Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ И ЦЕЛИ В МЕХАНИЗМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОУЧАСТНИКОВ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (СТ.СТ. 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
      Мотивация является начальной точкой любого поведенческого акта и играет в нем главенствующую роль.28 Мотивация интерпретируется разными авторами по-своему – это и «процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели»29; и «процесс возникновения, формирования, развития, изменения, корректировки мотивов, постановки целей и принятия решения»30; и «процесс внутренней аргументации»31; и «совокупность мотивов личности в их развитии, взаимодействии и реализации»32. Анализ приведенных позиций показывает, что мотивация рассматривается либо как процесс, характеризующийся возникновением, формированием, развитием, корректировкой мотивов, внутренней аргументацией (динамический подход); либо как совокупность мотивов в процессе их развития, взаимодействия или реализации (структурный подход).
    В.Н. Кудрявцев в своих работах отмечал, что «мотивация» имеет три значения – это33: - метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы; - процесс формирования мотива преступления, его развития, а затем и реализации в фактических преступных действиях; - характеристика совокупности мотивов, свойственных тому или иному лицу или той или иной форме поведения.
     Во всех трех значениях мотивация неразрывно связана с наличием некоторой совокупности, а иногда и системы мотивов. Мотив чаще всего определяется как «внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации»34; «внутренний, субъективный смысл поведения»35, сформировавшееся «под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причинной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность»36; «психологическая причина деятельности человека»37; «центральный элемент мотивации, ее конечный результат»38. Следовательно, мотив – это внутреннее побуждение личности к действию, внутренняя, психологическая причина поведения человека, обусловленная его потребностями, интересами, чувствами и ценностными ориентациями.

28См.: Зелинский А.Ф. Криминология. Курс лекций. Харьков, 1996. С. 86.
29 Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 60.
30 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 119.
31 Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2004. С. 186.
32 Там же.
33 См.: Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С.38-39.

       Мотивацию преступного поведения соучастника коррупционного преступления рассмотрим через содержание мотивов в их взаимосвязи и взаимодействии. Главным элементом мотива преступного поведения выступают потребности. В отличие от других преступлений, при совершении которых наиболее значимыми могут быть потребности в безопасности (например, мнимая оборона – убийство человека, который, по мнению убийцы, мог причинить ему физический вред), в социальном общении (совершение преступления (например, кражи) для получения признания в определенной социальной группе, с которой преступник хочет общаться), в знаниях (совершение преступления (например, взлом сайта банка) в целях получения определенных криминальных навыков), при соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные.
Изучение уголовных дел39 показало, что в подавляющем большинстве случаев документы, характеризующие материальное положение соучастников коррупционных преступлений до совершения ими указанных деяний, отсутствовали. Тем не менее, в ряде эпизодов соучастники, обосновывая свое преступное поведение, на допросах говорили о небольшой и даже мизерной заработной плате, о денежных затруднениях и т.п. В этой связи в ходе анкетирования соучастников коррупционных преступлений40 мы попытались выяснить предшествовавшее их деянию материальное положение и его способность удовлетворить потребности осужденных (см. Табл.1).


Таблица 1 Результаты опроса осужденных по определению уровня их материальных потребностей до совершения ими коррупционного преступления в соучастии

Наименование уровня материальных потребностей соучастников коррупционных преступлений

Данные    опроса    осужденных   об    их    способности обеспечить свои потребности

Потребности минимальные (базовые условия жизнедеятельности человека)

- не мог себе ничего позволить – 18,3%

Потребности нормальные

(реализуя которые человек обеспечивает себе нормальную  жизнедеятельность)

- мог обеспечить себя, своих близких (свою семью) всем

необходимым – 38,7%;

Повышенные потребности (удовлетворение которых предполагает наличие избыточных возможностей)

- мог себе позволить купить новы й автомобиль – 15,1%;

- имел возможность приобрести дорогую недвижимость– 9,7%;

