Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 октября 2018г.

 Проблема поиска эффективных путей и форм использования государственного управленческого ресурса объективно выдвигается в число приоритетных и наиболее актуальных вопросов.

Системный подход позволяет говорить о ряде направлений правового опосредования стратегического государственного управления: правовая регламентация понятия, стратегии и методологии государственного управления; система и правовой статус субъектов такого управления; правовая регламентация его функций, объектов, критериев и показателей эффективности и результативности.

Основой легализации понятия государственного стратегического управления может служить дефиниция, предложенная законодателем в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[1], в соответствии с которой государственное управление является деятельностью органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом в рамках предмета правового регулирования указанного Закона употребляется термин «государственное и муниципальное стратегическое    управление», но в рамках формирования категориального аппарата этот термин не получает своего развития.

Часть нормативного материала по стратегическому государственному управлению, безусловно, должна быть посвящена его принципам. Как представляется, нормативному опосредованию должны подлежать как принципы собственно правового характера (народовластие, федерализм, законность, разделение властей и другие), так и принципы общенаучного значения (научная обоснованность и эф- фективность, адаптивность, принцип активного управления и другие).

Основой методологии стратегического государственного управления могут служить выработанная доктриной административного права система методов реализации компетенции публичной администрацией, основанная на действующем правовом регулировании. На текущий момент выработано достаточно адекватная система методов как прямого администрирования (внеэкономического), так и косвенного (экономического), которые активно используются в стратегическом планировании, в организации территорий со специальными правовыми режимами, в системе административного санкционирования и квотирования, в организации контрольно-надзорной деятельности. В этой связи наблюдается общая тенденция своего рода смягчения прямого администрирования. При этом методологические приоритеты должны коррелировать концепции стратегического государственного управления в части обеспечения возможности использовать современный инструментарий, соответствующий требованиям внешней и внут- ренней среды, а также реализуемой государственной политике.

В настоящее время система субъектов государственного управления представлена Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти и иными государственными органами; органами государственной власти и иными государственными органами субъектов Российской Федерации; государственными организациями. Кроме того, следует учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации, «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многона- циональный народ»[2], соответственно, государственное стратегическое управление детерминировано народным волеизъявлением.

Функции стратегического государственного управления также нуждаются в правовом опосредовании, как минимум, на программно-ценностном уровне. В число функций, как представляется, можно включить: государственное стратегическое планирование, государственный контроль и надзор, орга- низационная функция, функция координации, функция стимулирования, функция менеджмента качества и другие. При этом можно говорить о соотношении отдельных функций и содержания этапов государственного стратегического планирования (в частности, государственное стратегическое планирование, государственный контроль и надзор).

Объектами стратегического государственного управления выступают конкретные сферы жизнедеятельности общества, а равно отдельные личности и социальные структуры, которым адресовано управленческое воздействие со стороны государственного аппарата. Учитывая специфику территориальной организации Российской Федерации, объекты стратегического государственного управления могут быть представлены в различных классификационных системах. В частности, можно говорить об объектах стратегического общегосударственного управления и объектах стратегического государственного управле- ния в субъектах Российской Федерации. Субфедеральный уровень стратегического государственного управления при этом может быть организован как управление, осуществляемой посредством федерального государственного аппарата, а также как непосредственное управление, осуществляемое государственным аппаратом субъектов Российской Федерации, учитывая принцип федерализма в части разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Система критериев и показателей стратегического государственного управления должна быть обусловлена необходимостью обеспечения его эффективности. Можно говорить о двух группах таких критериев и показателей. Во-первых, критерии и показатели, которые могут быть использованы в процессе стратегического государственного планирования и контроля за процессом достижения плановых показа- телей и его результатом, а также критерии и показатели оценки эффективности стратегического государс- твенного управления. Во-вторых, критерии и показатели в рамках методики бюджетирования, ориенти- рованного на результат, методика оценки эффективности государственного управления Всемирного банка, оценка регулирующего воздействия и ряд других. Создание сбалансированной, взаимосвязанной системы критериев и показателей, способной в оптимальной степени достоверно отразить динамику и тенденции раз- вития социально-экономических систем, оценить эффективность и результативность стратегического го- сударственного управления, пожалуй, наиболее сложная задача.

Следует отметить, что жизнедеятельность общества как объект государственного управления постоянно усложняется, ускоряется динамика мировых социально-экономических и политических процессов, изменяется перечень и соотношение рисков и угроз, что находит свое отражение в определенного рода программных документах (стратегиях, концепциях, программа и проч.). Необходимость устойчивого развития в современных условиях – задача любого государства. Решение этой задачи требует постоянно повышать эффективность системы государственного управления, наращивать управленческий ресурс. Соответственно, одной из приоритетных задач российского государства должно стать формирование научно обоснованной и надлежащим образом легализованный конструкции стратегического государственного управления.

 

1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.



Список литературы

 

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2.        Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.