Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО И ПРАВОСЛАВНЫХ ИЕРАРХОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2016г.

Русская православная церковь в течение нескольких столетий являлась частью Константинопольского патриархата, то есть всегда и во всем выполняла догмы греческой церкви. Религиозная жизнь на Руси подчинялась митрополиту, который избирался и поставлялся Константинопольским патриархом. Кандидатом в митрополиты чаще всего являлся грек, часто плохо понимающий русскую речь и жизненный уклад своего прихода. Византийскому патриарху принадлежал надзор и руководство церковью на Руси, также он решал возникающие вопросы, недоумения и споры. Исходя из этого, греки считали себя поборниками православия и авторитарными знатоками. Греческие епископы были уверены, что они лучше и вернее других знали, что православно и что нет, лучше всех могли защитить и оградить русских от заблуждений и вредных влияний. Именно им принадлежит учение о «латинянах», которых необходимо сторониться и не вступать с ними в личные отношения. Греческое влияние охватывало все стороны уклада русской жизни, но особенно это касалось церковно-правительственных отношений. На Руси понимали, что только централизованное государство со «своим» митрополитом позволит уйти от влиятельной опеки Константинопольского патриарха.

Таким первым создателем централизованного великорусского государства признается князь Андрей Боголюбский [5, с.78; 9, с.9] (до крещения Китай) [4, с.280-283] второй сын князя Юрия Долгорукого и Марии, дочери половецкого хана Аепы Осеневича.

Истоком централизации Владимиро-Суздальского княжества можно назвать Ростов. В XI в. Ростов становится главным городом, по имени которого Северо-Восточная Русь получила название - Ростовской. В ее границах лежали древние города: Белоозеро, Суздаль и Ярославль.

Ростовская земля считалась далекой окраиной и имела прекарный характер наследования. Она доставалась в удел младшим сыновьям киевских князей. Ростовский стол на протяжении XI столетия наследовали каждый в свою очередь Ярослав Мудрый, Борис Владимирович, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Мстислав (Харальд) Владимирович, Вячеслав Владимирович. Верховными собственниками Северо-Восточной Руси были южнорусские князья, получавшие дань и вершившие суд в Ростовской земле [6, с.71]. Киевские князья периодически посещали свои северо-восточные владения. В 1024 г. Ярослав Мудрый в Суздале подавил восстание волхвов: «вълхвы ... расточи ... а другыми показни. И устави ту землю». А Владимир Мономах приезжал в Ростовскую землю в 1108 г. чтобы «устроить» ее после набега волжских булгар.

После смерти Владимира Мономаха прекращается зависимость Северо-Восточной Руси от Южной. Первым князем Ростово-Суздальского княжества был Юрий Долгорукий. При нем в Северо-Восточной Руси строятся первые белокаменные храмы и новые города: Юрьев-Польский, Дмитров, Кснятив, укрепляется Москва, переносится на новое место Переяславль-Залесский.

По завету Ярослава Мудрого, Юрий Владимирович дал прекрасное воспитание и образование своим детям. Как отмечено во многих источниках, Андрей Юрьевич, который родился, примерно, в 1111 г. (точных сведений нет), говорил на нескольких языках, в совершенстве владел воинским искусством, отличался особым прилежанием в богословии - за это получил прозвище Боголюбский. В 1155 тайно, без ведома отца, Андрей покидает Вышгород и отправляется на север. В своем багаже князь увозит сокровище - икону Божьей Матери «Умиление», которая позднее получила название Владимирской.

В 1157 году Андрей Боголюбский наследует титул Великого князя после смерти Юрия Долгорукого, но «садиться на киевский престол» отказался и остался в своей вотчине Суздальской земле.

Позже столицу княжества Андрей Боголюбский перенес из Суздаля во Владимир, где и развернул грандиозное строительство. Просто так, лишь по человеческому желанию столицей не стать, для этого необходимо стать центром какой-то особенной, почитаемой святыней на Руси, в данном случае являлась икона Владимирской Божий матери, а также обретенные мощи в 1160 г. просветителей Ростовских Леонтия и Исая.

