осознаны и взаимосвязаны, но они различаются степенью осознанности и интенциональности. При этом особая ценность принадлежит уровню ответственности, на котором субъект принимает решения и действует, и, следовательно, может пережить религиозное и нравственное обращение и встречу с Богом.

Весь процесс познания направляется сквозными вопросами: Что? Как? Почему? Зачем? Задавая эти вопросы, интеллект может вывести познающего субъекта за рамки опыта. Лонерган вводит априорные трансцендентальные понятия, которые по сути являются предельными вопросами человеческого познания. Трансценденталии объединяют в единое целое все познавательные операции на всех уровнях сознания и обеспечивают целостное представление о мире. Единство всех перечисленных моментов составляет, по Лонергану, трансцендентальный метод. Это метод  трансцендентальный, так как он универсален для любой области человеческого познания, в том числе и для теологии, где он становится богословским трансцендентальным методом.

Лонерган стремится предельно рационализировать теологию, используя методологию рационализма для решения своих богословских задач и предлагая «свою трактовку метода в теологии по аналогии с критической историей»37. В связи с этим он исследует связь между теологией и гуманитарными науками и ту роль, которую играет теология в культуре. «Теология выступает посредницей между культурной матрицей и значением и ролью религии в этой матрице»38, пишет Лонерган. Он вводит понятие функциональной специализации теологии и кратко перечисляет восемь таких специализаций: разыскание, интерпретация, история, диалектика, основания, систематика, коммуникация.

Теология, связанная с усвоением и осмыслением традиции, необходимо требует таких специализированных операций, как разыскание исторических данных, связанных с традицией, интерпретация этих данных, восстановление исторических контекстов, в которых были созданы богословские учения прошлого, и осмысление внутренних конфликтов при столкновении различных богословских позиций. Все эти функции теологии представляют собой не что иное, как типичные операции и методы частных гуманитарных наук истори- ческого профиля. «Если разыскание делает доступным написанное, то интерпретация позволяет понять его смысл. Она схватывает этот смысл в его собственном историческом контексте, в соответствии с его собственным способом и уровнем мышления и выражения, в свете обстоятельств и намерений его автора»39.

Существуют три базовые герменевтические операции: понимание текста, суждение о правильности понимания текста, и, наконец, установление того, что считается правильным пониманием текста, пишет Лонерган. Он различает несколько уровней понимания и рассматривает отдельно каждый из них: понимание предмета текста, понимание слов, используемых автором, понимание автора текста и понимание самого себя40.

Разбирая проблемы каждого уровня понимания, Лонерган останавливается на проблеме герменевтического круга41. «Смысл текста есть… единство, которое развертывается в виде частей, разделов, глав, параграфов, предложений и слов. Мы можем схватить единство, целое только через его части. В то же время смысл частей определяется целым, которое частично выявляется каждой частью. Таков герменевтический круг».42 С точки зрения логики это именно круг; но приход к пониманию  – это не только логический процесс,   это «самокорректирующийся процесс научения». Он по спирали углубляется в смысл целого, используя каждую новую часть для того, чтобы скорректировать понимание, достигнутое при чтении предыдущий частей. Такое понимание, которое основывается на определенных правилах герменевтики, преодолевает пределы герменевтического круга, считает Лонерган. Это анализ композиции текста, определение цели автора, знание его аудитории, повода, по которому он пишет, природы используемых им лексических и стилистических средств и пр.

   

36Лонерган Б. Метод в теологии. С.23.

37 Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М., 1993. С.66.

38   Лонерган Б. Метод в теологии. C. 11.

39   Там же, С.146.

40    Лонерган Б. Метод в теологии. С.174.

41   См., напр., Гадамер Г.Г. О круге понимания. // Гадамер Г.Г.Актуальность прекрасного. М., 1991

42   Там же, С.178.



Еще большую сложность Лонерган видит в понимании самого автора текста, его языка, времени, культуры, образа жизни и склада мышления и в суждении о правильности интерпретации. Здесь ведущую роль играет самокорректирующий процесс обучения, который Лонерган понимает не только как способ, каким мы приобретаем нам здравый смысл, но и способ, каким мы приобретаем понимание чужого здравого смысла. И тут от накопления фактов мы переходим к столкновению с личностями и ценностями.

Исследователь начинает изучение текста, вооруженный своими интересами и ценностями. В процессе изучения текста, он открывает все новые вопросы, волновавшие автора, задачи, перед ним стоявшие, проблемы, которые он пытался решить, материалы и ресурсы, находившиеся в его распоряжении. Тогда исследователь откладывает в сторону собственные  интересы и заботы, чтобы разделить интересы и заботы  автора, реконструировать контекст его мысли и речи. Лонерган понимает здесь контекст как «гнездо переплетенных, сотканных между собой вопросов и ответов»43. Контекст ограничен, постольку все вопросы и ответы прямо или косвенно относятся к одной теме. Эта единая тема должна обнаружиться по ходу исследования. Она подчас развертывается в безмерно сложный комплекс взаимосвязанных вопросов и ответов. Но наступает момент, когда уже не встает никаких релевантных вопросов, и тогда открывается возможность суждения. Исследователь достигает точки, когда возникает целостное видение, где все компоненты выстраиваются в единую картину, он чувствует, что задача выполнена, он может предложить вероятную и, возможно, достоверную, но никогда не окончательную интерпретацию.

Таким образом, в «Методе в теологии» существует явный акцент на герменевтике. Понимание текстов присутствует и в остальных семи функциональных специализациях. Лонерган показывает, что именно понимание оказывается ключевым моментом теологического, исторического и любого другого гуманитарного исследования, поскольку оно нацелено на разыскание смысла, а смысл никогда не является исходной данностью.

Теология, по Лонергану, «представляет собой рефлексию над религией. Она служит опосредующим звеном между религией и культурой»44. Ее функция состоит в том, чтобы прояснять смыслы и ценность религии в рамках любой существующей культуры. Но будучи связана с усвоением и осмыслением традиции, теология опирается на массив гуманитарного-философского знания и оперирует теми же инструментами, имеет ту же структуру познания, что и другие гуманитарные науки. Поэтому она испытывает необходимость сотрудничать с философией и другими науками гуманитарного профиля. И в силу этой общности и необходимости сотрудничать между теологией и гуманитарным знанием не может быть противоречия.

 

43    Лонерган Б. Метод в теологии. С.183.

44   Lonergan B. Philosophy of god and Theology. London, 1973. P.22.