Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Мы легко отказываемся от своего прошлого, переписываем историю, исходя из идеологических и политических предпочтений, сносим исторические сооружения и памятники, уничтожаем все, что нам кажется не современным или не модным, забывая и не думая о том, что в памяти прошлого, в памятниках и зданиях, связующее звено поколений - частички жизни, профессиональный труд наших предков, наших родителей. Предлагая альтернативные пути экономической и хозяйственной трансформации, модели и технологии их реализации в Российской Федерации и, в частности, в Волгоградском регионе в ХХI веке, следует сформировать и оценить социальный портрет тех людей, которые в эпоху преобразований в советском обществе в 60-е годы ХХ века, сыграли наиболее активную роль в региональном развитии.

Шестидесятые годы ХХ столетия в Советском Союзе остались в истории как время формирования гражданского самосознания, реабилитации ценности человеческой жизни, лежащих в основе взаимоотношений порядочности, уважения к человеку, к свободе. Это были годы, разрешившие многолетние мировоззренческие противоречия между ленинской и сталинской идеологией, между патриотизмом «по-советски» и любовью к Родине «по-настоящему». Последовавшая за ХХ съездом КПСС в 1956 году либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной творческой деятельности наиболее прогрессивной части советского общества. Так называемые «шестидесятники» - как субкультура советской интеллигенции, захватившая поколение родившихся примерно между 1925 - 1940 г.г., сформировали свои взгляды на окружающий их мир в годы сталинских репрессий, Великой отечественной войны и последующих лет восстановления народного хозяйства СССР, либерализации государственного и общественного устройства. Период «оттепели» пришелся на их наиболее активные молодые годы жизни, и в это же время в СССР было время демократических преобразований. Социальные идеи равенства в обществе конца 50-х начала 60-х г.г., вырабатывали общественное сознание, формирующее определенные этические взаимоотношения между людьми, которые были привлекательны как на государственном, так и на личностном уровне.

Один из поэтов того времени Юрий Галансков наиболее выразительно охарактеризовал эпоху начала 60-х годов ХХ века Советского Союза в «Человеческом манифесте» (1960) [1]:

«Это – я, Призывающий к правде и бунту, Не желающий больше служить, Рву ваши черные путы, Сотканные из лжи!»

Когда говорят о шестидесятниках, обычно имеют в виду людей искусства - писателей, поэтов, режиссеров, художников, в какой-то мере журналистов, философов, реже политиков. Культовыми фигурами в культуре и политике были Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла  Ахмадулина, Булат Окуджава,  Александр Галич, Владимир Высоцкий, Эвальд Ильенков, Мераб Мамардашвили, Александр Зиновьев, Эрнест Хэмингуей, Эрнесто че Гевара, Фидель Кастро и многие другие.

Но были и другие шестидесятники, о них знают и пишут значительно меньше. Так называемый «поколенческий пласт» первой советской интеллигенции, большинство из которых вышло из среды крестьянства и рабочего класса через образование к саморазвитию  и самореализации. Думающая,  мыслящая, делающая, старающаяся провинциальная интеллигенция – прослойка общества, поднимающая и развивающая регионы, провинцию как основу стабильности государственного устройства. Талантливые, творчески и профессионально востребованные молодые люди, их основной целью было сделать лучше свою Родину и общество. Они не были ярко выраженными оппозиционерами или диссидентами к существовавшему тогда государственному строю. Это были советские люди, родившиеся, воспитывающиеся и жившие при Советской власти в рамках коммунистической идеологии, но их отличительными качествами являлись профессиональный интерес и преданность делу, которым они занимаются, любовь к земле и стране, в которой они живут. Проявление творческого потенциала в профессиях, возможность реализовывать себя, энтузиазм с которым они относились к своему делу, дает возможность отнести их, к так называемому, «креативному классу» советского общества.

В то время  я росла в среде таких людей. Не знаю, говорят  ли их  фамилии что-либо современному поколению в Волгоградском регионе, но для меня именно они были и до сих пор остаются наиболее яркими выразителями духа и смысла поколения шестидесятников – Шабунины, Гайдуковы, Мезенцевы, Магомедовы, Ракутины, Тупиковы, Ковыряловы, Бердниковы, Куценко, Коробейниковы и многие другие замечательные люди нашей области, оставившие по себе память в сердцах тех, с кем им пришлось жить, учиться и работать. Всѐ же они были поколением начавшейся «оттепели», а не периода «застоя» и окончательного крушения советской системы. Тогда было много талантливых и порядочных людей во всех сферах общественной и хозяйственной жизни и те, о ком идет речь являлись цветом, точнее, элитой той России, с присущей им индивидуальностью, они были, выражаясь современным языком - лидерами регионального и корпоративного уровня.

