Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА ОВД: ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
     Профессиональную подготовленность сотрудника органов внутренних дел образует сумма профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он обладает. Психологическая подготовленность является совокупностью сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной (боевой) деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Именно этот вид подготовки играет важную роль в преодолении психологических трудностей профессиональной деятельности, и тем самым, в обеспечении успешного решения стоящих перед ними задач [5].
      Рассматривая профессиональную компетентность, подчеркнем неаддитивность феномена компетентности. Функциональные компоненты концепта компетентности могут выступать лишь планами анализа и интерпретации реалий пространства высшего образования и личностных проявлений его субъектов, т.е. средовых характеристик системы высшего образования.
     Структура профессиональной компетентности специалиста любого профиля, по мнению А.Г. Пашкова [3] включает: -практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;
-социальную компетентность, подразумевающую способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;
-психологическую компетентность как понимание того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;
-информационную компетентность - владение новыми инновационными педагогическими и информационными технологиями;
-коммуникативную компетентность, предполагающую знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;
-экологическую компетентность, основывающуюся на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;
-валеологическую компетентность, означающую наличие знаний и умений в области сохранения здоровья, в вопросах здорового образа жизни.
     Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от профессиональной компетентности специалиста.      
      Профессиональной компетентностью является степень квалификации специалиста, позволяющая ему успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность и актуализировать свои личностные ресурсы.
       Профессиональная компетентность представляет собой владение, обладание совокупностью компетенций, включающих его личное отношение к ней и предмету деятельности, а также способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Закономерно, что - сложный, длительный процесс, ведущий к профессионализму специалиста и предполагающий совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающий качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач, которое понимается как становление профессиональной компетентности. Следовательно, становление профессиональной компетентности сотрудника спецподразделений заключается в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения.

     Группы компетенций – результат образовательной деятельности, развиваемые у сотрудников спецподразделений:
• Ключевые компетенции - общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).
• Базовые компетенции - умения в определённой профессиональной области (компетенции в области самообразования, коммуникативные, организационные, научно-исследовательские).
• Специальные компетенции - умения необходимые для выполнения конкретной профессиональной ситуации (проективные, прогностические, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).
     С точки зрения формальных характеристик феномен компетентности рассматривается нами как переживание. Понятие «переживание» имеет различные варианты интерпретации в отечественной психологии. Базовыми для его построения компетентности основаниями, таким образом, выступили культурно-исторический подход в психологии, теории мотивации и концепты гуманистической психологии[2].

Рис.1. Составляющие профессиональной компетентности специалиста (А.Г. Пашков).
   
   Переживание своего соответствия профессиональным требованиям, в частности и требованиям ситуации, вообще, при акцентировании внимания на значимости для субъекта внешних условий в гуманистической психологии интерпретируется как конгруэнтность и эго-идентичность.
    Рассмотрение феномена компетентности в разных методологических проекциях, позволило сформировать синтетический концепт компетентности. Базовыми для его построения основаниями, таким образом, выступили культурно-исторический подход в психологии, теории мотивации и концепты гуманистической психологии. Вместе с тем, переживание в достаточной степени феноменологически согласуется с компетентностным аспектом отражения себя субъектом профессиональной деятельности, т.к., во-первых, компетентность как переживание обозначает личностный уровень эмоционального отражения действительности [1];
     во-вторых, переживание компетентности как отношения подразумевает актуализацию личностного смысла происходящих событий и собственных состояний [3]; и, наконец, компетентность как переживание согласуется с его (переживания) пониманием как формы существования психического и индивидуального сознания [4].
    Интегральный характер переживания как формы психического релевантен компетентности как внутреннему концепту собственной успешности - неуспешности субъекта профессиональной деятельности, т.к. она (компетентность) имеет признаки идентификационного процесса и мотивационного состояния [5].

Список литературы
1. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога): Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.08. М. 1999.- 48 с.
2. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социаьный институт, 2005.-216 с.
3. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности. Научный журнал./ Современные наукоемкие технологии. Москва. РАЕ. 2014. № 4. С. 167-168.
4. Tutukov A.U., Kochesokova Z.H., Mashekuasheva M.H. Some problems in relationships verbal and nonverbal communication in professional activities police. // В сборнике: Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 3rd International Academic Conference. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd.. 2013. С. 478-481.
5. Лосанова Ф.М. Первая краевая задача в интегральной постановке для уравнения дробной диффузии // Математическое моделирование фрактальных процессов, родственные проблемы анализа и информатики Материалы Второй Международной конференции молодых ученых. 2012. С. 146-147.