Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗНАСИЛОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
        Сексуальное влечение мужчины к женщине – это естественное явление, заложенное природой. К сожалению, в жизни встречались и встречаются случаи, когда люди удовлетворяют свои сексуальные потребности с применением насилия. В таких ситуациях государство обязано оградить интересы потенциальных потерпевших от посягательств на их половую свободу, половую неприкосновенность и личность. Законодательства, пожалуй, всех современных государств содержат правовые нормы, охраняющие названные ценности. Однако правотворческим органам не всегда удается создать нормы, способные соответствовать требованиям времени и обстоятельств. Для того чтобы повысить качество отечественного законодательства представляется полезным не только изучение проблем национального права, но и проведение сравнительно-правового анализа норм, предусматривающих ответственность за половые преступления в других государствах.
    В данной работе проведен сравнительно-правовой анализ норм уголовного права Российской Федерации и государства Израиль, устанавливающих ответственность за изнасилование совершеннолетних.
   В Российской Федерации ответственность за половые преступления предусмотрена главой 18 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) – «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»4.
      В рамках данного исследования предметом анализа выступает преступление, предусмотренное ст. 131 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) – «изнасилование» и соответствующая ей норма уголовного права Израиля.
      Российский законодатель в ст. 131 УК РФ устанавливает ответственность за изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей4.
   В свою очередь Пленум Верховного Суда дает разъяснение о том, что под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной3.
     На основании этих нормативных правовых актов представляется возможным дать уголовно-правовую характеристику состава преступления изнасилования.
       Так, непосредственным объектом изнасилования, исходя из буквы действующего российского уголовного закона, являются половая свобода и половая неприкосновенность женщины. Такой вывод следует из того, что законодатель прямо указывает на лицо, против которого может быть совершено данное деяние.
      Рассматриваемое преступление имеет и дополнительный объект посягательства – это здоровье женщины. Связано это с тем, что совершение этого преступлений предполагает насилие над потерпевшей.
    Субъектом изнасилования может быть только достигшее четырнадцатилетнего возраста вменяемое физическое лицо мужского пола. Половая принадлежность субъекта данного преступления очевидна из гипотезы, установленной законодателем. Лица женского пола могут привлекаться к ответственности за изнасилование только в качестве соучастников преступления, но не исполнителей.  
     Объективная сторона изнасилования выражается в виде действия и имеет сложную структуру: это как минимум два последовательных действия. Во-первых, применение силы к потерпевшей. Во-вторых, удовлетворение своих сексуальных потребностей с помощью традиционного полового акта между мужчиной и женщиной.
      Что касается субъективной стороны изнасилования, то деяние это совершается с прямым умыслом, то есть виновный осознает, что совершает сексуальные действия против воли потерпевшей и желает удовлетворить свои сексуальные потребности.
      Несколько иначе выглядит норма, предусматривающая ответственность за подобное деяние в Израиле.
   Основным уголовным законом государства Израиль является «Закон об уголовном праве Израиля» 1977 г. (1977-ז"לשתה ,ןישנועה קוח ) с внесенными в него изменениями.
     Необходимо отметить, что в Израиле отсутствует кодифицированное законодательство. Упомянутый закон не является кодексом, а потому список содержащихся в нем преступлений не исчерпывающий. Но его статус основного означает, что все другие нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность за различные преступления, должны соответствовать его вступительной и общей части.
        Уголовная ответственность за половые преступления содержится в «Законе об уголовном праве Израиля», что, очевидно, свидетельствует о важности объекта защиты для государства. Ответственность за половые преступления предусмотрена в ст. 345-360 Главы хей: Преступления против половой неприкосновенности Раздела йюд – Причинение вреда человеку 2, с. 183-194.
    Очевидно, что родовым объектом преступлений, предусмотренных в этой главе, является человек, как носитель определенного набора прав и свобод. В данном разделе предусматривается ответственность за причинение вреда таким ценностям как жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, свобода человека.
    Видовым объектом преступлений в области половых отношений израильский законодатель называет половую неприкосновенность лиц, подвергающихся сексуальному насилию. Такой вывод можно сделать исходя из названия Главы хей – «Преступления против половой неприкосновенности». 
      Аналогом взятой для исследования статьи российского законодательства является ст. 345 израильского закона – «Изнасилование». Что же является непосредственным объектом охраны при совершении изнасилования согласно Закону об уголовном праве Израиля? Основной состав преступления предусмотрен частью (алеф) ст. 345: «тот кто вступает в половое сношение с женщиной –
(1).без ее свободного согласия;
(2).при ее согласии, которое было достигнуто путем обмана относительно личности лица, вступившего с ней в половое сношение, либо характера самого деяния;
(3).не достигшей четырнадцатилетнего возраста, несмотря на наличие ее согласия;
(4).используя бессознательное состояние, в котором она находится либо используя какое-либо иное состояние, находясь в котором, она не может дать свободного согласия на половое сношение;
(5). Используя тот факт, что она страдает расстройством душевной деятельности и в связи с этим проявленное ею согласие на половое сношение не было действительно свободным согласием; - признается как совершивший изнасилование и наказывается тюремным заключением сроком на шестнадцать лет»2, с. 183-184.
