Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РИСК И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В XXI веке ученые могут излечить почти все болезни. Долгое время самым страшным диагнозом лекарей для людей было бесплодие. Это обозначало конец роду этой семьи. Но уже в Римском праве был создан правовой институт весьма схожий с нынешним институтом суррогатного материнства. В Древнем Риме мужчины были хорошо знакомы с понятием «отдача чрева внаем». Из истории известно множество примеров, когда мужья отдавали жен «внаем» тем супружеским парам, которые не могли зачать ребенка по причине бесплодия жены. Ребенок, рожденный от «наемной» женщины, являлся законным наследником бесплодной супружеской пары. Постепенно практика помощи 3-х лиц семьям, страдающим бесплодием, развивалась. В индуизме с древних времен и по сей день практикуют Нийогу. Это старинная практика законного сожительства жены, муж которой бесплодный, с его братом или с другим брахманом из «порядочной семьи» [1, с. 14].

   Сегодня проблема бесплодия решаема. И одним из таковых способов помощи людям получения потомства является суррогатное материнство. Это один из методов решения проблемы бесплодия, путем забора генетического материала потенциальный родителей и «подселения» его в матку суррогатной матери после проведения искусственного оплодотворения [7]. К сожалению, договор суррогатного материнства не регламентирован в законодательстве Российской Федерации. Лишь несколько правовых аспектов закреплено в правовых нормах. В частности согласно статье 51 пункту 4 лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, т.е. заказчики, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери) [5].

   Договор суррогатного материнства отличается от иных сделок своей особой значимостью, поскольку от исполнения данного договора зависит судьба и жизнь ребенка. Одной из особенностей договора суррогатного материнства является повышенный риск обеих сторон. Из практики следует, что риски заказчика связаны, в основном, с желанием и действиями суррогатной матери, поскольку она может и не отдать ребенка, требовать увеличения итоговой суммы, увеличения сумм ежемесячного содержания и подарков; симулировать своим состоянием; грозить прерыванием беременности; по прошествии нескольких лет требовать встречу с ребенком; пытаться раскрыть тайну о договоре суррогатного материнства в дальнейшем т.д. Со стороны суррогатной матери наличествуют следующие риски: заказчик не хочет платить установленную договором сумму; не хочет забирать ребенка; выделяет недостаточно средств для содержания матери и ребенка.

   Неисполнение договора влечет серьезные последствия для каждой из сторон. Законодатель не установил возможную ответственность за нарушение данного вида договора, поэтому к сделке применяется общие положения об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора. Очевидно, что неисполнение сторонами условий договора может быть вызвано и причинами, не зависящими от самих сторон. Так в соответствии с пунктом 3 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни один  из субъектов не отвечает, заказчик возмещает суррогатной матери фактически понесенные ею расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

   В своем договоре стороны должны предусмотреть возможность прерывания беременности по медицинским показателям. В данном случае большое значение имеет наличие вины самой матери по отношению к ребенку. В случае прерывания беременности по независящим от нее обстоятельствам ответственность не наступает. Борисова Т. считает, что в силу алеаторного характера договора суррогатного материнства, супруги- заказчики должны быть обязаны выплатить суррогатной матери вознаграждение в размере, эквивалентном 100% суммы, оговоренной в договоре, оплатить расходы на необходимое медицинское вмешательство и выплатить суррогатной матери компенсацию на восстановление здоровья после беременности и родов в оговоренных ранее размерах [3, с.19].

   Если же мать по своей инициативе прервала беременность или вызвала прерывание запрещенными медицинским учреждением действиями, то она несет ответственность за неисполнение договора. Данное действие в рамках гражданского законодательства рассматривается как односторонний отказ от исполнения обязательства. Так возможно применение статьи 782 Гражданского кодекса, согласно которой суррогатная мать вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Вопрос размера убытков заказчика в этом плане является дискуссионным. С одной стороны, мать должна возвратить все денежные средства, выданные заказчиком за время исполнения некоторой части договора, а также компенсацию за утерю долгожданного ребенка. Размер компенсации также определяется самим судом в конкретном деле. С другой стороны, так как суррогатная мать участвовала в проведении определенных процедур, несла все тяготы беременности некоторое время, то денежные средства не подлежат возврату согласно статье 781 пункт 3, так как эта сумма и составляет фактически понесенные расходы. Следовательно, убытки – компенсация нареченным родителям, сумма которой также неизвестна. Немало важно отметить, что данная компенсация не есть компенсация морального вреда, так как последняя, исходя из судебной практики, выплачивается стороне только в случаях неисполнения договора купли-продажи. Это категорически не так, так как ребенок – не вещь, да и компенсируют здесь скорее вред семейным правоотношениям.

