Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ КАРТИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЯХ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Советский опыт культурного строительства в регионах составлял культуру промышленных городов, традиционную народную культуру (подразумевалась культура деревни) и художественную культуру (как правило, элитарные формы), но сегодня он несправедливо забыт и огульно порицается. В культурной практике того времени имели широкое хождение репертуарные сборники для работников клубов, сборники календарных дат для библиотекарей и прочее. В подобного плана методических пособиях, выполненных профессионалами, реализовывалась необходимая функция тиражирования, стереотипизации и актуализации эффективного опыта работы в области прикладной культуры.

Пять лет назад, в пору активной деятельности Института культурной политики В.Ю. Дукельский отметил:

«она (речь о прикладной культуре) работает на социальный климат, на атмосферу в обществе, на построение особых отношений в локальном сообществе, влияет на его самооценку. В конечном счете, это культура, интегрированная в общество или имеющая подобную интеграцию в качестве ближайшей перспективы. Перечень социальных проблем, решению которых может содействовать культура, достаточно велик – от обеспечения занятности до преодоления изоляции и формирования локальной идентичности. Теперь о внутренних барьерах, которые для работников культуры не менее значимы и уж точно более заметны, чем внешние границы. Если клубник возможно еще прислушается к разговору о театре, то музейщик и библиотекарь скорее всего пропустят его мимо ушей. Все трепетно блюдут свои профессиональные межи и порой готовы стоять на них насмерть, боясь утратить пресловутую специфику» [2]. Предельно четко и достаточно образно выделены сильные и слабые стороны сложившейся ситуации в прикладной культуре.

Первоочередная задача в области культурного строительства сегодня - проанализировать особенности социокультурной системы региона в изменившихся условиях жизни. Разработка социокультурных практик предполагает необходимость ревизии наличного арсенала культурной политики. Такой анализ необходим в целях создания современной научно обоснованной базы для разработки проектов и моделей модернизации культуры региона, с учетом особенностей реального функционирования в рамках своего культурного поля. Современная национальная культура региона представляет сложный синтез черт локальной национальной специфики с общероссийскими и общемировыми. По сути, это культура массового человека, легко внушаемого, падкого на сенсации, но одновременно с более высоким, чем в прежние времена, уровнем образования, достатка и свободного времени. Мы все живем в реалиях массовой культуры и являемся ее производными. Прошли времена, когда о «массовой культуре» судили в оценочных категориях и, как правило, только в отрицательных или пренебрежительных. Продуктивным признается подход Д. Белла, согласно которому «массовая культура - это организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания» [1, с. 96]. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами осуществляется на уровне «массового человека», то есть на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.

Сферы проявления массовой культуры классифицированы А.Я. Флиером, который выделяет следующие направления массовой культуры: индустрию «субкультуры детства»; массовую общеобразовательную школу; систему национальной (государственной) идеологии; массовые политические движения; массовую социальную мифологию, упрощающую сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций; индустрию развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу; индустрию оздоровительного досуга; систему организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология); разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности [4].

Позволим себе «перевести» некоторые положения А.Я. Флиера в «индустриальный» дискурс:

-      индустрия политтехнологий: массовые политические движения и партии, которые используются политиками для достижения своих целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

-     индустрия социального мифотворчества: повсеместное стихийное возникновение квазирелигиозных течений и сект, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые предлагают простые объяснения сложных проблем, например, мифы о мировом заговоре;

-    индустрия развлекательного досуга: поп-культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки, то есть выполнение рекреационной или релаксационной функции культуры; игровые комплексы, приучающие человека к современному темпу и ритму жизни;

-   индустрия оздоровительного досуга: курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, фитнес-клубы, косметические фирмы и услуги;

-       индустрия  интеллектуального  и  эстетического  досуга:  «культурный»  туризм,   художественная

самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, в том числе и посредством сети Интернет; сюда же мы относим индустрию популяризации доступного знания (помимо образовательной системы): электронные банки информации, библиотеки в сети;

-    индустрия моды и рекламы, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного (гламурного) образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на одежду, аксессуары, услуги, идеи.

«Культурные индустрии - это производство непосредственно культурных или в существенной мере культурно отрегулированных феноменов, которое является более или менее массовым по своим объемам и высоко стандартизированным по большинству своих характеристик. Это системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в новационно-поисковом (творческом) режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные в имеющихся условиях технологии социального производства и параметры создаваемых при этом продуктов. Именно эти признаки - массовость и стандартизированность - отличают культурные индустрии от другого режима культурного производства - культурного творчества, имеющего характерные черты новационности, штучности, авторской оригинальности и, как правило, отличающегося еще и высоким качеством. Это производство чаще всего бывает либо непосредственно художественным, либо каким-либо другим (утилитарным или символическим с иными функциями), но практически всегда обладающим существенной эстетической значимостью» [5]. То, что А.Я. Флиер определяет термином «культурное творчество», распространено также под названием творческие (креативные) индустрии.

«Творческие (креативные) индустрии - это отрасли культурных индустрий: архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т.д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития. С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики. … в которой главной ценностью и движущей силой выступает творчество (Джон Хоукинс «Креативнная экономика» - Howkins, 2001)» [3, с.199].

