Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Вплоть до начала XIX века Святой Престол воспринимался как сила, способная воздействовать на общественное мнение и играющая значительную роль в дипломатических баталиях. Уничтожением ордена иезуитов была нивелирована кулуарная власть Ватикана. После 1798 года Ватикан был вынужден приспосабливаться к обстоятельствам, контроль ситуации перешел к светской власти. Данная статья посвящена краткому обзору трансформации отношения к Римско-католической церкви в традиционных оплотах веры в предшествующий промежуток времени – Франции, Испании и Австрии. Целью статьи является проанализировать изменения, произошедшие в отношении к Римско-католической церкви в этих странах.

Необходимо отметить, что уже как минимум к середине XVIII века гвельфская идеология о мессианской роли Италии во главе с духовным владыкой универсума, папой, перешла в область предания. Международные проблемы, писал Дж. Канделоро, все чаще решались исходя из торговых интересов13. Вместо универсальной духовной власти папства на первый план выходила власть капитала под знамѐнами «свободы совести, печати и слова». Очевидно, что европейский социум переживал масштабные трансформации, которые отразились в борьбе либеральных идей против авторитета церкви.

За столетия нахождения у руля или близко к нему представители католицизма привыкли участвовать во всех более или менее значительных общественных и политических событиях Европы. Это не могло не оказать влияния, в свою очередь, на сам папский престол и его иерархов. Католичеству как организации присущи, в том числе, некоторые признаки властной машины: иерархичность и бюрократия. Поэтому Святой Престол весьма болезненно воспринимал попытки оспорить свои прерогативы, как на духовном поприще, так и в сфере светской власти. Это подкреплялось убежденностью в священности власти папы римского, наместника Христа на земле. Настоятель Вестминстерского кафедрального собора и будущий кардинал Г.Э. Мэннинг в 1861 году писал: «Нет никакой другой Церкви [за исключением Римской], никакого другого сообщества, которое [так же, как РКЦ] утверждало бы свое право на то, чтобы называться Церковью, которая не подчиняется, не повинуется, но владеет этим миром, когда гражданские правители им располагают»14. Примечательно, что осознание превосходства РКЦ над всеми остальными конфессиями и государственными объединениями отразилось в данной цитате даже на уровне лексики: Г.Э. Мэннинг, говоря о власти РКЦ над миром, употребляет английский глагол «hold», который также имеет значение «держать, содержать в себе, обладать (полностью)», в то время как близкий ему по смыслу глагол «command» («командовать, располагать»), употребляемый Г.Э. Мэннингом по отношению к гражданским властям, не содержит в себе такого глубокого философского смысла, как «hold» и не обладает столь всеобъемлющим значением. Это сращение в доктрине католицизма светской и духовной власти и стало одним из определяющих факторов политики пап на протяжении всего XIX столетия.

В первой половине XIX века Святой престол находился в весьма сложном международном положении. Французское правительство поставило наиболее знаковых фигур из числа иерархов РКЦ под постоянное наблюдение агентов полиции15. Одновременно оно, находясь между молотом и наковальней и стремясь консолидировать общество (ведь немало было и недовольных дискриминационными мерами по отношению к РКЦ), сделало попытку возвращения к «старым добрым временам», но лишь усугубило негативное отношение к

 

13 Канделоро Дж. История современной Италии: в 7 т. Т. 1: Истоки Рисорджименто. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. С. 89.    

14 Цит. по: Gladstone W.E. The Vatican decrees in their bearing on civil allegiance: political expostulation. London: John Murray, Albemarle street, 1874. P. 5.

15   Булгаков А.И. Римский католицизм во Франции в последнее время // Христианское чтение. 1905. №1. С. 43.




католицизму. Луи Наполеон, придя к власти, предложил пост министра культов и народного  просвещения католику Альфреду де Фаллу. Именно его именем будет позже назван закон о реформе народного образования (1850 г.), согласно которому надзор за всеми учебными заведениями был поручен духовным лицам. Это вызвало отрицательные отклики в прессе и той (немаленькой) части общества, что придерживалась либеральных идей.

