15 октября 2016г.
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6
В современных политических, социальных и культурных реалиях вопросы анализа характера и специфики идентичности молодежи представляются весьма актуальными. Это объясняется не только задачами общей модернизации российского государства и общества, но и той ролью, которую молодежь играет в жизни любого социума, формируя стратегический потенциал будущего.
В таком контексте с целью прояснения вопроса о российской идентичности в структуре идентичностей молодых жителей региона было осуществлено исследование методом формализованного (N=1000; апрель – май 2015г.).
Исследование проводилось в трёх регионах: Республика Хакасия (48,2%), Республика Алтай (24,7%), Республика Тыва (27,1%). Мы придерживаемся официально принятой в Российской Федерации позиции возрастной сегментации молодёжи от 14 до 30-35 лет, однако, при изучении экономических, культурных, правовых вопросов для объективности интерпретации полученных данных, необходимо рассматривать ответы только совершеннолетней молодежи, которая включена в общественное разделение труда, поэтому возрастные рамки объекта исследования ограничились от 18 до 34 лет.
Для определения того, как понимают свою национальность опрашиваемые, предлагалось ответить на следующий вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?». Респонденты ответили следующим образом: русский 39,5%, тувинец 24,1%, хакас 17,8%, алтаец 15,9% отказались отвечать на данный вопрос 3% опрошенных. При этом, для нас было важным выяснить почему респонденты относят себя к данной национальности, и ответы распределились следующим образом: 52,5% относят себя к той или иной национальности так как родители относятся к этой национальности, 30% молодых людей относят себя к той или иной национальности так как знают историю и культуру этой национальности, 14% опрошенных относят себя к определенной национальности так как говорят на языке этой нации.
При этом, типичными положительными чертами присущие выбранному этносу назывались следующие: доброта, широта души, гостеприимность, искренность, трудолюбие, целеустремлённость. К менее типичным чертам данного этноса перечислялись следующие черты: спокойствие, чувство юмора, вежливость, справедливость, честность. К типичным отрицательным чертам своего этноса респонденты относили: лень, вредные привычки, злость, эгоизм.
Одним из важных показателей самоидентичности является территориальная самоидентификация который представляет систему знаний о регионе, о собственной региональной общности, итак, 32,9% молодых людей считают себя, прежде всего жителем России, 22,9% респондентов считают себя жителем своей республики, для 13% вообще не важна территориальная принадлежность, так как для них важнее идентифицировать себя с национальностью, 11,2% респондентов идентифицируют себя, прежде всего с жителями Сибири, 10,6% жителем своего города, 1,2% вообще не задумываются о своей идентичности, так как затрудняются ответить на данный вопрос.
На сегодняшний день, по мнению респондентов, народу больше всего нужно чувство взаимопомощи, коллективизма (50%), чувство свободы личности, личной деловитости, индивидуализма (34,1%), затруднились ответить (15,9%). В целом респонденты отдают приоритет коллективистским началам жизни над индивидуалистическими. Это проявляется в предпочтениях коллективной собственности над частной, чувства коллективизма и взаимопомощи как фактора развития своего народа над индивидуализмом, личной деловитостью. В данном контексте, трудно не согласится с мнением В.А. Тюгашева, о том, что после десятилетия официальной политики, направленной на внедрение в стране свободного рынка, население в большинстве своем не приемлет соответствующей модели развития, продолжая возлагать на государство надежды на обеспечение занятости и создание достойных условий существования, а не просто принятие тех или иных законов [6]. Кроме того, наблюдается в целом негативное отношение населения к предпринимателям и бизнесменам, которые, действуют в своих собственных корыстных интересах и реально выступают фактором разъединения этносов. С точки зрения молодёжи, на сегодняшний день для страны важнее всего обеспечить общий порядок (54,1%), расширить личную свободу граждан (26,5%).
Можно сказать, что современная молодёжь несколько беспечна, так как считает, что государство обязано обеспечить рабочие места и условия жизни, а человек должен хорошо трудиться (47,1%). На свои силы рассчитывает каждый третий и считает, что работу и условия жизни человек должен обеспечить себе сам, а государство обеспечивает его защиту законами и справедливыми налогами (43,5%), остальные - 9,4% затруднились ответить.
В социологии при помощи термина «идентификация» описываются механизмы и практики вхождения человека в социальное пространство, помогающие ему овладеть различными навыками социальной деятельности. Усвоение тех или иных видов социальной практики происходит в результате того, что идентификация протекает в разнообразных формах.
Тем самым для молодого человека, приобретается идентичность как ощущение принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он не один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса одиночества определенной традицией [2].
Следовательно, далее мы попытались выяснить культурные предпочтения современной молодёжи, полученные данные разделились следующим образом: среди предложенного списка актеров (всего 100 человек) наибольшей популярностью пользуются у молодёжи С. Безруков, К. Хабенский, Д. Козловский, Ф. Бондарчук. Среди российских певцов наиболее популярны у молодёжи Н. Басков, Д. Билан, Г. Лепс, Е. Крид, Ф. Киркоров, Тимати, В.Кипелов. С. Лазарев, П. Гагарина. Среди современных Российских учёных были названы такие имена как: М. Ломоносов, Ж. Алфёров, не маловажен тот факт, что 80,4% молодых людей вообще затруднились сказать каких современных учёных они знают.
Итак, идентичность это главный элемент субъективной реальности, который формироуется в социальных процессах, поддерживается, видоизменяется социальными отношениями. Основным источником формирования идентичности является взаимодействие индивидуального и коллективного сознания.
Список литературы
1. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра/Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с. – С. 39-40
2. Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
3. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова. М.: Новый хронограф, 2010. С. 116-135.
4. Кочина Е.А. Самоидентификация молодёжи в социологическом измерении [Электронный ресурс]//Общественные науки 2016 том 2 с.93-97. http://mii- info.ru/obshchestvennye-nauki/arhiv-nomerov/(дата обращения: 27.09.2016г.).
5. Попков Ю.В. Базисные ценности народов Евразийской цивилизации в условиях глобализации [Электронный ресурс] НИ Т №1 —2, 2009 . http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/95-basic-values.html (дата обращения: 01.08.2016г.).
6. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Этносоциальные процессы в Сибири: современные реалии и актуальные вопросы этнонациональной политики [Электронный ресурс] Новые исследования Тувы. 2014, № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_23/7361-red.html (дата обращения:09.08.2016г.).