В данной работе не принципиально определение границы между творческими и культурными индустриями (автор видит разницу, но здесь проблема рассматривается в другой плоскости). Посмотрим на них с позиции функционера от культуры. Одна из ключевых проблем эффективное распределение бюджетного финансирования и привлечение внебюджетных средств, то есть оптимизация: как при минимальных затратах получить максимальный результат. Чтобы понять, как распределить и  кого привлечь, необходимо зримо представить наличные объекты: клубы, музыкальные и художественные школы, базы, площадки, социокультурные центры (СКЦ), промысловые и ремесленные центры и ИП, места проживания народных мастеров и т.п. «Построение модели существующих связей и стоимостных цепочек, основанное на статистике и социологических исследованиях, легло в основу технологии, которая применяется теперь повсеместно для оценки потенциала культурных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки. Эта технология называется картированием (mapping)» [3, с. 200].

В республике несмотря на огромные территории, при количестве населения меньше, чем в один миллион, а постоянно проживающих еще меньше, картирование - «составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей» [там же], не является невыполнимой задачей. Начать с крупных официальных и общеизвестных явлений региональной культуры, затем постоянно уточнять, делая карту все более подробной.

На основе картирования «формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории. Картирование может осуществляться как для индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т.д.).

Проведение такого типа исследований важно по трем причинам:

1.      Различные субсекторы культурных индустрий: музыка, исполнительские искусства, изобразительные искусства, телевидение и т.д. интегрированы в местную экономику, социальную жизнь и политические системы. Они работают как «кластеры» (cluster – англ. «кисть, гроздь, пучок, куст») и обладают кумулятивным эффектом, который существенно влияет на развитие.

2.      Кластеры сосредоточены главным образом в крупных метрополиях, работающих как локусы городских сетей и сервисные хабы для более дисперсных сервисов (таких как ремесла или фабричные производства). Таким образом, собственно город и уровень урбанизации выступают базовыми факторами для развития сектора культурных индустрий. Определение уровня «творческой кластеризации» территории становится важным показателем этого развития.

3.      Взаимосвязь между коммерческим и некоммерческим секторами, между искусством и экономическим ростом может быть наиболее четко проявлена на местном уровне» [3, с. 200].

Опираясь на результаты проделанной на основе картирования диагностики, проще определить культурные доминанты (соответственно, финансирование), разумеется, при этом должна учитываться национальная специфика. В частности, для городов нашей республики характерно и немаловажно то обстоятельство, что большинство населения в них – горожане в первом поколении, их вкусы и пристрастия более близки народным и популярным формам культуры, чем элитарным и массовым. Культурная политика должна выстраиваться какч асть политики развития территорий. Определение бренда данного пространства культуры, например, музей космонавтики или музей народной педагогики, - и выстраивание вокруг него и на его ресурсах СКЦ, по принципу многофункционального центра (В.Ю. Дукельский называет это «принципом единого окна») [2].

Актуальность организации СКЦ в селах обусловлена сложившимся противоречием между существующим творческим потенциалом населения и невозможностью его реализации в сложившихся условиях. Тогда как, если грамотно использовать имеющийся потенциал: индивидуальное творческое начало жителей сел (поле для творческих индустрий и, частично, обеспечение рабочих мест) и местные культурные ресурсы (под последними мы имеем в виду действующие институты, такие как школа, музей, библиотека, спортивный зал и др.), можно способствовать, если не решению, то смягчению острых социальных проблем, развитию коммуникации и стимулированию креативности, привлечь инвестиции и повысить социокультурную привлекательность и конкурентоспособность региона. Учет групповых досуговых интересов (безработные, молодежь, пенсионеры), решение проблем инкультурации молодежи и вовлечение в активную социальную жизнь пенсионеров позволит проследить процессы формирования социальной структуры современного села и будет способствовать созданию позитивного социального климата.

Кроме того она обусловлена объективной необходимостью координации и совершенствования работы создаваемых СКЦ. На наш взгляд, сегодня работа учреждений досуга не связана с решением проблем сложившегося досугового неравенства, ограничения доступа к некоторым видам досуговой активности, реализации инициатив и интересов особенно молодежи и пенсионеров, не обеспечена современными технологиями (не имеются в виду дорогостоящие современные технические средства, речь идет об эффективных методиках, продуктивных приемах работы). Это приводит к депрессивности, появлению асоциальных форм досуга и, как следствие, к росту социальной напряженности.

Использование результатов картирования в проектной деятельности управленческих звеньев культуры (министерство, департаменты, отделы), на наш взгляд, позволят более продуктивно выстроить тактику и стратегию культурной политики региона. В работе СКЦ на индивидуальном уровне возможно формирование активной части населения (особенно, молодежи), выделение общественных лидеров, организаторов общественной работы. В данном случае - это своего рода инструмент формирования кадрового резерва для сферы государственного и политического управления. Организация сети СКЦ на базе существующих институтов культуры при должной реструктуризации, без особенных финансовых затрат позволит создать  условия  для самореализации всех слоев населения, поощрения их инициатив, при использовании потенциала социальных сетей, волонтерского движения и культурных ресурсов региона.

 

Список литературы

1.      Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

2.      Дукельский В.Ю. Культура возвращается домой. [Э/р] / URL: http://www.cpolicy.ru/analytics (дата обращения: 12.09.2015).

3.      Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований /под ред. И.М. Быховской. – М., 2010.

4.      Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. //ОНС: Общественные науки и современность. –М., 1998. - №6. [Э/р] URL: http://bibliofond.ru (дата обращения: 12.09.2015).

5.      Флиер    А.Я.  Культурные  индустрии  в  истории      и  современности:  типы  и  технологии  [Э/р]//Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май - июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 12.09.2015).