- отдыхал периодически на элитных курортах – 6,4%;

- выезжа л за границу – 7,5%


34 Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Долговой. С. 60.
35 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. С. 119.
36 Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. С. 186.
37 Криминология / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М., 2007. С. 137.
38 Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С. 115.
39 Автором изучено 42 уголовных дела, рассмотренных Волгоградским областным судом и районными, городскими судами г. Волгограда и Волгоградской области за период 2009-2014 гг. о преступлениях, совершенных в соучастии (ст. 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ).
40Автором проведено анкетирование по специально разработанной анкете при организационной поддержке ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» 93 осужденных – соучастников преступлений (ст.ст.204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, отбывающих наказание в виде лишения свободы за коррупционные преступления, совершенные в соучастии (статьи 204, 289, 290, 291, 291.1 УК) в УФСИН России по Владимирской области, Липецкой области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Приморскому краю, Республике Коми, Самарской области и др. (опрос проводился в октябре-декабре 2012 г.)

     
Как видно из Табл.1., 18,3% осужденных своим заработком не могли обеспечить себе и своей семье базовые условия жизни. Именно это обстоятельство в совокупности с другими элементами мотива (интересами, чувствами, ценностными ориентациями) и вынудило данных лиц к выбору криминального варианта поведения. 38,7 % осужденных до совершения преступления могли обеспечить себя, своих близких (свою семью) всем необходимым, однако пошли на совершение преступления для обеспечения своих завышенных потребностей. Остальные 43%, несмотря на имеющуюся возможность удовлетворения потребностей высокого уровня (купить новый автомобиль - 15,1%; приобрести дорогую недвижимость - 6,8 %; отдохнуть на элитном курорте - 9,7 %; выехать по путевкам за границу - 7,5 %), продолжали преступное поведение. Такая ситуация вполне согласуется с социальным положением большей части осужденных, которые до совершения преступления были работниками правоохранительных органов, государственными или муниципальными служащими, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и не имели существенных финансовых проблем. Именно поэтому в большинстве изученных нами уголовных дел (92,8%) в качестве мотива совершения коррупционного преступления фигурируют «корыстная заинтересованность» и «корыстные побуждения». Однако в некоторых случаях суд в качестве мотива указывал «иную личную заинтересованность», «товарищеские побуждения» или вообще не ссылался на мотив совершения преступления, хотя речь шла именно о корыстном мотиве, так как преступления были связаны с вымогательством взятки.
      Например, определяя мотив соучастников преступления, суд в приговоре указал, что действия подсудимых О. и Т., каждого в отдельности, совершались умышленно, из иной личной заинтересованности, из товарищеских побуждений, с целью заработать авторитет в глазах лиц, которым они оказывали содействие в передаче денежного вознаграждения. При этом они осознавали, что денежные средства передаются от К. должностному лицу ГУВД в качестве взятки, а О. и Т. при передаче денежных средств являются посредниками.41
В иных случаях суд, конкретно не указывая на мотивы соучастников деяния, пришел к выводу, что подсудимые А. и Б. договорились между собой о вымогательстве взятки у потерпевшей, используя при этом свое должностное положение,42 не ссылался в приговоре на мотив пособничества в коммерческом подкупе.43 Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корысть или, как отмечается в приговорах судов, корыстные побуждения, корыстная заинтересованность, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. Наименее значимыми мотивами оказались деловые обязательства и желание самоутвердиться.
      Эксперты сошлись во мнении, что среди мотивов, побудивших преступников к совместному совершению коррупционных преступлений, наиболее популярными были корыстолюбие (87%), возможность продвижения по службе (40,5%) и самоуверенность (23,9%)44. Следовательно, осужденные и эксперты были единодушны в преобладании корыстных мотивов при выборе коррупционного варианта поведения преступниками. Причем «расчетливость» осужденных объяснялась экспертами наличием у преступников «соответствующего должностного положения», а «расточительность» и «самоуверенность» коррупционеров – «желанием поддерживать свой высокий уровень материальной обеспеченности».
     Наряду с мотивом в мотивации определенную роль в механизме преступного поведения играет наличие целей совершения преступления, то есть того результата, к которому хотят прийти соучастники коррупционного деяния. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. У соучастников коррупционного преступления под влиянием имеющихся потребностей появляется желание достичь определенного криминального результата. Реализация преступных намерений может быть несколько отложена из-за временных затрат на соотнесение криминальной установки с существующими нормами поведения, сопоставление возможных выгод и потерь, анализ практики выявления, пресечения таких преступлений, установленных санкций за его совершение и т.д.



