Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Для эффективного функционирования личности в обществе, ей необходимо успешно социализировать. Говоря о социализации в общем, мы имеем в виду сложный процесс усвоения норм и ценностей общества, который длится всю жизнь. Как любой процесс социализация подвержена влиянию разных факторов, которые не только являются движущей силой, но и определяют характер протекающего процесса. Попытки найти универсальные факторы подтолкнули одних исследователей на подвидовое объединение факторов в группы, других – на декомпозицию их по функциям, природе возникновения, по включению механизмов и пр. В настоящее время существует несколько классификаций факторов, влияющих на процесс социализации: внешние и внутренние; субъективные и объективные; ведущие и временные; индивидуальные и групповые; глобальные и региональные; личностные, производственные и пр. Так, к внутренним факторам принято относить социально- демографические характеристики участников исследования, ментально-ценностные ориентации, ряд психологических свойств; в качестве внешних факторов выступают параметры, которые связаны с видом деятельности исследуемой социальной группы, т.е. специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации исследуемой общности.

В социологической литературе в число биосоциальных факторов социализации принято включать: биологическую наследственность; физическое окружение; культуру; групповой и индивидуальный опыт [1]. Сложно определить приоритетную роль какого-либо из них. Индивидуальные особенности каждого конкретного индивида «подключают» в процессе социализации разные факторы. Если биологическое наследие выступает в качестве данности, то физическое окружение является осознанным выбором личности (за исключением периода детства или маргинальных периодов). Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации. С социологической точки зрения данный фактор рассматривается как способность использовать суммированный опыт поколений. Именно приобщение личности к культурному наследию, обладание высоким уровнем индивидуальных способностей, наличие модальных характеристик определяет степень социализации индивида. Современные российские исследователи рассматривают феномен с позиции культурной социализации –    процесса постоянной передачи обществом и освоение индивидом социализационных институтов (языка как средства коммуникации, образования, СМИ) культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений, позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [2].

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации, при этом индивидуальный опыт формируется не просто путем накапливания, а в результате интеграции.

Рассматривая процесс социализации иностранного студента, необходимо учитывать то, что факторы социализации имеют иную, «деформированную» природу. Нахождение иностранного гражданина в инонациональной среде создает ему маргинальный статус, который зачастую является перманентным в ходе всего «жизненного цикла» личности, т.е. в течение всего периода студенчества. Особенность социализации иностранного гражданина заключается в том, что она протекает как ресоциализация.

Биологическая среда обладает особенностью «готовить почву» для успешной социализации. Многие качества, унаследованные от биологических предков, могут способствовать или препятствовать успешной социализации. Наследственные характеристики содействуют не только восприятию/отрицанию ценностей общества, но и закладывают коммуникативные особенности и культуру, способность эффективного общения, направленное на реализацию возможностей и способностей. В рамках исследования социализации иностранных учащихся также необходимо учитывать влияние наследственности на умение добывать и получать знания в инонациональной среде, работать как самостоятельно, так и в иноязычной группе.

Неоднозначную позицию занимает такой фактор как физическое окружение. Это объясняется тем, что попадая в иноязычную среду, иностранный учащийся в качестве агентов социализации выбирает в первую очередь соотечественников-земляков, а во вторую – преподавателей. Опрос иностранных студентов 1-2 курса (153 человека) Иркутского медицинского университета и Иркутского аграрного университета показал, что в случаях затруднений бытового, учебно-познавательного, коммуникативного и даже правового аспектов 60% опрошенных предпочитают обращаются за помощью к землякам, которые учатся на старших курсах; в 39% – к преподавателям, сотрудникам отдела международных связей университета или деканата. Только 1% опрошенных иностранных студентов 1-2 курса указал на то, что в случае затруднений по указанным вопросам обращается за помощью к российским студентам. Таким образом, соотечественники выступают в роли доминирующего агента социализации, «ретранслятора» норм и ценностей инонациональной среды; преподавательский состав – в качестве аутентичных носителей профессиональных ценностей, представителей культуры, в том числе языковой. При этом даже для иностранных студентов 3-4 курсов российские сверстники выполняют роль агентов социализации на 20%, т.е. значительно уступают преподавательскому составу, что обусловлено устойчивой этнической замкнутостью [1, с.28]. Оценка такому виду физического окружения как «российское студенчество» была проведена по принципу социометрии. Учитывая то, что 37% опрошенных были представителями стран Средней Азии (58% представители Монголии, 5% – Китая), это снизило оценку до 2,1 балла (по 5 балльной шкале), главным акцентом данной оценки стало различие ценностных и поведенческих установок. Для иностранных учащихся соотечественники являются приоритетным предпочтением. При этом в качестве «посредника» социализации они могут создавать искаженный эффект по причинам плохого знания русского языка, недостатка компетенции в обсуждаемой проблеме, ментальные и эмоциональные фильтры.

В  процессе  социализации  иностранца  большую  роль  играет  культура.  Иностранный  студент, прибывающий на учебу в другую страну, представляет собой устойчивую культурную модель со сформированными стереотипами поведенческих реакций. В конкретной культурной среде иностранец включается в процесс отношений взаимообмена с носителями культуры. По сути, этот фактор протекает как инкультурация в числом виде, т.е. обучение иностранца традициям и нормам поведения в конкретной культуре [2, c.22] . Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный. Не вызывает сомнений, что без инкультурации и социализации иностранный учащийся не может существовать как член нового общества, поэтому миновать эти процессы невозможно.

 

Список литературы

1.      Орлова И.В., Крупская Т.С. Социокультурная адаптация иностранных учащихся в Иркутском государственном медицинском университете // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2015. Вып. 4. – С. 28.

2.      Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд / Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 1. – С. 22.

3.      Луков А. В. Культурная социализация // Знание. Понимание. Умение, 2008, №3 Электронный ресурс:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV/

4.      Электронный ресурс http://www.grandars.ru/college/sociologiya/osnovy-sociologii/