После переноса столицы из Суздаля во Владимир Суздальская земля стала называться Владимиро-Суздальской. По приказу Андрея Боголюбского столицу обносят мощными оборонительными сооружениями, включающими в себя белокаменную проездную башню - Золотые ворота. В 1158-1160 гг. возводится главный храм - златоглавый Успенский собор. В течение первых шести лет своего княжества Андрей возвел 8 храмов в различных городах своего удела [3, с.45]. Благодаря повсеместному строительству храмов и миссионерской деятельности священников, при полной поддержке князя, христианство быстро распространилось и укреплялось в княжестве. Православие стало государственной религией, что повлияло на сплочение разноплеменной Руси в один народ.

Именно Боголюбскому Северо-Восточная Русь обязана своим возвышением. Он расширил территорию своего княжества за счет земель, контролировавшихся Волжской Булгарией [6, с.89-91]. Ряд крупных военных операций заставило считаться с мнением владимирского правителя муромских и рязанских князей, а также Киев и Новгород. По словам Н.Н. Воронина Боголюбскому удалось стать «подлинным «самовластием», подобным королям Запада» [2, с.126].   Грузия этого владимирского князя называла «государем Андреем Великим», а Армения - «царем русских» [10, с.135-145].

 Великий князь Андрей вытеснил всех, кто противился укреплению централизованной власти, жестко противостоял языческим, иудейским и католическим элементам. При дворе владимирского князя стали раздаваться голоса о равенстве Андрея Боголюбского и императора Мануила [1, с.32]. Зависимость от Киевского митрополита являлось одной из главных препятствий для упрочения единой сильной гражданской и церковной власти.

Для возвеличения Владимиро-Суздальского княжества необходимо было иметь во Владимире кафедру митрополита, к тому же Ростовские митрополиты Нестор и Леон из греков оказались не на должном уровне. Нестор ввел посты для прихожан в праздничные дни, если они выпадали на среду и пятницу. Всем этот запрет показался «ересью». По поручению Андрея местные ученые, сведущие в церковном уставе, полностью отвергли это нововведение. Нестор оставил приход и уехал  жаловаться Киевскому митрополиту.

Заняв митрополичью кафедру, епископ Леон оказался мздоимцем и с целью увеличение своих доходов «умножалъ бияше церкви, граби попы». Этим корыстолюбием архиерей вызвал всеобщее недовольство паствы. Князь вынужден был реагировать на поступавшие жалобы, после расследования выгнал этого епископа из епархии.

Вскоре вернулся епископ Нестор, оправданный Киевским митрополитом Федором, и занял пустующее место. Чтобы положить конец всем этим нестроениям в великокняжеской земле, после совета с боярами, Андрей отправил грамоту в Царьград с просьбой учредить во Владимире митрополию и назначить первым из русских митрополитом Владимирским - игумена Федора. В ответном послании патриарх Лука Хризоверг сообщает о невозможности рукоположения выбранного кандидата в указанной митрополии[1, 39, 41-43], так как в Ростове уже имеется кафедра с епископом Нестором. Недовольный результатом ответа, Андрей через несколько лет повторил попытку о создании Владимирской кафедры. Послом к Константинопольскому патриарху с богатыми подношениями уезжает игумен Федор, которого и желал видеть возле себя Боголюбский. Выбранный кандидат происходил из богатого боярского дома, превосходно разбирался в церковных догмах и канонах. Патриарх дал согласие на открытие новой кафедры и поставил Федора не митрополитом, а только лишь епископом Владимирским. Некоторое время в митрополии существовало двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир возле Андрея Юрьевича, Нестора – Ростов.

К 1169 г. повторно возник спор о посте в Владимиро-Суздальском княжестве. Андрею пришлось отправить епископа Феодора к Киевскому митрополиту Константину «для выяснения обстоятельств» и «церковного мира». В Киеве после «выяснений обстоятельств» епископа Федора жестоко наказали как еретика «обини его всими винами, и повеле его вести в Песий островъ, тамо его осекоше, и языка урезаша, яко злодею еретику, и руку правую отсекоша, и очи ему выняша» [12, стб.591]. Получив вести о нанесении увечий посланного епископа Федора, оскорбленный Андрей Боголюбский во главе владимиро-суздальских войск взял Киев и полностью его разорил.

