Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

     Если подробнее останавливаться на самом понятии «рекламные услуги», то необходимо отметить, что данный термин Федеральный закон «О рекламе» не содержит. Однако нельзя сказать, что в российском законодательстве такой термин отсутствует. Собственно термин «рекламные услуги» в настоящее время упоминается лишь только в налоговых правовых нормах, например в статье 148 (пп.4 п 1) Налогового кодекса РФ «место реализации работ (услуг)», но определение данного термина в статье не приводится.

Следует согласиться с рядом авторов26, поднимающим вопрос о необходимости законодательного закрепления термина «рекламные услуги» не только для использования в юридической сфере при заключении договорных отношений, но и в профессиональный деятельности в области маркетинга и рекламы.

Характерным признаком рекламной услуги, т.е. услуги как таковой, является создание материального результата27. В своём дальнейшем исследовании  мы постараемся доказать, что данный признак  не должен являться основополагающим при определении рекламных услуг и договорных отношений по их оказанию.

В юридической литературе встречается термин «рекламный договор»28. Авторы не дают точного определения этого термина, но исходя из контекста изложенного ими материала, описания предмета данного договора и т.д., можно сделать вывод о тождественности понятий «рекламный договор» и «договор на оказание рекламных услуг».

Так, например, Е.А. Зверева так определяет предмет рекламного договора: «…предмет этого договора составляет не просто изготовление и размещение рекламного обращения, а осуществление этих действий оптимальным образом, с использованием специальных знаний и навыков, составляющих компетентность специалиста в области рекламы. Конечной целью заказчика, заключающего рекламный договор, является повышение уровня готовности потенциального потребителя результатов его деятельности заключить с ним сделку на приобретение или использование этих результатов. Исполнитель, в силу заявленной профессиональной компетентности, обязуется, используя специальные знания, средства и приемы, которыми он владеет, создать рекламу, объективно способствующую достижению этого результата»29. Исходя из данного факта, мы также сочли возможным использования обоих данных терминов, как тождественных.

 

26 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики: монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. С. 123.

27 Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета 2014. № 3. (125) С. 54.

28   Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С.154.

29 Зверева Е.А. Рекламный договор // Реклама и право. 2004. № 1. С. 20-30.

     Под рекламным договором, т.е. договором на оказание рекламных услуг, в научной литературе понимают договор, в соответствии с которым исполнитель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) обязуется выполнить по заданию заказчика (рекламодателя) определённую работу и (или) оказать услуги, связанные с производством, размещением или распространением рекламы заказчика и (или) производимых им товаров (работ, услуг, иных результатов деятельности), а заказчик обязуется оплатить выполненные работы и оказанные услуги.30 Гражданский кодекс РФ не рассматривает договор оказания рекламных услуг в качестве самостоятельного обязательства, лишь упоминая о его правовом регулировании путем применения к нему норм главы 39. это, однако,  не  исключает  субсидиарное  применение  и  иных  положений  гражданского  законодательства, регулирующих аналогичные отношения с учетом специфики исследуемых обязательств31.

   Критерием, по которому можно отграничить одни обязательства по оказанию рекламных услуг от других, является предмет, передаваемый в результате исполнения того или иного обязательства. Если в силу обязательства по оказанию рекламной услуги совершаются действия услугодателя по приведению информации к готовой для распространения форме, то к отношениям по данным обязательствам применимы нормы о подряде, содержащиеся в § 1 гл. 37 ГК РФ, поскольку в результате их исполнения подлежит передаче определенный в условиях договора овеществленный результат в виде рекламного произведения (рекламный аудио-, видеоролик, произведение дизайна, с изображением товарного знака услугополучателя и указанием его наименования и т.д.)32. Кроме того, к отношениям по производству рекламы также будет применяться законодательство об авторском праве, так как предметом такого договора будет являться эксклюзивное авторское произведение.

   В отличие от обязательства услуги по производству рекламы, в силу которого подлежит передаче некий овеществленный результат в виде рекламного произведения, обязательство услуги по распространению рекламы исполняется путем совершения действий, связанных или не связанных с использованием имущества услугодателя, пригодного для этих целей (тираж газеты или журнала, часть здания, автомобиль, почтовое отправление и т.п.).

    Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рекламный договор имеет сложную договорную конструкцию, в которую входят подрядные отношения регулируемых гл. 37 ГК РФ (производство, изготовление мест размещения рекламы и ее размещение), а также отношения возмездного оказания услуг (распространение рекламы). При определенных условиях в рекламных правоотношениях могут присутствовать элементы авторского права, регулируемых частью 4 ГК РФ (отношения по  производству рекламы). В зависимости от предмета конкретного договора будут применяться те или иные нормы.


29 Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С.32-34.

30    Зверева Е.А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. док юрид. наук. - М., 2007. С. 44.

31   Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. – М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. С.78.

23 Ситдикова Л.Б. Информация как нематериальное благо // Юрист. 2007. № 8. С.62-64.


Список литературы

1.     Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. – М.: Изд- во «Юриспруденция», 2012.

2.     Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики: монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. – 220 с.

3.     Зверева Е.А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. док юрид. наук. – М., 2007.

4.     Ситдикова Л.Б. Информация как нематериальное благо // Юрист. 2007. № 8. С.62-64.

5.     Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С.32-34.

6.     Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета 2014. № 3. (125) С. 54057.

7.     Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С.154-161.