Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

Аннотация: статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов противодействия экстремизма в молодежной среде. Исследуются основные направления оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике и выявлению правонарушений экстремистской направленности в учебных заведениях.

Ключевые слова: национальная безопасность, экстремизм, участковый уполномоченный полиции.

Annotation: the article is devoted to topical issues of combating extremism in the youth environment. Examines the main directions of operational activities district Commissioner of police for prevention and detection of offences of an extremist nature in schools.

Keywords: national security, extremism, district Commissioner of police.

Анализ статистических сведений о состоянии преступности наглядно показывает, что экстремистские проявления в российском обществе стали одной из основных угроз безопасности личности, общества и государства.

Динамика выявленных и пресеченных противоправных деяний по данному направлению деятельности такова, что за прошедшие десять лет количество преступлений экстремистской направленности увеличилось в пять с половиной раз.

   Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. [5] относит экстремизм к числу основных источников угроз государственной и общественной безопасности. Главным направлением государственной политики при обеспечении национальной безопасности на  долгосрочную перспективу является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом [2].

    Одновременно, Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011г. № 3-ФЗ "О полиции" [6] на органы внутренних дел (полицию) возложены функции головного координатора антиэкстремистской деятельности, с указанием на то, что обязанность по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций и граждан возложена именно на полицию. Тем не менее, вопросы безопасности и противостояния экстремизму становятся все более актуальными. Борьба с этим видом правонарушений может стать более эффективной, если она будет вестись комплексно.

   При этом следует обратить внимание на то, что взаимодействие подразделений органов внутренних дел должно обеспечивать такую взаимосвязь, при  которой состояние и деятельность одного структурного подразделения территориальных органов внутренних дел на региональном и, конечно же, на районном уровне, безусловно, отражаются на состоянии и деятельности взаимодействующих элементов. Поэтому распределение вопросов компетенции тех или иных подразделений должно заключаться в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить непосредственное исполнение функционально-целевой направленности и, с другой стороны, обеспечить возможность комплексного использования сил и средств органов внутренних дел в первую очередь по профилактике проявлений экстремизма, и в последующем, в предупреждении и пресечении наиболее опасных проявлений, связанных с угрозами общественной безопасности и правопорядку, а также возможных очагов конфликтов на религиозной почве.

    В этой связи привлечение подразделений участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних к решению оперативно-служебных задач по выявлению на ранних стадиях в молодежной и студенческой среде проявлений межнационального либо религиозного экстремизма послужит повышению степени оперативной осведомленности о деятельности «вербовщиков» в учебных заведениях и в местах компактного проживания студенческой молодежи.

   Организация деятельности подразделений территориальных органов внутренних дел МВД России, осуществляющих оперативно-профилактические мероприятия, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, также предусматривает деятельность данных подразделений при реализации своих задач и функций по выявлению лиц, причисляющих себя к молодежным экстремистским и неформальным группировкам.

   Следует отметить, что среди сотрудников полиции, обеспечивающих мероприятия по противодействию экстремистской деятельности, несомненно, важное место занимают участковые уполномоченные полиции как основное звено в организации предупреждения и пресечения правонарушений, что обусловлено возможностью получения первичной оперативно значимой информации в связи с непосредственным и близким контактом с населением административного участка.

   В соответствии c Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2012г. № 1166 [4], участковый уполномоченный должен планировать свою работу на основе изучения и анализа складывающейся на своем административном участке оперативной обстановки, знания законодательства и других нормативных правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, МВД России.

     В современных условиях социально-экономического и политического развития России одной из главных задач сотрудников полиции становится профилактика противоправных деяний на всех уровнях постоянно усложняющейся социальной структуры общества, где одной из самых динамичных, противоречивых и творческих социальных групп является российское студенчество. Наряду с огромным позитивным потенциалом подрастающего        поколения       в     студенческой        среде      имеют      место      нарушения       общественного         порядка, правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также с проявлениями ксенофобии на почве национальных или межконфессиональных противоречий.

   Учитывая многочисленность российского студенчества и всё более активное участие этой социальной группы в общественно-политических процессах, проблема профилактики правонарушений в высших учебных заведениях приобретает особую актуальность.

   Подразделения органов внутренних дел, реализовывающие направление деятельности полиции по противодействию экстремизму, должны сосредоточить внимание на установлении тесных рабочих контактов с представителями учебного заведения по воспитательной работе, которые курируют вопросы внеучебной деятельности студентов, в частности с проректором по безопасности, располагающим сведениями о проблемных студентах и группах риска в высшем (средне-специальном) учебном заведении.