«Лучшие люди» обнаруживаются повсеместно, во всех областях человеческой практики, хотя и не везде принят критерий «элитарности». Классическим объектом изучения элитологии является политическая элита, часто говорят об экономической, научной, военной элите, об элитарном образовании, искусстве и т. д. Но нет необходимости обращаться ко всем элитным группам. Достаточно включить в галерею социальных ликов три элитных образа: экономическую элиту, политическую элиту и интеллектуально-этическую элиту [3]. Для этих людей приоритетными ценностями были бескорыстный альтруизм, забота об общественном благополучии, самосознание, достоинство, благоговение перед культурой, наукой и образованием. Врачи и учителя, преподаватели высшей школы и научные работники, инженеры, юристы и журналисты, агрономы и экономисты, представляющие обширный слой советской интеллигенции, способные отсеивать здравый смысл от идеологических «измов» - они были социальной элитой общества, носителями новых идей, переосмысливали недальновидные, а иногда просто уничтожающие перспективные направления деятельности в региональном развитии, постановления и приказы из центра власти.

Что было их целью? Как они работали? Понимали ли общие проблемы развития страны и Волгоградского региона? Сложно сейчас ответить на эти вопросы, но можно с уверенностью сказать, что их отличала широта взглядов и глубина мысли, уважение к близкому и далекому человеку, к профессии, к делу, которому они служили всю свою жизнь. Все то, что смело можно отнести к категории патриотизм, любви к своей земле, к своей Родине. Даже в рамках так называемого «железного занавеса», они привносили свежую струю нового, интересного, творческого в окружающий их мир.

Тот период 60-х годов ХХ столетия в Советском Союзе были годами реформирования национального хозяйства, отмеченные в экономической истории внедрением организационных и экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приѐмов материального стимулирования во всех областях хозяйственной жизни. Необходимость более полно использовать интенсивные факторы экономического роста для достижения повышения производительности труда через улучшение его культуры, управления и организации, эффективного использования имеющихся ресурсов, вовлекало молодое поколение в активную деятельность по преобразованию экономической и хозяйственной жизни Волгоградского региона.

Чтобы лучше понять о чем думалось и мечталось молодым шестидесятникам в 1960-е годы на этапе своего духовного и профессионального формирования, можно обратиться к анкетному опросу, проведенному в начале 1961 г. Институтом общественного мнения при газете «Комсомольская правда», который возглавлял молодой социолог Б.А. Грушин, на тему «Что Вы думаете о своем поколении?».

Более 95% опрошенных заявили, что имеют определенную жизненную цель. На вопрос «В чем состоит цель Вашей жизни?» было получено следующее распределение ответов:

служить народу, приносить пользу Родине – 33,5%;

стать первоклассным специалистом, в совершенстве овладеть профессией – 33,2;

стать настоящим коммунистом, всесторонне развитым, высокоморальным человеком – 15,6;

стать деятелем литературы и искусства – 5,9;

создать хорошую семью, воспитать достойных детей – 4,2; совершить открытие, сделать что-либо выдающееся – 2,6; выгодно вступить в брак – 2,3;

стать знаменитым спортсменом – 1,3;

иметь много денег, проводить жизнь в развлечениях и удовольствиях – 0,1, т. е. один человек на1000 опрошенных.

На вопрос «Что Вы должны сделать для достижения своей цели?» были получены ответы: продолжать образование– 63,4;

упорно, творчески трудиться– 29,0; совершенствовать свои личные качества– 21,6; копить деньги– 0,4.

Целеустремленность, гражданская и идеологическая выдержанность, энтузиазм и чувство патриотизма сочетались с высокой самооценкой молодежи того времени.

Яркими представителями поколения «шестидесятников» в Волгоградском регионе были чета Шабуниных

–    Иван Петрович и Иветта Михайловна. Высокообразованные, с разносторонними интересами, увлеченные и способные увлекать других – они всегда выделялись своими лидерскими качествами, эрудицией, жизнелюбием, человеческим обаянием, способностью оказывать влияние на каждого, кто оказывался рядом с ними. Не удивительно, что Иван Петрович впоследствии стал известным государственным деятелем, первым Губернатором Волгоградской области, Иветта Михайловна профессором, доктором экономических наук, основателем направления научной экологической школы.