41Уголовное дело № 1-326/2009 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
42 Уголовное дело № 2-29/2010 // Архив Волгоградского областного суда.
43 Уголовное дело № 1-231/2013 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
44 В качестве экспертов выступали следователи следственных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области руководители и следователи органов внутренних дел, проходившие обучение на факультете повышения квалификации ВА МВД РФ, руководители и следователи следственного комитета России по Волгоградской области, судьи Волгоградского областного суда и некоторых районных судов г. Волгограда, прокуроры Волгоградской областной прокуратуры, государственные гражданские служащие Волгоградской области (сотрудники управления общественной безопасности и взаимодействия с правоохранительными органами и воинскими подразделениями аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области), преподаватели кафедр уголовно-правовой специализации Волгоградской академии МВД Российской Федерации. (Всего опрошено 309 экспертов, опрос проводился в феврале-апреле 2012 г.).


     Результаты проведенного нами анкетирования, в общем, подтвердили наши выводы. Большинство осужденных точно знали, зачем они совершают коррупционное преступление и куда намерены потратить незаконно полученные деньги: возвратить кредит (18,3%), купить одежду, предметы быта (15,1%); потратить на развлечения (8,6%), накопить на приобретение транспорта (12,9%). Некоторые респонденты рассчитывали с помощью этих средств продолжить свою преступную деятельность, в обход существующих правил (конкурсов) поступив на новую работу (службу) (3,2%) или заняв вышестоящую должность (5,4%). Причем практически каждый десятый осужденный был готов пойти на подкуп должностных лиц, чтобы избежать ответственности за раннее совершенное правонарушение (8,6%). 32,3% респондентов были уверены в своей безнаказанности. Остальные осужденные осознавали некоторую опасность своего преступного поведения, но все же не отказались от задуманного. Свой выбор они аргументировали «низкой вероятностью раскрытия преступления» – 93,3%; «наличием связей в правоохранительных органах, что позволило бы избежать уголовного преследования» – 60%. Некоторые осужденные были уверены, что в случае изобличения и привлечения к уголовной ответственности они смогут добиться назначения минимального наказания, не связанного с лишением свободы – 46,7%. На основании изложенного сформулируем некоторые выводы. 1. Главным элементом мотива преступного поведения соучастников коррупционного преступления выступают потребности. При соучастии в коррупционных преступлениях на первый план выходят потребности материальные. 2. Доминирующими мотивами совершения коррупционных преступлений соучастниками выступают корыстные побуждения, а также невозможность совершения коррупционного преступления единолично и невозможность решения возникающей проблемы иным способом. 3. Цель совершения коррупционного преступления в соучастии предопределяется характером самого деяния, формой соучастия, ролью соучастников и складывающейся ситуацией. В большинстве своем соучастники коррупционных преступлений точно знали, зачем они совершают преступление и куда намерены потратить незаконно полученные деньги.

Список литературы

1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 119.
2. Зелинский А.Ф. Криминология. Курс лекций. Харьков, 1996. С. 86.
3. Криминология: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. А.И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 60.
4. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2004. С. 186.
5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С.38-39.
6. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. С. 115.
7. Уголовное дело № 1-326/2009 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.
8. Уголовное дело № 2-29/2010 // Архив Волгоградского областного суда.
9. Уголовное дело № 1-231/2013 // Архив Центрального районного суда г. Волгограда.