23 января 2016г.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституци и Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.[1], которая в статье 7 провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соотве тс твии с ко торой каждому гарантируется социа льное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных за коном .
«В постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №296 утверждена новая ре дакция государственной программы «Социальная по ддержка граждан». Це лями госпрограммы, разработанной Минтрудом России, являю тся создание условий для роста благосостояния граждан – получате лей мер социальной поддержки и повышение дос тупности социа льного обслуживания насе ления. В госпрограмме выделено четыре подпрограммы: «Развитие мер социальной поддержки отде льны х кате горий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Совершенствование социальной поддержки семьи и де тей», «Повышение эффективнос ти государс твенной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
В рамках госпрограммы решаются следующие задачи:
· выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
· обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей -инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
· создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
· повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
Объём финансового обеспечения реализации государственной программы за счёт средств федерального бюджета за период с 2013 по 2020 год составляет 9473 млрд. рублей, в том числе в 2014 году – 1089 млрд. рублей, в 2015 году – 1161 млрд. рублей, в 2016 году – 1178 млрд. рублей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации на реализацию госпрограммы в 2014 году планируются в объёме 16,4 млрд. рублей.
Эффективность реализации госпрограммы определяется достижением следующих показателей:
· снижение численности населения с де нежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения с 11,1 до 9%;
· увеличение доли граждан , получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе обратившихся за этими ус лугами граждан с 97,9 до 100%;
· увеличение доли малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта , в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, с 1,1 до 10%;
· увеличение соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, с о средней заработной платой в регионе с 49,3 до 100%;
· увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,707 до 1,817%;
· увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 79 до 85%;
· увеличение количества социально ориентированны х некоммерческих организаций, за ис ключением государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан, с 9700 до 10 400 организаций;
· увеличение количества социально ориентированны х не коммерческих организаций, ко торым оказана финансовая поддержка, с 1800 до 2150 организаций».[5]
Таким образом, государство постоянно формирует меры, направленные на формирование стабильно развивающегося общества. По существу, защита малоимущих граждан, предусмотренная рядом нормативных правовых актов и государственных программ – это конституционная обязанность государства по социальной защите граждан, имеющая постоянный характер и требующая от него значительной активности.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства , которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Она ориентирована на самые различные с лои, группы населения и включает в себя:
· борьбу с безработицей;
· государственное регулирование минимального размера оплаты труда;
· общедоступность и бесплатность дошкольно го, основного общего и среднего профессионального образования в государс твенны х и муниципальны х образовательны х учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, беспла тность высшего образования;
· бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.»[6,С. 3]
В соответствии с российским законодательством социальная помощь в отношении малоимущих граждан может выражаться в денежных выплатах, в виде социальных пособий, субсидии и т.д. или в натуральной помощи, например продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и т.д.
Малоимущие граждане могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации, в ко тором проживает семья. В качестве таких мер можно назвать:
· Жилищные меры поддержки (льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, получение жилья по договору социального найма)[2];
· Налоговые льготы [3];
· Льготы при поступлении в высшие образовательные учреждения, право на социа льные с типендии;
· Оказание беспла тной юридической помощи[4].
Присвоение гражданину статуса малоимущего осуществляется на основании е го до хода и стоимости имущества, находящегося в его собственности, а за величину дохода обычно принимается прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.
Спис ок лите ратуры
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ); Официальный Интернет-портал правовой информации –http://www.pravo.gov.ru.- 11.04.2014.
2. "Жилищный кодекс Российской Фе дерации" от 29.12.2004 N 188 -ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законода тельс тва РФ" 2005. - N 1 (часть 1).- ст. 14.- 3 января ; Официальны й интерне т - порта л правовой информации http://www.p ravo.gov.ru.- 22.07.2014
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117 -ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014)// "Собрание законодательства РФ".2000. - N 32.- ст. 3340.- 7 августа ; Официальны й Интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru .- 22.07.2014
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324 -ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014) // Официальный Интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru .-21.11.2011; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.- 22.07.2014
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" Интернет ресурс: сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.ros mintrud.ru/social/social/207
6. Голоманчук Э.В. Реализация конституционных социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через программную социальную политику // Философия права. - №5. – 2011. – С. 3.