Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ, КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Плюсом фирменных наименований, обозначающих вид предпринимательской деятельности юридического лица, является экономия на рекламе, поскольку не требуется дополнительного объяснения того, чем оно занимается. Например, зарегистрировав предприятие с названием " Кондитерская сдобного печенья" данному предприятию гарантируются заказы на выпечку конкретных кондитерских изделий, а именно печений.

   Однако, несмотря на всю привлекательность использования вышеназванного наименования, субъектам предпринимательской деятельности, необходимо учитывать, что ГК РФ в части четвертой закрепляет ряд ограничений. Так согласно пункт 2 статьи 1473: " Фирменное наименование ... не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности" [3]. Данное положение закрепляется гражданским законодательством для реализации механизма  регулирования процедуры регистрации фирменных наименований и включения их  в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также возможности изменения фирменных наименований не соответствующих положениям приведенной нормы. Рассматриваемые наименования настолько удобно для лиц занимающихся предпринимательской деятельностью, что даже вышеуказанное положение ГК РФ они отказываться их менять даже когда вносят какие- либо изменения в учредительные документы.

  По мнению доктора юридических наук Еременко В.И. одной из причин подобной ситуации является нормы ГК РФ, которые допускают регистрацию  товарных знаков указывающих на род деятельности юридического лица ( индивидуального предпринимателя). Речь идет о пункте 1 статьи 1483 ГК РФ: "Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов...вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида". При этом из данного правила, эта же статья устанавливает исключение: "1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые: 1) приобрели различительную способность в результате их использования".

   Однако, законодатель установил такое положение исключительно для товарных знаков и не распространил данное исключение на фирменное наименование, в связи с чем многие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность обращаются за защитой своего фирменного наименования в судебные органы, обосновывая свои требования пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ, в силу которой "не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица".

    На сегодняшний день судебная практика насыщена примерами в которых возникает вопрос: вправе ли суд удовлетворить требования истца о запрете использования фирменного наименования тождественного обозначению указывающему на вид деятельности? В качестве подтверждения приведем следующие примеры.

   Первой инстанцией арбитражного суда города Москвы было вынесено решение по иску ООО "Авто. ру" о запрете использования фирменного наименования "Авто. ру" в доменном имени "autoi. ru", зарегистрированном на имя физического лица А.А. Авсейцева.

Существенным в этом деле является то, что фирменное наименование "Авто. ру" имеет значительные фонетические (иное произношение) и семантические (от греч. - обозначающий) различия с доменным именем. Несмотря на то что слово "авто" прямо указывает на область деятельности компании - автомобили, а слово "autoi" не имеет смыслового значения, судом было принято решение о запрете использования доменного имени [1].

   Аналогичный спор  по иску компании ООО "Текстильный сервисный центр" к компании ООО "Текстильный сервисный центр" также подтвердил правомерность оценки, выраженной в решении судов, рассмотренных ранее: если не оспорена правомерность регистрации фирменного наименования, компания вправе реализовать свое право по защите фирменного наименования на основании пункта 3 статьи 1474 ГК РФ[2].

   Данные примеры с очевидностью показывают, что использование описательных наименований в качестве фирменных неизбежно связано с заимствованием таких же слов иными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью. В силу этого защита от использования наработанного авторитета юридического лица (ИП) с такими фирменными наименованиями недобросовестными конкурентами достаточна сложна. Открытыми остаются вопросы о механизме соблюдения нормы ГК РФ о том, что фирменное наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности, а также о приобретенной фирменным наименованием различительной способности.

    В связи с этим, на наш взгляд, при использовании фирменного наименования, обозначающего вид предпринимательской деятельности, во избежание его использования иными лицами, данное наименование необходимо дополнять уточняющими признаками. Например, присвоить юридическому лицу не просто наименование "Текстильный сервисный центр", а "Текстильный сервисный центр "Шарм"".

Список литературы

1.     Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8345/13.

2.     Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-132109/11.

3.     "Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в Российской Федерации"// "Адвокат", 2010, N 4