Позже, в 1240 г., Киев подвергся повторному разграблению татаро-монголами. После этого Киев потерял свое былое значение и постепенно превратился из центрального города в маленький городок с 200 домами [9, с.117]. В 1299 г. митрополит Максим «со всемъ своимъ житьемъ» и «со всемъ клиросомъ» покинул город и переселился во Владимир [11, Стб.228], так как глава православной церкви должен находиться рядом с великим князем.

Миссионерская деятельность Боголюбского среди иноверцев во Владимиро- Суздальском княжестве привело к увеличению числа христиан, в том числе и среди иудеев. А согласно Талмуду, гой, совративший еврея в христианство, заслуживал безусловной смерти. Этим и воспользовались недовольные политикой и растущей властью князя бояре, прибегнув к помощи приближенных выкрестов (крещеных евреев) Ефрему Моизичу и Анбалу Ясину с Кавказа [7, с.528-530]. Заговорщики в ночь на 29 июня 1174 г.   совершили убийство законного властелина. Так погиб первый самодержец.

Через несколько лет Андрея Боголюбский был канонизирован. День памяти ежегодно установлен в июле 4-го числа (17 июля н.с.). По стечению обстоятельств через несколько столетий приближенные Николая II приняли участие в свержении его с престола. А 17 июля 1918 г. погиб последний православный  император с семьей.

На несколько столетий Русь попадает под инородную и иноверную власть. Татаро- монгольское иго нарушило политические и экономические связи Северо-Восточной земли. После возвышение Москвы при Иване Калите митрополит Петр в 1325 г. перенес митрополичью кафедру из Владимира. А Дмитрий Донской в 1362 г., захватив Владимирский великокняжеский стол, объявил Владимирскую землю своей отчиной и объединил его с Московским княжеством. Московская Русь становится продолжением политических и христианских традиций Владимиро-Суздальской земли.

С конца XI в. и первой половины XII в. положение Северо-Восточной Руси начинает изменяться и к XIII в. достигло наивысшей точки расцвета. В Владимиро- Суздальском княжестве православное население увеличилось в пропорциональном отношении относительно язычников, иноверцев. Благосостояние народа возросло в несколько раз. С личностью Андрея связано начало новой эпохи русских и возвышение Северо-Восточной Руси над Южным княжеством. Изменился уклад исторической жизни русского народа. Князь, переместив центр русской государственной жизни с юга на север, вывел на историческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени – народность великорусскую. Князь застроил северную Русь городами и селами, тем самым сделал ее многолюдной. Созидая великолепнейшие храмы в разных концах обширного Владимиро-Суздальского княжества, Боголюбский первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности. Под покровом православия Андрей Боголюбский первым провозгласил идею самодержавия. С переносом митрополичьей кафедры из Киева во Владимир Киевский митрополит теряет свое главенствующее положение.

Список литературы

 

 

1. Воронин   Н.Н.,   Андрей   Боголюбский   и   Лука    Хризоверг   (из    истории   русско- византийских отношений XII в.) - Византийский временник, 1962.– Т.21–  50с.

2.  Воронин Н.Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков.– М.,1961. – 583 с. 

3. Георгиевский В.Т. Святый благоверный князь АндрейБоголюбский. –     Владимир, 1894. – 105 с.

 4. Зеленые минеи.Издательский Совет РПЦ.- Москва, 2002.- Июль. - Т.1.- 632 с. 

5. Костомаров Н.И. Русская история. –  Ростов-на-Дону, 1998. –  640 с. 

6. Кучкин В. А. ФормированиегосударственнойтерриторииСеверо-ВосточнойРусивX- XIVвв. –  М.: Наука, 1984. –  352 с.

7. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. – М.: Мысль,1988. – Книга I. – Т. 2 . –   797 с.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Мысль, 1988. –    Книга II – Т. 3-4. –  765 с.

9. Платонов  С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.- СПб, 1917. - 846 с. 

10.       Паппаскири  З.В.,  Эпизод  из  истории  русско-грузинских  взаимоотношений  // История СССР. – 1977 – № 1. – С.135-143

11.         Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет. // Под  ред. И.Ф. Карского - Л.,  1926-1928. - Т.1.- Вып. 1.- 285 с.

12.     Полное собрание русских летописей. Ипатьевская летопись./ Под ред. А.А.Шахматова. СПб, 1908. = М.,1962. - Т.2. - 341 с.