Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА «АРХЕТИПА ВЛАСТИ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Системообразующим элементом русского сознания и культуры являются смысложизненные архетипы, которые отражают в себе познание русским человеком своей истории, осознание им собственной роли в историческом процессе. В данных образах зафиксированы основы социальной и политической жизни, а также цели и пути развития русской государственности22. Российские архетипы восприятия власти складывались в результате генезиса русской культуры и аналогий, возникающих в коллективном бессознательном, под влиянием смены форм политической власти в России.
В российской политической, философской и исторической традиции понятие «архетипа», либо игнорируется, либо совмещается с понятием «миф», либо полностью им замещается. Целью данной статьи является выявление основных российских архетипов власти, как центральных и детерминирующих образов политической мифологии. Практическая значимость исследования заключается в попытке описания генезиса архетипов власти в России, дальнейшего изучения на его основе современных политических архетипов и их качественного, ценностного наполнения, которое впоследствии будет оказывать воздействие на социальные интересы людей, а, следовательно, влиять на их политическое поведение23.
Одной из ключевых российских идей, лежащих в основе национального сознания, является концепция Правды. С одной стороны, понятие правды отождествляется со справедливостью. С другой стороны, образ Правды является уникальным и приравнивается к абсолютной истине. Поиски правды являются главным мотивом российской философии на протяжение всей ее истории24. Образ правды-справедливости является архетипом Абсолютной стабильности и конечного всеобщего блага, достигнуть которых можно только через развитие самости. Данный архетип также носит название Отца-прародителя25. Стоит отметить, что религиозная концепция в данном случае может быть заменена на идеологическую, вследствие чего происходит сознательное искажение реальности политической элитой, что приводит к мистификации истории в угоду избранной группы людей. Примером такой замены может служить идея построения коммунистического общества всеобщего равенства в СССР, при этом поиски истины и человеческое познание окружающего мира сводились к всеобщему и обязательному изучению Краткого курса истории ВКП(б) и объяснению картины мира с точки зрения марксизма-ленинизма, как этого требовала главенствующая идеология.
Важным образом, на котором основано мировосприятие русского человека, является архетип Русской Земли. В основу идеи Русской Земли легло не только географическое пространство - данная идея включает в себя скорее этнические и государственные элементы. Исходя из этого, в архетип Русской Земли входят такие смыслы, как народ, государство, родина, земля-матушка. Данный архетип является воплощением образа Великой матери, прародительницы, в котором заключено воплощение самости коллективного бессознательного народа. В рамках подобного фактора общественного сознания, каждый член общества ощущает себя частью большой семьи, объединенной на основе территориального признака, культурных особенностей и генетики. Великая мать любит своих детей, живет ради них и готова на самопожертвование. Подобное проявление любви Родины к своим гражданам является основой национального сплочения26.
Еще со времен складывания Московской Руси, российское государство стало формироваться, как «военно-национальное». В России всегда ощущалась потребность в обороне, авторитет князя всегда строился на его военных заслугах27. В результате в коллективном бессознательном русского народа сформировался архетип героя-избавителя или архетип сильной руки. Примечательно, что в теории коллективного бессознательно Герой-избавитель (или спаситель) представляется как сын Родины-Матери, наполненный идеями достижения конечного всеобщего блага, то есть способный привести народ к абсолютной стабильности. Подобная личность наделяется в среде народа качествами сверхчеловека и нравственного идеала28.

 

22Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан// Проблемы общества и политики, № 1, 2013. Стр. 153-166.
23Коврикова О.И. Социальное поле формирования политических настроений избирателей: анализ городской проблематики в постперестроечной России (на материалах социологических исследований, проведенных в г.Тамбове в 1993-2006 гг.). PRO NUNC: Современные политические процессы. 2006.Т.4. №1. С. 171-184
24Кожемяченко Н.Р. Идея справедливости в русской религиозной философии как основа русской ментальности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008.
25Полосин В.С. Миф, религия, государство, М., 1998.С. 76.
26Полосин В.С. Указ. сочC. 79-81.
27Учебное пособие: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в совр. России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.:БГТУ, 2004


Архетипы власти в России носят конкретный национальный оттенок, их специфика и отличие от властных архетипов европейского общества, кроется в особенностях эмоционального типа восприятия окружающей действительности русскими. Более того, российское коллективное бессознательное является прямым отражением русской цивилизации и культуры, российская система архетипов власти показала свою устойчивость даже при серьезных идеологических и политических изменениях29. Таким образом, мы выделили три народных политических архетипа власти из системы российского коллективного бессознательного. Отметим, что данные архетипы представляют собой цельную структуру, явившеюся отражением, осмысления своего исторического пути русским народом, которое легло в основу русской национальной идеи. Стоит отметить, что первые три архетипа, описанные нами являются основой русского мировосприятия, куда также входит восприятие государства и его политики. Остальные образы и идеи, которые были рассмотрены в данной статье, являются примером привнесения в национальную российскую мифологию идеологических и религиозных компонентов, которые изменяют сущностное наполнение архетипов власти.
Из этого следует что, архетипы власти российского коллективного бессознательного и сейчас остаются актуальными, однако пока не стали полем для изучения в рамках российской политико-мифологической науки, а также не получили полной реализации и наполненности в современной российской политической действительности. Во многом следствием этого является двойственность, характерная, как для российской политической элиты, так и для широких слоев граждан страны30.Особенно эта двойственность проявляется через механизм сохранения политической власти при политико-партийном выборе российского социума, да и при голосовании российских избирателей в целом. Политические предпочтения современного российского избирателя колеблются между либеральными ценностями и идеалами «сильной руки»31. Исходя из этого, важным является дальнейшее исследование архетипов власти в России, и выявление тенденций их развития.

28Полосин В.С. Указ. соч. С. 78.
29 Азина О.А. Национальная специфика архетипов и ценностей//Теория и практика общественного развития. № 11, - 2013. 30Sakwa R. The dual state in Russia//Post-Soviet Affairs, 2010, 26, 3, pp. 185-206
31 Коврикова О.И. Социальные основания партстроительства как средовое условие политической системы России. PRO NUNC: Современные политические процессы. 2004. №2. С.107-122.

 Список литературы
1. Азина О.А. Национальная специфика архетипов и ценностей//Теория и практика общественного развития. № 11, - 2013.
2. Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан// Проблемы общества и политики, № 1, 2013. Стр. 153-166.
3. Коврикова О.И. Социальные основания партстроительства как средовое условие политической системы России. PRO NUNC: Современные политические процессы. 2004. №2. С.107-122.
4. Коврикова О.И. Социальное поле формирования политических настроений избирателей: анализ городской проблематики в постперестроечной России (на материалах социологических исследований, проведенных в г.Тамбове в 1993-2006 гг.). PRO NUNC: Современные политические процессы. 2006.Т.4. №1. С. 171-184
5. Кожемяченко Н.Р. Идея справедливости в русской религиозной философии как основа русской ментальности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008.
6. Полосин В.С. Миф, религия, государство, М., 1998. С. 76.
7. Учебное пособие: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.:БГТУ, 2004
8. Sakwa R. The dual state in Russia//Post-Soviet Affairs, 2010, 26, 3, pp. 185-206