    Деятельность участкового уполномоченного полиции, обслуживающего административный участок, на территории которого расположено высшее (средне-специальное) учебное заведение, должна включать в себя:

- сведения о контингенте обучаемых и профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях, а также структуру и систему их работы;

-   мониторинг складывающейся в высшем учебном заведении оперативной обстановки;

-   постоянную работу по получению сообщений, заявлений и иной информации о преступлениях, совершенных на территории высшего учебного заведения;

-   проведение индивидуально-профилактической работы со студентами, совершающими правонарушения, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, а также совершающими иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности;

-   осуществление правовой пропаганды среди студентов и профессорско-преподавательского состава по формированию у них законопослушного поведения и чувства толерантности к людям других национальностей и религиозных конфессий;

-   обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зоне обслуживания;

-   привлечение к деятельности по предупреждению правонарушений среди студентов молодёжные общественные объединения правоохранительной направленности;

-   проведение работы по выявлению лиц, причисляющих себя к молодёжным объединениям экстремистской направленности, установлению их связей, мест сбора;

-   выявление мест возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств в высшем учебном заведении и на прилегающей территории;

-   организация и проведение профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий.

   Обратим внимание, что в деятельности участкового уполномоченного полиции существует ряд специфических задач и особенностей выполнения обязанностей по обслуживанию административного участка, на территории которого расположено высшее (средне-специальное) учебное заведение.

   В обязательном порядке необходимо планирование и проведение оперативно-профилактических мероприятий на территории студенческих городков, в том числе местах компактного проживания студентов.

   Оперативно-профилактические мероприятия на территории студенческих городков, в общежитиях и местах компактного проживания студентов (в т. ч. иностранных граждан) необходимо проводить как в дневное, так и в ночное время.

   Особенностями оперативно-профилактических мероприятий будут являться:

- знакомство с условиями проживания, выявление комнат, в которых проживают студенты, представляющие оперативный интерес (латентные наркоманы, лица, допускающие экстремистские высказывания и склонные к совершению правонарушений), выявление мест скопления студентов в студенческих городках.

    Немаловажным аспектом в деятельности участкового уполномочено в ВУЗе является привлечение членов общественных формирований и внештатных сотрудников полиции, в том числе студенческих дружин и правовых отрядов, к предупредительно-профилактической работе.

   Кроме того, одним из важных видов привлечения к работе участковым уполномоченным полиции членов общественных формирований, является постоянное взаимодействие с диаспорами наиболее широко представленных в ВУЗе национальностей. Необходимо привлекать представителей и руководителей диаспор к проведению профилактических бесед по национально-религиозным и этническим проблемам, а также к участию в заседаниях воспитательного совета по вопросам взаимоотношений среди студентов различных национальностей.

   Основополагающей является деятельность участкового уполномоченного полиции по получению оперативно-значимой информации, которая может осуществляться в тесном контакте с руководителями общественных формирований, добровольных дружин в рамках ВУЗа, а также в постоянном взаимообмене информацией и во взаимодействии с оперуполномоченными уголовного розыска и сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму. Важным источником информации является проведение индивидуальных бесед с лидерами неформальных групп, а также со старостами учебных групп, которые обладают наиболее полной информацией о своих однокурсниках. Для получения подробной информации о возможных преступлениях по мотивам расовой и национальной вражды необходимо поддерживать постоянный контакт с родителями студентов, входящих в диаспоры представленных в ВУЗе национальностей. С этой целью предлагается ввести наиболее активных из них в состав попечительского и воспитательного советов [3].

    Для полноценной профилактической работы в высших учебных заведениях участковым уполномоченным полиции, кроме стандартных навыков и умений, необходимо обладать знаниями в области структуры, управления, специфики образовательного и воспитательного процессов в ВУЗах, а также осуществлять взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, органами государственной власти и управления, общественными формированиями в части, касающейся обеспечения правопорядка в высших учебных заведениях. В заключение хотелось бы отметить, что главной задачей в деятельности сотрудников полиции, обеспечивающих реализацию данного направления оперативно-служебной деятельности, является получение упреждающей оперативной информации, в том числе о готовящихся и совершенных преступлениях по мотивам расовой и национальной вражды, лицах, входящих в состав молодёжных группировок антиобщественной направленности.

   С другой стороны, предупреждение экстремизма представляет собой сложную задачу, поскольку это явление вызвано многими социальными, экономическими, историческими и иными причинами. Данные причины невозможно решить только правоприменительной деятельностью одного органа государственной власти, следовательно, они должны быть объектами предупредительно-профилактической деятельности со стороны всех органов государственной власти и местного самоуправления, а правоохранительных - в особенности [1].

Список литературы

1.     Бережкова, Н.Ф. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта / Н.Ф. Бережкова, Н.С. Емельянов // Административное право и процесс.- 2012.- N 3.

2.     Губарева, Т.И. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы / Т.И. Губарева // Общество и право. – 2012. - № 3. – С. 172-174.

3.     Губарева, Т.И. Правовые основы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции / Т.И. Губарева // Актуальные проблемы современного российского права: материалы V Международной научно- практической конференции (Невинномысск, 21-22 февраля 2013 года). – Невинномысск: НГГТИ, 2013. – 487 с. С. 171-176.

4.     Приказ МВД России от 31.12.12 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. - N 65. - 27.03.2013.

5.     Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (в редакции от 01.07.2014) «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.» // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20. - ст. 2444.

6.     Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7.- ст. 900.