   По нашему мнению, неисполнение либо частичное исполнение договора суррогатного материнства по вине матери – это аморальный поступок, так как суррогатное материнство возможно последний шанс супружеской пары или какого-либо конкретного человека вступить в родительские правоотношения. Хотя и мать можно понять, так как она вынашивала ребенка 9 месяцев и рожала его. В российском семейном законодательстве действует презумпция материнства, согласно которой женщина, которая родила ребенка автоматически является его матерью. Так заказчик может посчитать это нарушением его права быть родителем. Но согласно вынесенному определению Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 № 880-О право суррогатной матери давать согласие на то, чтобы при государственной регистрации рождения ребенка его родителями были записаны генетические родители, означает имеющуюся у нее возможность в записи акта о рождении ребенка записать себя матерью ребенка, что фиксируется и в свидетельстве о его рождении, обусловливая тем самым для женщины, родившей ребенка, права и обязанности матери [4].

   В этой связи достаточно сложно регулировать ответственность сторон, так как, с одной стороны, договор гражданско-правовой, а, с другой стороны, в его результате возникают родительские правоотношения. Нельзя привлечь стороны к семейно-правовой ответственности за то, что они отказались от ребенка, или мать решила его оставить себе. В теории Гражданского права приемлема имущественная ответственность сторон. В договоре необходимо предусмотреть отказ нареченных родителей от ребенка. Исходя из сущности норм гражданского законодательства, в этом случае заказчик оплачивает все понесенные расходы, а также необходимо предусмотреть некую страховую денежную сумму для дальнейшего содержания и воспитания ребенка суррогатной матерью. Данная сумма выплачивается матери за полное исполнение своих обязанностей как своеобразное вознаграждение. Возможен и такой расклад, при котором от ребенка откажутся и заказчик, и суррогатная мать. Согласно статьям 81-84 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [6] детям, оставшимся без попечения родителей, в случаях, установленных законом родители, опекуны и попечители выплачивают алименты. Возникает вопрос: кто же будет выплачивать эти алименты? Разумнее всего взыскивать их с заказчика, поскольку ребенок нужен был именно им, а суррогатная мать хотела лишь подзаработать.

   Многие ученые-цивилисты утверждают, что недопустимо применять гражданско-правовую ответственность по договору суррогатного материнства. Так, например, Богданова Г. В. считает, что особый личный характер отношений между заказчиком и суррогатной матерью; особое по своему содержанию обязательство, которое принимает на себя суррогатная мать в плане вынашивания, рождения и передачи ребёнка супругам; специфика прав и обязанностей сторон в дальнейшем, когда суррогатная мать пожелает стать мамой и откажется передать ребёнка заказчикам, оставив его себе, а супруги-заказчики не вправе воздействовать на нее или тем более привлечь ее к ответственности за неисполнение обязательства и т.д. – все это говорит в пользу того, что к данным   отношениям  неприменимы    нормы гражданского права [2, с.25].

   Безусловно, в договоре суррогатного материнства приоритетнее установление семейно-правовых отношений, а уже потом и гражданско-правовых. Суррогатная мать, оставив себе ребенка, воспользовалась своим правом, дарованным ей законодателем. Она будет нести ответственность лишь за то, что необоснованно обогатилась за счет заказчиков.

  В договоре возможно предусмотреть также ответственность суррогатной матери за несоблюдение медицинских рекомендаций необоснованное подвергание своей жизни, следовательно, и здоровья малыша опасности, также за нарушение иных условий договора. В этом случае имеет место быть ненадлежащее исполнение обязательства, а значит, вознаграждение подлежит сокращению.

   Суррогатная мать, которая своевременно не предупредила заказчика о возникновении необходимости в дополнительных затратах или о ставшими известными ей обстоятельствах, которые угрожают здоровью вынашиваемого ребенка, может быть лишена права требовать возмещения понесенных ею в связи с этим расходов.

  В случае неисполнении заказчиком обязанности по оказанию содействия исполнительницы в оговоренном договором объеме и порядке, включая случаи несвоевременного предоставления денежных средств на необходимые расходы, следующие из договора, последняя же вправе требовать либо возмещения убытков, либо увеличения вознаграждения.

   Для защиты прав и законных интересов детей, а также сторон договора необходима четкая законодательная регламентация каждого аспекта ответственности по данному виду обязательства. Так как прямой регламентации нет, то в качестве норм об ответственности выступают нормы, касающиеся договора о возмездном оказании услуг, а также общие положения о договоре. Но, к нашему глубокому сожалению, данных норм не достаточно для регулирования всех аспектов в договоре суррогатного материнства, что и является одной из основных проблем юриспруденции.

Список литературы

1.     Билуха М. Проблема, объединяющая современный мир и древние цивилизации // Беременность и роды. № 4. 2006, - С.14.

2.     Богданова Г.В. Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми: Дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов: СГУ, 1999. – С.25.

3.     Борисова Т.Н. Ответственность по договору суррогатного материнства // З акон но сть . – 2010. – № 11 . С.19- 21.

4.     Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 N 880-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // [Электронный ресурс]. СПС Консультант Плюс, 2015.

5.     Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995  N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.; 20.04.2015, ст.21.

6.     Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.12.1996 г. № 52 ст. 5880; 05.01.2015 г. № 1 (часть I) ст. 53.

7.     Цигун Е. Решение проблемы бесплодия // Женский портал [сайт]. URL: http://www.chudo-dieta.com/volnye- temy/stati-obo-vsem/3762-reshenie-problemy-besplodia (дата обращения 16.04.2015).