Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОТЧЕТАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
20 октября 2018г.

Современная ситуация в российской экономике может быть охарактеризована как затянувшийся кризис, который сказывается на состоянии финансового рынка, рынка труда, уровне жизни россиян.

Государство уже переживало подобную ситуацию в 2008 году, вызванную мировым экономическим кризисом. Российской властью предпринимались различные меры для выхода страны из кризисной ситуации. Одной из первых законодательных норм стал Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13.10.2008 года.

Кроме того, немногим позднее, в июне 2009 года, был принят Федеральный закон №102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики», [3] который должен представляться Государственной Думе РФ.

Введение подобного отчета хронологически совпало с реализацией новой конституционной нормы о ежегодных отчетах Правительства перед Государственной Думой, как реализацией ее контрольных полномочий [1].

Специфика рассматриваемого отчета заключается в том, что он предметно и во времени совмещен с информацией Центрального банка РФ, то есть Государственная Дума в одном пленарном заседании и в одном вопросе повестки дня заслушивает доклад Правительства и информацию Центрального банка, выносит единое решение, которое оценивает деятельность Правительства и Центрального банка.

Согласно закону федеральное Правительство в срок, не превышающий 30 дней, после завершения отчетного квартала, направляет в палаты федерального парламента отчет Правительства о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики.

Правительственный отчет направляется в комитет, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки соответствующего проекта постановления Государственной Думы (ст. 1).

Бюджетный правительственный отчет должен, в частности, содержать сведения о принятых актах (решениях) Правительства, направленных на поддержку финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики, в том числе в рамках предоставленных Правительству полномочий по направлению предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию указанных мер.

Правительством РФ в свой отчет может быть дополнительно включена иная информация о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной       политики (ст. 2).

Оценивая содержание этого закона, необходимо отметить, что он расходится с конституционным статусом Правительства РФ, как высшего исполнительного органа государственной власти. Это закон устанавливает весьма ответственное полномочие федерального Правительства – периодически отчитываться палатам российского парламента о результатах определенной деятельности. Между тем, основы правительственного ведения определяются Конституцией РФ (статья 114) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (глава 3). Если введение института ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности потребовало конституционных поправок, то рассматриваемый вид правительственного отчета должен был найти отражение, по крайней мере, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».

Заметим, что в отличие от иных правительственных отчетов данный отчет направляется одновременно в обе палаты Федерального Собрания РФ – в Государственную Думу и Совет Федерации и, таким образом, выражает парламентский контроль в целом за правительственной деятельностью.

В то же время правительственный отчет обсуждается только в Государственной Думе, которая по отчету выносит постановление. Таким образом, Совет Федерации не принимает процессуального участия в обсуждении этого отчета.

Это вполне объясняется характером данного отчета, который тематически привязывается к отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, представляемого именно Государственной Думе. На заседании Госдумы 16 декабря 2009 г., например, рассматриваемый нами вид отчета заслушивался наряду с отчетом Правительства об исполнении федерального бюджета за 2008 г. Исходя из этого, нам представляется совершенно излишним требование федерального     закона от 3 июня 2009 № 102-ФЗ о том, что Правительство направляет    в Совет Федерации Федерального Собрания РФ отчет о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Сохранение этой нормы формально обязывает Совет Федерации к обсуждению правительственного отчета и принятию по нему решения, что на практике отсутствует.

Основные положения данного вида отчета утверждаются Правительством РФ. Так, 5 августа 2009 г. Правительство утвердило Основные положения отчета Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за первое полугодие 2009 года и четвертый квартал 2008 года.

Как указывалось в этом документе, в целях реализации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13, а также программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2008 и 2011 годов» средства федерального бюджета выделялись на финансовое обеспечение мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики по следующим направлениям за период с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года:

поддержка банковской системы;

обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

направления, предусмотренные частью 6 статьи 25 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; поддержка российских производителей техники и оборудования;

другие направления поддержки финансовой системы, отраслей экономики Российской Федерации и рынка труда [2].

В истории отчетной деятельности Правительства России данные отчеты не повторялись. Хотя в условиях современной нестабильной экономики, расшатанной мировыми антироссийскими санкциями, возобновление подобного вида отчетов было бы актуальным. А меры, принимаемые Правительством РФ и Центральным Банком РФ, снизили бы социальную напряженность в стране.



Список литературы

 

1.        Ежегодные отчеты Правительства перед Государственной Думой // https://ria.ru/spravka/20180411/1518204439.html

2.        Официальный сайт Правительства РФ // http://www.government.ru/smi/mesages/4695.

3.        Собрание законодательства РФ. 2009. №23. Ст.2757