В то же время даже в католической французской прессе не было единства. Издания, лояльные Ватикану, обвиняли друг друга в «смутьянстве» и ангажированности отдельными епископами, жаждущими мирской славы16. Кроме этого, к этому добавлялся и кризис внутри-церковный кризис. Внутри французского духовенства все еще сильна была галликанская инерция, хотя само галликанство к тому времени как оформленное движение уже не существовало. Неистраченная энергия нашла свой выход. Утрата влияния РКЦ во Франции привела к расцвету всякого рода квази-религиозных организаций, таких, например, как масоны и розенкрейцеры. Никаких достоверных статистических данных по этому вопросу, вполне понятно, нет, однако, судя по реакции Святого престола, деятельность тайных обществ достигла большого размаха. Пий IX вынужден был даже обратиться к епископу Парижа в 1865 году со строгим внушением: «…мы не можем скрыть от Вас, почтенного брата, что наше горе и удивление были очень большими, когда мы услышали, что Вы председательствовали на похоронах маршала Маньяна, гроссмейстера Ордена Вольных каменщиков, и дали священное отпущение грехов, в то время как масонские знаки отличия были помещены в катафалке; и что члены этой порицаемой секты с флагами и теми же самыми знаками отличия стояли в этот момент вокруг катафалка»17. Из контекста письма становится понятно, что высшие церковные иерархи не только не препятствовали распространению учения масонов и других подобных организаций, но и сами, скорее всего, входили в эти тайные общества, чем и объясняется внезапное своеволие, в частности, парижского епископа, которое он не стеснялся выражать вслух. Например, именно епископ Парижа произнес речь перед Сенатом, в которой требовал урезания прерогатив Ватикана, а именно: исполнения апостольских наказов только после одобрения их гражданской властью18. В этой связи неудивительно крайнее раздражение Пия IX, с которым он обращался к перешедшему границы дозволенного прелату: «Вы не смущаетесь утверждать, что власть римского папы в епархиях не есть всеобъемлющая, не есть непосредственная. Это – лишь Ваше мнение, что римский папа не может распространить свою власть на любую епархию, за исключением тех случаев, когда дела этой епархии находятся в таком расстройстве, что это вмешательство стало бы единственным средством для спасения душ...»19 В том же 1865 году Пий IX произнес анафему масонству и отлучил от церкви всех его приверженцев и покровителей, что вызвало в прессе недоумение. Отдельные французские газеты высказывали удивление по поводу того, что папа проклял общество, «не пользующееся в наше время никаким значением и не имеющее никакой определенной деятельности»20.

Можно поспорить с тем, насколько это недоумение было оправданным и действительно ли масонство «не имело никакой деятельности», но сама реакция говорит о том, что слова наместника Святого Петра больше не воспринимались как непреложный закон.

Примечательно, что исследователь данной проблемы А.Р. Мэй приходит к выводу, что «определение французской Церкви как реакционного учреждения, которое отклонило модерн и подавило либералов, может быть верным только на уровне идеологии и теории. На практическом уровне, однако, учреждение [Римско- католическая церковь] изменялось, принимая текущие методы и процедуры модерна по необходимости или случайно (курсив автора статьи)…»21 Иными словами, по мнению А.Р. Мэй, Римско-католическая церковь, оглушенная обстоятельствами, из ведущей превратилась в ведомую и потеряла контроль над ситуацией.

Испания, еще один оплот Ватикана, с 1820-го года была потрясаема революциями, междоусобными войнами и династическими конфликтами. В 1834-35 гг. произошло небывалое для «страны Игнатия Лойолы» событие: некогда ревностные католики в процессе холерных бунтов начали грабить монастыри. 17 июля 1834 года было совершено нападение на мадридский монастырь, затем были разграблены монастыри в Сарагосе, Барселоне, Валенсии и Кадиксе. Это было чрезвычайно симптоматичное явление. 1835-37 года принесли еще большее потрясение: правительственным законом большое количество монастырей было закрыто, их имущество было отобрано и десятина отменена. Казна, испытывая крайнюю нужду в деньгах, больше не выбирала средств. В 1842 году дипломатические отношения Испанского королевства и Ватикана были прерваны, священникам, открыто  или тайно  поддерживавшим папу, угрожали  изгнанием  из страны, признание  аллокуции объявили государственным преступлением22. Хотя в 1851 году между странами был вновь заключен конкордат, это было не «сердечное согласие», а дипломатический шаг – этого требовали тактические интересы Испании и Ватикана на тот момент. Восстание 1855 года, вернувшее к власти либеральное правительство Эспартеро-О’Доннеля, в один миг, словно карточный домик, уничтожило систему отношений, предусматриваемую конкордатом, и вновь поставило на повестку дня вопрос о продаже церковного имущества.

 

16   May A.R. The Falloux Law, the Catholic Press, and the Bishops: Crisis of Authority in the French Church // French Historical Studies. 1973. Vol. 8.№1. P. 87.

17   The Letter from the Pope to the Archbishop of Paris. London: William Macintosh, 24, Paternoster Row., 1869. P. 13.

18   Ibid. P. 4.

19 Ibid. P. 3.

20   Цит. по: О проклятии масонов римским папою Пием IX. СПб.: Типография М. Эттингера в б. Мещанской д. №14-37, 1866. С. 4.

