Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЛОНТЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

В настоящее время феномен волонтерства является притягательным объектом внимания для российских специалистов различных дисциплинарных отраслей. Добровольчество активно исследуется в рамках социологических, психологических, юридических и иных изысканий. Связано это с самим фактом активного развития добровольчества в современной России и институционализацией его в системе социальных структур общества. Актуальность исследований волонтерства значительно усиливается в связи с тем, что оно является необходимым условием для формирования гражданского общества и занимает в его структуре весьма значительное место.

Надо отметить, что характерной чертой российских волонтерских организаций является их построение, в большинстве случаев, на основе молодежных и студенческих организаций. Сам факт включения молодежи в волонтерскую деятельность является в настоящее время как условием успешной социализации для ряда профессиональных направлений подготовки специалистов (например, студентов по специальности «Социальная работа»), так и характеризует изменение вектора социальных интересов участников добровольческой деятельности. Действительно, неоплачиваемая работа на общественные нужды является свидетельством формирования гражданского типа личности, что характерно для развитых в нравственном плане социумов.

Исследования волонтерства в рамках социологии можно классифицировать на несколько типовых направлений. Во-первых, рассмотрение волонтерства как некоторого проявления благотворительности, меценатства. Действительно, работая в добровольческих организациях, личность затрачивает собственное время, энергию, иногда – вкладывает материальные ресурсы (приобретая, например, спецодежду). Это вполне можно отнести как стремление к реализации бескорыстных действий на благо социума.

Во-вторых, волонтерство изучается с точки зрения его как элемента социальной поддержки, свойственной обществу с определенного этапа развития. В основе такого подхода находится понимание помогающей деятельности как формы социальной работы с людьми, нуждающихся в постоянной поддержке со стороны общества (инвалиды, лица третьего возраста) или находящихся во временном трудном положении (бездомные, наркоманы, заблудившиеся). Данное направление социологических исследований, на наш взгляд, учитывает далеко не все формы приложения сил волонтеров, поскольку спектр добровольческой активности может выходить далеко за рамки оказания помощи людям.

В-третьих, волонтерство рассматривается сквозь призму практик межкультурной коммуникации и партнерства. Действительно, в процессе волонтерской деятельности реализуется целый набор уникальных коммуникативных отношений как между участниками подобной деятельности, так и с внешними социальными акторами, что в целом отличает процессы взаимодействия от привычных.

В-четвертых, волонтерство является элементом профессиональной и личностной социализацией и данный факт также активно исследуется в рамках социологической науки. Данное направление актуально при изучении институциональных характеристик волонтерства и волонтерских организаций. Действительно, многие волонтерские организации представляют собой мощные структурные объединения, в которых помимо сугубо добровольческой деятельности осуществляются управленческие, организационные, финансовые процессы, требующие привлечения профессионалов.

Если же рассматривать волонтерство как некий социальный процесс, мы можем выделить некоторые признаки, характеризующие его как составную часть социальных процессов в целом.

1)     волонтерское движение находится в русле более широких и масштабных взаимодействий различного рода: культурных, социальных, экономических, политических и иных;

2)      нормативными регуляторами волонтерской деятельности являются общечеловеческие ценности и гуманистические императивы;

3)    волонтерство реализуется в виде специфической формы социального, культурного и коммуникативного взаимодействия;

4)     волонтерство предполагает наличие в качестве ресурсов своей активности культурные, социальные, материальные, политические, средства, выступающие в качестве поддержки добровольческих движений;

5)    в основе социально-культурной идентичности волонтерства является существование неких общих норм, ценностей, установок, стандартов;

6)       основными мотивами участия в волонтерской деятельности являются альтруистические мотивы бескорыстного служения на благо внешних по отношению к личности субъектов.

Надо отметить, что государство, признавая за добровольчеством право на существование, трактует подобную работу как «добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [1]. В данном определении добровольческая деятельность предстает как чрезвычайно многоплановое и многоаспектное явление. Действительно, можно выделить различные как традиционные, так и инновационные формы добровольческой активности. К первым можно отнести проявление милосердия, подаяние, пожертвование, волонтерство. Вторая группа – активности появляется сравнительно недавно и связана с развитием общества, экономики и культуры в целом: эндаумент, фандрайзинг, спонсоринг, венчурная благотворительность и социальное служение [2].

Относительно новым явлением является также интернет-благотворительность. Конечно, данное явление связано с развитием виртуальной среды как сферы коммуникативных практик и реализуется, в основном через социальные площадки. Это связано с тем, что «социальная платформа предоставляет возможности коммуникации, поиска нового социального окружения» [3, С.311]. Практически в каждом крупном городе страны существуют группы в социальных сетях, например, «ВКонтакте», размещающие информацию о волонтерских акциях, просьбах о помощи на территории города, Примером может служить страничка https://vk.com/volonterrulit, создатели которой организуют  подобную деятельность на территории города Ставрополя. Социальные сети являются более динамичными площадками для организации подобной деятельности, по сравнению с подобными, но созданными на базе официальных структур сайтов. Так, сайт http://vol.kdm26.ru/ созданный при Министерстве образования и социальной политики Ставропольского края и посвященный волонтерскому движению, обновлялся в последний раз 14.02.2014 года, что свидетельствует о негибкости официальных структур в данном направлении. Представляется, что с развитием интернет-технологий именно социальные площадки добровольчества станут все более распространѐнными. Кроме того, сами электронные площадки зачастую являются способами организации волонтерских и иных подобных действий.

Законодательство Российской Федерации вводит всего три категории участников благотворительной деятельности: благотворители, добровольцы и благополучатели. При этом добровольцы никак не разделяются, хотя на практике именно данная группа является самой эклектичной и распространенной. Нам представляется, что наиболее полной будет классификация волонтеров по видам осуществляемой деятельности. Поэтому, проанализировав направления волонтерской активности, создадим следующую классификацию, в основании которой лежит сфера приложения сил волонтеров. Во-первых, работа, связанная с восстановлением объектов материальной культуры, строительством, благоустройством территории населенных пунктов, охраной окружающей среды. Во-вторых, работа в сфере образования и культуры, с детьми, инвалидами и престарелым. В- третьих, работа с животными, как дикими, так и одомашненными. В-четвертых, разнообразная помощь в период проведения массовых мероприятий – спортивных, культурно-развлекательных и других.

Данные направления достаточно объемные, и каждое из них может быть типологизировано, что только подчеркивает разнообразие волонтерской деятельности. Это же вызывает исследовательский интерес, поскольку исследование любого сложного социального явления, появившегося относительно недавно в практике общественных взаимоотношений, является актуальным и своевременным. Особенно актуальна эта задача в условиях, когда социальные системы вступают «в период коренной трансформации, которая затрагивает не только институциональные формы социума, но в не меньшей степени повседневную жизнь» [4, С. 149]. Как нам представляется, исследование волонтерских структур и волонтерской деятельности в качестве элемента современного гражданского общества должно осуществляться в совокупности приемов и методов социологии, с применением междисциплинарных подходов современной социально-гуманитарной науки в целом.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

2.      Пешкова. Н.Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России // Омский научный вестник, 2011, № 101. С. 43-46.

3.      Лежебоков А.А. Игровые коммуникации в социальных медиа //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 311-314.

4.      Сергодеева Е.А., Мищенко Е.Ю. Теории общества потребления в современной философии //Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. С. 149-153.