Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В развитых странах признают приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель имеет все возможность для того чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания.

   Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства.

   Понятие «потребитель» вытекает из положений экономической теории, которая оперирована этим термином с момента своего появления. Экономическая теория демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет рамки потребления, развития массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынок необходимого количества товаров и услуг. Экономическая теория дает следующее определение потребителя: потребитель - это «лицо, или организация, потребляющие продукты чьего либо производства, чьей либо деятельности».

    В XX веке понятие «потребитель» начинает использоватъся и вне рамок экономической теории, но в него зачастую вкладывается смысл идентичный смыслу экономической категории. Содержание данного определения, данное в экономической теории и нередко используемое в юридической практике, породило дискуссию в праве, продолжающуюся и на сегодняшний день. Cуть ее заключается в вопросе, какого потребителя защищает государство, либо  только потребителя - гражданина,  либо к потребителям относятся и коммерсанты, приобретающие определенную продукцию для своего бизнеса, и не следует ли в определенных случаях считать потребителями и юридические лица. Многие участвующие в этой дискуссии, склонны относить к потребителям небольшие или мелкие предприятия, организованные либо индивидуальным предпринимателем, либо небольшой группой предпринимателей [4, c. 16].

    Начиная с 50 - 60-х гг. понятие «потребитель» стало активно использоваться в зарубежном праве и практике. Но легальное определение оно получило не во всех странах. В ряде государств (Франция, Англия, США) термин «потребитель» используется в законодательстве без каких-либо дефиниций, в других - он введен в оборот судебной практикой и доктриной.

   Если суммировать встречающиеся в законодательстве, судебной практике и доктрине определения потребителя, можно сделать вывод, чтo потребителем признается непрофессионал, приобретающий товары и услуги для удовлетворения личных потребностей.

   Так во Франции основным нормативным актом, направленным на охрану интересов потребителей в договорных отношениях, является Закон № 78 - 23 от 10 января 1978 г. «О защите и информации погребителей продуктов и услуг» . Этот Закон ввел систему контроля за содержанием договоров с участием потребителей – не предпринимателей.

   Современное законодательство США, действующее в сфере розничной торговли и оказания услуг, также исходит из необходимости защиты прав и законных интересов рядовых потребителей.

   Английское законодательство также связывает понятие «потребитель» с физическими лицами - непрофессионалами, приобретающими товары или услуги в целях личного потребления

  Многие авторы склоняются к тому, что к потребителям следует относить только лиц со средним достатком и с относительно скромными доходами.

   Таким образом, следует признать, что в зарубежном законодательстве речь идет о физических лицах - потребителях товаров и услуг.

   Наш исследовательский поиск показал, что термин «потребитель» используется в широком и в узком смысле. В широком смысле потребитель представляет собой лицо или организацию, потребляющие продукты чьего-нибудь производства, то есть, потребителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, использующее данную продукцию по назначению. В узком смысле потребителем признается гражданин (физическое лицо) использующий, приобретающий, заказывающий товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. В узком смысле данный термин используется в законодательстве, имеющем своей целью защищать права потребителей от неправомерных действий его контрагентов- исполнителей, производителей, распространителей.

   В России понятие «потребитель» употребляется довольно часто. Но до принятия специального законодательства, защищающего права и интересы потребителей, в частности Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителя» этот термин использовался в широком смысле и представлял собой ничто иное, как механическое перенесение экономической категории «потребитель». Им обозначалось потребление двоякого рода: и производительное, и личное. Иными словами, экономические отношнения потребления получали различную правовую регламентацию: производительное потребление, осуществлялось в основном на базе договора поставки; личное потребление обеспечивалось главным образом договором розничной купли-продажи. Так в законодательстве о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления под потребителем понималось предприятие, организация или учреждение, приобретающие продукцию или товары для производственного потоебления, либо дальнейшей реализации на рынке без переработки .

   Анализ монографической литературы показывает, что ученые-юристы использовапи  понятие «потребитель» для обозначения граждан (т. е. физических лиц), заключающих договоры купли-продажи, подряда, договоры на оказание услуг с организациями либо гражданами, обеспечивающими повседневное бытовое, торговое либо иное обслуживание. Возникающие при этом отношения именуются отношениями в сфере обслуживания. Например, Ю. И. Можаренко, используя термин «потребитель», дает ему следующее определение: «граждане, потребности которых удовлетворяются в результате отношений в сфере обслуживания являются потребителями»[4. с. 15].

     Понятие «потребитель» используется не только для характеристики гражданско-правовых отношений, но и при анализе уголовных преступлений в сфере обслуживания. В большинстве работ советского периода термин «потребитель» авторы используют, как гражданин-покупатель, гражданин-заказчик, гражданин-клиент. Закон СССР «О защите прав потребителя» от 22 мая 1991 года впервые дает легальное определение потребителя соответствующее международному уровню.

    Российский закон от 7 февраля 1992 года дал аналогичное определение потребителя, заменив термин «продукция» на «товары (работы, услуги)».

   Федеральным Законом от 9. 01. 1996 г. №2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушенияю) понятие «потребитель» было значительно сужено по сравнению) с редакцией 1992 года. Надо сказать, что это уточнение весьма существенно, так как устранило неясности и двоякое толкование термина в правоприменительной практике. Действительно, ранее было трудно определить, что подразумевать под формулировкой «личные бытовые нужды».

      Таким образом, несколько уточнив формулировку понятия «потребитель», законодатель исключил дальнейшие разночтения в трактовке закона, но на этом изменения, вносимые в понятие «потребитель» не завершились. В связи с принятием части гражданского кодекса возникла необходимость приведения Закона РФ «О защите прав потребителей» в соответствие с ней. Но понятие «потребитель» не переставал подвергаться критике со стороны ряда ученых. В. С. Белых отмечал, что формулировка «для личных бытовых нужд» является узкой, ее необходимо заменить словосочетанием «для личных (семейных, домашних) потребностей» .......Таким образом, к 2000 году из некогда чисто экономического термина «потребитель» выделилось и оформилось юридическое понятие. На сегодняшний день российское законодательство дает четкое легальное определение потребителя, а именно: «Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Длительному процессу становления понятия «потребитель» соответствует такой же длительный процесс становления законодательства защищающего права потребителя.



Список литературы

1.     Аргутгов В.Н., Краснов СВ. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей //Ввестник МГУ. Серия И. Право. - 2014- №4. - С.16-27.

2.     Закон СССР от 22.05.1991 N 2184-1 «О защите прав потребителей» (утратил силу)

3.     Медведев С.Н., Звонок С.О. Гражданские и торговые кодексы зарубежных стран / - Ставрополь, Изд-во СГУ, 2013. - 412 с.

4.     Можаренко Ю. И. Права потребителей. Санкт Петербург