     Как видно из текста нормы, потерпевшей при совершении данного преступления может быть только женщина. И соответственно, ценности, которые подлежат государственной охране – это определенные права и интересы именно женщин. Можно предположить, что непосредственный объект изнасилования совпадает с видовым объектом всей главы, то есть объектом данного деяния является половая неприкосновенность женщины.
       Субъектом изнасилования может являться любое лицо, достигшее двенадцати лет. Такой вывод можно сделать исходя из того что в ст. 34 вав сказано, что «лицо не будет подлежать уголовной ответственности за деяние, совершенное им в возрасте до двенадцати лет»2, с. 32. Никаких других указаний на возраст преступника в Законе нет, поэтому логично предположить, что уголовной ответственности в Израиле подлежат лица, достигшие двенадцатилетнего возраста.
Относительно пола преступника законодатель непосредственно в ст. 345 в части (гимел) дает разъяснение о том, что следует понимать под фразой «лицо, вступает в половое сношение» во всей главе о преступлениях против половой неприкосновенности – «это лицо, которое вводит какую-либо часть человеческого тела либо предмет в половой орган женщины»2, с.184. Как видно из текста для законодателя не важен пол лица, совершающего преступное деяние, но важно каким образом оно совершено. Объективная сторона преступления заключается во введении какой-либо части человеческого тела либо предмета в половой орган женщины. Соответственно, реализуется в виде действия. Логично предположить, что совершаться это деяние может только с прямым умыслом, так как действия лица, совершающего данное преступление, направлены на удовлетворение его сексуальных потребностей. Проведя теоретико-правовой анализ норм, устанавливающих ответственность за изнасилование в законодательстве России и Израиля, можно заключить, что, несмотря на общие черты, есть и существенные различия в правовом регулировании исследуемого состава преступления. Во-первых, непосредственным объектом изучаемого преступления отечественный законодатель называет половую свободу и половую неприкосновенность женщины. Государство Израиль называет объектом своей защиты только половую неприкосновенность потерпевшей и не берет под свою охрану половую свободу женщины, то есть свободу распоряжаться собой в области полового общения с другими лицами1, с. 5.Вероятно, это связано с тем, что Израиль отчасти можно назвать клерикальным государством со своей уникальной правовой системой, в котором большое влияние на политику и законодательство оказывает раввинат. Вопросы семьи по большей части относятся к ведению раввинов. До 2010 года в Израиле были запрещены любые браки кроме тех, которые были заключены в синагоге, то есть браки между мужчиной и женщиной исповедующих иудаизм6. Хотя браки, заключенные на территории других государств, даже однополые, признавались действительными на территории Израиля. Но в самой стране граждане не обладали абсолютной половой свободой. Только в 2010 году государство разрешило своим гражданам заключать «гражданские браки» на территории государства Израиль7. Во-вторых, субъектом данного деяния по российскому праву может быть только вменяемое физическое лицо мужского пола, достигшее четырнадцатилетнего возраста. В Израиле же за данное преступление привлекаются к ответственности все лица (мужского и женского пола) в возрасте от двенадцати лет. Очевидно, это тоже связано с воздействием религии на законодательство. Так, согласно законам иудаизма, когда еврейский ребѐнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки. Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребѐнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины5. В-третьих, существенные различия можно выделить и в объективной стороне изнасилования. Как уже было сказано, объективная сторона изнасилования согласно УК РФ заключается в совершении полового акта между мужчиной и женщиной. Согласно законодательству Израиля изнасилование может быть совершено не только с помощью традиционного полового акта, но и путем введения какой-либо части или предмета в половой орган женщины. Такая формулировка существенно расширяет круг деяний, подлежащих квалификации по ст. 345 Закона об уголовном праве Израиля. Представляется, что выявление различий в правовом регулировании ответственности за изнасилование между законодательством России и государства Израиль может дать пищу для размышлений правотворческим органам и способствовать совершенствованию уголовного законодательства.



Список литературы
1. Андреева Л.А. Состав преступления изнасилования в советском уголовном праве. Л., 1962. 56 с.;
2. Закон об уголовном праве Израиля. Постатейный перевод с иврита на русский язык. / пер. Марат Дорфман. Изд. второе переработанное и дополненное. Хайфа. 2010. 261 с.;
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 №11 (ред. от 14.06.2013) «О судебной практике по делам о преступлениях предусмотренных статьями 131 и132 Уголовного Кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 136. 29.06.2004;
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
5. http://shater-izhaka.ru/judaism/tradition/электронный ресурс, (23 сен. 2014);
6. http://threeda.ru/iudaizm-segodnya/interesno/brak-v-izraile.htmlэлектронный ресурс, (23 сен. 2014);
7. http://www.isra.com/lit-30179.htmlэлектронный ресурс, (23 сен. 2014).