Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Начавшийся в условиях развития института частного предпринимательства устойчивый рост малых производственно-ремесленных форм вызвал потребность в адекватной системе подготовки кадров, что повлекло за собой возрождение ремесленного образования в России.

Сегодня ремесленными предприятиями называют малые предприятия (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами индивидуального спроса; характеризующиеся небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, малосерийным выпуском продукции, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы. Такие предприятия имеются в различных отраслях: строительстве, металлообработке, деревообработке, кожгалантерейном, текстильном производстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т.д. Особенностью деятельности ремесленника-предпринимателя является то, что он объединяет в одном лице собственника, менеджера и работника, выполняя таким образом, производственные а также организационные и управленческие функции. С учетом прогнозов специалистов на основе возрастания спроса на труд данных специалистов в последние десятилетия, следует ожидать ренессанса ремесленничества и формирования новой, "ремесленной "экономики, в которой малые предприятия будут более гибкими  и динамичными, научатся сотрудничать и конкурировать с крупными производствами. Ввиду таких весьма существенных особенностей профессиональной деятельности, ремесленнику требуется и особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих.

В этих условиях становление ремесленного образования, формирование его теоретической и методологической базы является весьма актуальной проблемой и приоритетной практической задачей, решение которой имеет важное социально-экономическое и хозяйственное значение. С целью разработки и апробации программ подготовки специалистов по ремесленным профессиям более пятнадцати лет назад в Свердловской области была реализована экспериментальная работа в рамках двух международных германо-российских проектов, конечная цель которых заключалась в создании модели образовательной системы профессиональной подготовки специалистов ремесленного профиля для малого и среднего предпринимательства строительной отрасли и мультипликации этой модели в другие образовательные учреждения Свердловской области30.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере ремесленничества, ремесленного образования порождает следующие проблемы, требующие научного осмысления и решения: сложность научного описания; наличие препятствий для создания современной нормативно-правовой базы, регулирующей ремесленный сектор экономики; неопределенность социального статуса ремесленников, непреодаленные пока в обществе стереотипы непристижности статуса ремесленника, восприятия ремесленников как непрофессионалов; отсутствие в Общероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и специалистов группы ремесленных профессий, разработанных и утвержденных профессиональных стандартов на ремесленные профессии; отсутствие утвержденных государством образовательных программ подготовки ремесленников-предпринимателей; недостаточной пока востребованности на рынке труда современного специалиста ремесленного труда, владеющего к тому же знаниями, навыками организации предпринимательской деятельности.

Все это требует поиска новых исследовательских междисциплинарных подходов. Особый социологический интерес вызывают вопросы  социально – профессиональной адаптации (производственной, социально– психологической, организационной и психофизиологической) выпускников ремесленных специальностей, как составляющей более широкого процесса их социализации.

Современная практика производственных и образовательных отношений показывает не только неспособность выпускников эффективно приспосабливаться к высоким темпам изменчивости труда в условиях трансформации общества, но и осознать сущность и глубину указанных преобразований. Отсутствие природных механизмов приспособления к очень высоким темпам изменчивости в труде усугубляется недостаточным развитием таковых в образовательном процессе; а также отсутствием механизмов, обеспечивающих взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг.

Социологический подход к подобным исследованиям предполагает реализацию экономико- социологического, институционального, деятельностного, социоструктурного, социокультурного видов анализа. Причем наряду с традиционными подходами в социологии образования, социологии профессии, социологии управления важны новые идеи, формирующиеся на стыках различных отраслей знания. При этом востребован не только анализ, но и социологическая диагностика, а также взаимосвязанное прогностическое проектирование развития и решения этих проблем на социетальном, региональном уровнях, на уровне образовательного учреждения.

Ряд предпринятых в последние годы кафедрой социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета исследовательских проектов (проанализированных в предыдущих публикациях автора) можно рассматривать как апробацию востребованных подходов к изучению институциализованного канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования. В рамках комплексного подхода определены основы теоретико - методологического обоснования особенностей, ценностных оснований и культурных предпосылок возрождения ремесленничества; основы социологического изучения потребностей учащейся молодежи в ремесленном образовании, а также апробирована технология социологической диагностики и проектирования проблем адаптации первых групп выпускников; проблем диссонанса ожиданий выпускников ремесленных специальностей и работодателей.

Так, с целью анализа тенденций, конкретизации существующих многоуровневых проблем профессиональной адаптации выпускников-ремесленников Уральского колледжа технологий и предпринимательства было предпринято сравнительное исследование двух разновременных массивов данных (очного и онлайн - опросов выпускников, проведенных в 2010 г. и в 2015 г.)31. С учетом ограниченной доступности объекта исследования - выпускников учебного заведения разных лет обучения, находящихся вне сферы институционального контроля - была выбрана неслучайная выборка респондентов методом доступного случая. Несмотря на то, что данное исследование – зондажное, а анализ полученных результатов носит описательный характер, материалы его имеют определенную научную и прикладную значимость. Вместе с тем, в рамках продолжения изучения данной проблематики этот опыт подтверждает необходимость преимущественного использования качественных методов, а также технологии диагностико- проективного исследования.

 

30    Основными участниками данных проектов стали Фонд Эберхарда Шѐка, Министерство общего профессионального образования Свердловской области и Российский государственный профессионально-педагогический университет. Главной федеральной образовательной площадкой по реализации проектов стал Уральский колледж технологий и предпринимательства, выпустивший за это время более 800 специалистов ремесленного профиля. В ходе экспериментальной работы были выработаны положения, отражающие наиболее важные особенности процесса обучения по ремесленным профессиям, базирующегося на качественно иных образовательных технологиях, педагогических принципах дуального обучения: максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения; качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах; обучение управленческой, предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению в ходе получения среднего профессионального образования; органичное соединение европейского и отечественного опыта профессионального обучения.