21   May A.R. Op. cit. P. 94.




В 1868 году в Испании в результате Славной революции была провозглашена свобода вероисповедания и одновременно с этим началось изгнание католических монашеских орденов. Однако и очередная реставрация монархии, произошедшая вскоре, не принесла покоя – как писал современник, новому королю Альфонсу предстояло решить «квадратуру круга: в одно и то же время защищать притязания римской церкви на всевластие и основной  принцип новейшего государства – свободу религии»23.  Вследствие чуть ли не ежегодно происходящих революций и реставраций, со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, периодическая отмена старых законов, а затем их восстановление), Испания превратилась в измученную страну с пустой казной и доведенным до крайней степени недовольства населением, готовым взорваться в любой момент.

В Австрии также нарастала волна анти-католицизма. Наступление на права Ватикана началось еще в правление Марии Терезии (1765-80 гг.) и Иосифа II (1765-90 гг.). Тогда народные школы были изъяты из полного подчинения Церкви, священникам оставлялось право преподавать только религию, надзор же за школами был поручен светским лицам. В Haupt-Schulen преподавание даже религиозных предметов было отдано светским «катехетам». Более того, введенный метод обучения, названный «сократовским», при котором ученики должны были сами выводить религиозные истины в процессе дискуссий и бесед, а не получить их в готовом виде из сочинений Отцов Церкви, впоследствии, по наблюдениям современников, способствовал  развитию рационализма24. Была основательно пересмотрена программа обучения в университетах. Ряд последующих императорских законов обязал монастыри платить налоги в казну, запрещал завещать имущество Церкви на сумму более 1500 гульденов (а затем и меньшую), предписывал спрашивать разрешение правительства на дисциплинарные наказания белого и черного духовенства. Было положено начало уничтожению католических монастырей. Не изменил положения и личный приезд в Вену папы в 1782 году. По описаниям современников, при дворе его приняли холодно «и даже непочтительно»25 (несмотря на восторженную встречу со стороны народа). Учитывая, что до Великой Французской революции оставалось на тот момент еще 7 лет, сам факт приезда папы «на поклон» к императору и полная неудача его миссии явилось грозным предзнаменованием и одним из зримых выражений падения авторитета Святого престола вне зависимости от революционных событий.

Одновременно, анти-католические меры австрийского правительства обусловили нестабильность государства: Римско-католическая церковь имела многих сторонников в правящем аппарате и элите, спаянных с нею идеологически, экономически и благодаря родственным связям. Поэтому нарушение прерогатив РКЦ фактически раскололо элиту на два противоборствующих лагеря, создав мощный фланг оппозиции, готовый в любой момент выступить против правящего дома. В конце XVIII века недовольство политикой правительства в империи было настолько сильным, что некоторые законы, дискриминирующие католиков, были отменены. Напуганное французской революцией, австрийское правительство вернулось к протекционизму по отношению к Церкви. К. Меттерних, идеолог реакции, писал: «…государи ныне находятся на осадном положении»26, а, следовательно, они должны соблюдать принцип непоколебимости своих убеждений, в том числе и в особенности религиозных27. Реакцией К. Меттерних заложил мину замедленного действия под все здание империи, не добившись желанной цели: общей тенденции секуляризации это не изменило. Многонациональная и многоконфессиональная империя больше не желала исключительного примата Рима.

Таким образом, на пространстве всей Западной Европы Святой престол получал чувствительные удары, подрывающие его могущество на законодательном и государственном уровне. Однако политические перипетии событий – не суть проблемы, а лишь зримое выражение подспудных духовных бурь, охвативших Европу в XIX веке. Великая Французская революция закончилась, но оставила смуту в умах. Даже те, кто горячо отрицал ее методы, были очарованы идеями Свободы, Равенства и Братства: «Эти идеи, - писал Ш. Дюмурье, - обладают  чрезвычайной гибкостью, которая позволяет их сжать; но они разогреваются сокращением, они разбивают и потрясают все…»28

 

 

 

22   Римско-католическая Испания в церковно-общественном отношении: очерк новейшей церковной истории с характеристикой внешней и внутренней жизни этой страны // Христианское чтение. 1898. №8. С. 252-256.

23   Там же. С. 256.

24   Кудрявцев А.Я. Церковный вопрос в Австрии // Христианское чтение. 1870. №4. С. 721.

25 Кудрявцев А.Я. Церковный вопрос в Австрии // Христианское чтение. 1870. №11. С. 862-863.

26 Записка князя Меттерниха: о состоянии в Европе и об обязанностях правительств. 1848 // Русская старина. 1873. Т. VIII. Вып. 7-12. С. 797. 

28 Memoires et correspondance inedits du general Dumouriez. Paris: Eugene Renduel. T. I. 1834.P. 67.