Он – крестьянский сын из Новоаннинского района Волгоградской области, она – дочь Новочеркасской казачки из Ростовской области и потомка армянина княжеского рода из Тбилиси. Семью Шабуниных и моих родителей объединяли не только профессиональные интересы – агропромышленное производство и научно- преподавательская деятельность, но  и общий круг друзей, сложившийся не столько по  профессии, сколько именно по качеству мировосприятия и образу мышления, которое характеризует советское молодое поколение 60-х годов, так называемые «физики-лирики». Впоследствии Иветта Михайловна говорила, что это было время «государственных людей» - молодые люди с разнообразными интересами, увлеченные не только своей работой, но и общественной деятельностью, желающие и умеющие весело и интересно проводить свободное время. В то время они не  занимали высоких должностей в иерархии хозяйственной и  государственной жизни, а государственными людьми они были по свойственному им мышлению, по тому, что личные интересы особенно не расходились с понятием польза для города, региона, страны. С годами, свойственная им целеустремленность, стремление со знанием дела принести пользу обществу, превратила их в управленцев и организаторов региональных предприятий – директоров, главных специалистов, известных журналистов и врачей, доцентов и профессоров, а также дипломатов, руководителей регионов и крупных отраслевых ведомств и т.д. и т.п.

Чета Шабуниных уже тогда обладали личностными качествами в дальнейшем реализовавшимися в профессиональной деятельности. У Ивана Петровича была феноменальная память, он наизусть читал рассказы А.П.Чехова и М.Зощенко, достаточно артистично представляя персонажи. Иветта Михайловна, со свойственной ей природной иронией, сочиняла стихи и дружеские эпиграммы, и как говорят ее однокурсники, этот талант у нее проявился со студенческой скамьи. Соколов А.В. отмечает, что ирония шестидесятников является скорее юмористической интеллигентской иронией, зачастую добродушной, но не лишенной скрытой насмешки против «педантов, честолюбцев, гордецов». Не зря символами «иронического шестидесятничества» служат Аркадий Райкин и жизнерадостный «Клуб веселых и находчивых», придуманный остроумными студентами1960-х годов [3]. Иветте Михайловне была присуща именно такая ирония – не обидеть, не отстегать, а живо и умно пошутить, отмечая самые интересные и сложные стороны жизни и человеческой личности.

Запомнились родители Иветты Михайловны. Тогда я не знала, что ее отец провел много лет в лагерях как политзаключенный, но по его внешнему виду, манере общаться, тактичному, внимательному и доброжелательному отношению к людям, передавшемуся по наследству дочери, конечно же, об этом догадаться было нельзя. Наиболее полно эти черты проявились в конце жизни Иветты Михайловны – уставшая от серьезной болезни и жизненных невзгод, но несмотря ни на что, оставшаяся удивительно гостеприимной и радушной, она продолжала создавать вокруг себя атмосферу теплоты и доброжелательности и находила в себе силы поддерживать людей.

О семье Шабуниных, их жизненном пути и профессиональной деятельности, их роли в городе Волгограде и Волгоградской области еще при жизни было сказано много достойных слов, написано интересных статей и снято фильмов. В силу их личностных и профессиональных качеств они со временем останутся в памяти одними из ярких представителей региональной элиты второй половины ХХ века.

В настоящее время позиции Волгоградской области как национального центра патриотизма современной России во многом определены многогранной деятельностью по выявлению, изучению и охране памятников истории и культуры [2]. Но все-таки, не стоит отбрасывать наиболее существенное в формировании современного российского патриотизма и самосознания, а именно роль поколения и их представителей, которые во всех областях жизнедеятельности показали, что значит быть истинным патриотом, создающим эту самую российскую историю и культуру и играющим в ней наиболее активную роль. «Как жизнь забывчива, как памятлива смерть», - гениальные строки А.А. Ахматовой. Может быть, вдумываясь в смысл этих строк, следует не только прославлять живущих, но и начать выявлять, изучать и охранять память о тех, кто участвовал в строительстве этой ИСТОРИИ, в нашем случае, истории Волгоградского региона.

Таким образом, оценивая роль представителей поколения «шестидесятников», выбирая наиболее существенные черты их социального портрета, хотелось бы напомнить, что мы имеем тот окружающий мир, ту социальную среду, которую осознанно и ответственно формируем и выстраиваем сами через свое отношение к профессии, делу, к земле и стране, в которой мы живем.

 

Список литературы

1.      Площадь       Маяковского:       1958-1965.       -       Электрон.       текстовые       дан.       –       Режим       доступа: http://www.memo.ru/history/diss/books/mayak/part3-08.htm - Загл. с экрана.

2.      Рекламно-информационная и маркетинговая деятельность. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://givc.ru/projects/passportculturalregions/218/item3888/ - Загл. с экрана.

3.      Соколов А.В. Два поколения советской интеллигенции: шестидесятники и восьмидесятники // Мир России. 2007. Т. 16. № 3. С. 74-111.