31   Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области, проект № 15-16-66005.


Предпринятый социологический анализ позволил сделать вывод о том, что абсолютное большинство (93%) опрошенных выпускников, независимо от года окончания колледжа, довольны качеством образования. Причем таковых на 11 % больше, чем в 2010 г. Подтверждением тому – оценки выпускников уровня сформированных компетенций: большинству из них пригодились как основные профессиональные, так и дополнительные профессиональные компетенции, направленные на организацию предпринимательской деятельности: умение разработать бизнес план (56%), умение анализировать потребности и спрос потребителей (58%), умение оценивать риски предпринимательской деятельности, проводить мероприятия по их снижению (59%). Квалификации ремесленников – предпринимателей помогают им взаимодействовать в профессиональном сообществе и в обществе, в принципе выгодно отличают их от строителей - неремесленников, имеющих узкоспециализированную подготовку. Выпускники-ремесленники сегодня оценивают престиж свой специальности в обществе выше, чем в 2010 г.

Увеличилось число выпускников-ремесленников, трудоустраивающихся по специальности (по ответам опрошенных: 58% в 2010 г. и 69 % в 2015 г.). Востребованность выпускников колледжа у работодателей высока: практически все выпускники имеют предложения по трудоустройству еще до защиты дипломной работы, а независимая оценка работодателями качества подготовки по ремесленным профессиям подтвердила ее высокий уровень. Однако, как показывает практика, работодатель с удовольствием берет на работу выпускников колледжа в первую очередь потому, что они имеют подготовку, прежде всего по строительной, а не по ремесленной специальности. В таких случаях выпускники попадают в ситуацию невостребованности полученной в колледже высокой квалификации ремесленника, когда важный аспект полученного образования и специальности теряет свою функциональность подвергаются серьезной опасности постепенной потери своей квалификации из – за неадекватного содержания труда.

Сравнительный анализ оценок выпускников проблем организационой адаптации подтвердил выявленную тенденцию: наиболее актуальными остаются проблемы, связанные не столько с процессом организации производственной деятельности, сколько с условиями вознаграждения за труд (заниженные тарифы, расценки, несоответствие размера заработной платы уровню выполняемой работы, завышенные требования руководителей производства). В процессе социально-психологической адаптации, освоения системы взаимоотношений на предприятии прослеживается тенденция увеличения недовольных молодых специалистов (24% в 2010 г. и 36% в 2015 г.) тем, что руководство к ним не всегда внимательно, редко справляется о положении дел, о нуждах и т.д.

Примечательны тенденции в оценках проблем производственной адаптации: сокращение доли тех, кто неудовлетворен отсутствием возможностей карьерного роста, повышения квалификации; и увеличение доли тех, кому недостает полученных необходимых профессионально-важных качеств (с  11% до  26%);  современных технологий и умения применять их на практике (с 26% до 30%). Подтверждением тому - увеличение доли ориентированных на получение высшего образования, а также на профессиональное образование по новым специальностям, не связанным со специальностями, полученными в колледже.

Причинами всех перечисленных проблем социально-профессиональной адаптации, как показывают результаты исследования, являются не столько отсутствие умений, навыков или профессионально важных качеств у выпускников, сколько те условия, которые предоставляются работодателями; прежде всего условия труда и содержания работы.

В силу неопределенности методологической, организационной ситуации в системе ремесленного образования, обезличенного, коллективного характера обучения в ремесленных образовательных учреждениях, будущие специалисты не способны пока в полной мере осуществлять свою профессиональную деятельность в социальной роли ремесленника - предпринимателя. Нельзя не учитывать и того, что специфика данного этапа социализации выпускников ремесленных специальностей может быть обоснована своеобразием бифуркационной траектории развития нашего современного общество. В такой бифуркационной среде, где господствуют разрывные, непредвиденные, хаотические, разноплановые, нелинейные процессы, адаптивная  нагрузка на молодежь может быть экстремальной, и даже превышать адаптивный порог. Причем адаптация в этих условиях должна происходить применительно к новой системе социальных, так называемых, динамических норм, социальных ценностей, которые либо попросту отсутствуют, либо еще не институциализированы. По сути дела, возникает своего рода «адаптивный вакуум», в определенной степени способствующий различным отклонениям в  социализации, которые проявляются  в виде преждевременного или  запаздывающего освоения молодымиспециалистами социальных норм, обретения ими социальных ролей. При этом нравственная перестройка личности, ее внутреннее духовное обогащение идет намного медленнее, чем приобретение профессиональных навыков.

Насколько адекватно ориентируются на рынке труда в условиях бифуркации выпускники таких учебных заведений? Какие существуют различия в сроках, путях и способах их профессионального становления? Для представителей каких групп вероятность адаптивной неудачи, адаптивные риски в таких условиях для более реальны? Какие социально-  профессиональные траектории  они выбирают? -  эти и другие острые вопросы требуют дальнейшего теоретического и практического разрешения.

Предметное поле социологического анализа этих проблем на основе междисциплинарного комплексного подхода включает также изучение вопросов, связанных с анализом рынка образовательных услуг для будущих ремесленников; анализом спроса на выпускников учреждения профессионального ремесленного образования; с оценкой способности выпускников к активной социально  - инновационной деятельности; с оценкой уровня социально-профессиональной адаптивности выпускников.