Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ «МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
20 октября 2018г.

Мелкое хулиганство является одним из самых распространенных административных правонарушений, совершаемых в общественных местах различными категориями граждан. Так, согласно данным Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России в 2017 г. по ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» было составлено 1 млн. 105 тыс. 756 протоколов об административных правонарушениях. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2017 г. в судах было рассмотрено 6,4 млн. дел об административных правонарушениях, 5,4 млн. человек были подвергнуты наказаниям по делам об административных правонарушениях, из них значительная часть - за совершение мелкого хулиганства [1].

Актуальность выбранной темы научной статьи обусловлена большим количеством фактов выявленных правонарушений, как в Российской Федерации, так и странах-участницах СНГ, таких как Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, а также отсутствием в российском законодательстве юридически закрепленного понятия «общественное место».

В законодательстве Российской Федерации ответственность за «мелкое хулиганство» предусмотрена в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». Согласно статье 20.1. Мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Те же деяния, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, составляют квалифицированный состав рассматриваемого административного правонарушения [2].

Мелкое хулиганство представляет собой достаточно непростой состав административного правонарушения, поскольку объектом посягательства являются как материальные, так и нематериальные блага, к которым относятся общественный порядок, собственность, а также ряд личных неимущественных прав.

Объективная сторона части первой статьи 20.1 КоАП выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Мелкое хулиганство характеризуется, в первую очередь, как нарушение общественного порядка. Важно подчеркнуть, в этой связи, что общественный порядок в действующем российском законодательстве в основном используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов.

Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества.

Следует отметить, что к мелкому хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц.

Объективную сторону части второй статьи 20.1 КоАП составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Субъектом правонарушения выступают граждане, достигшие возраста административной ответственности, вменяемые, дееспособные.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

Проведя сравнительный анализ состава административного правонарушения мелкого хулиганства в Российской Федерации и странах СНГ, необходимо отметить, что объекты данного правонарушения являются сходными по своей смысловой нагрузке, различие присутствует лишь в формулировке. Так, в Российской Федерации, Республике Молдова, Украине дополнительным объектом выступает общественная безопасность, а в Республике Казахстан и Республике Беларусь – общественная нравственность. Общим объектом правонарушения в рассматриваемых странах является общественная безопасность.

Существуют некоторые отличия в определении возраста субъекта административного правонарушения в рассматриваемых государствах. Субъектом мелкого хулиганства в Российской Федерации, Украине и Казахстане может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое. Однако, к примеру, в Республике Беларусь законодатель пошел по пути уменьшения возраста административной ответственности за данное административное правонарушение до четырнадцати лет, данная норма закреплена в п. 7, п. 2, ст. 4.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3].

В то же время, законодательство Республики Молдова наоборот увеличило, по сравнению с другими странами, описанными в статье, возраст субъекта административного правонарушения до восемнадцати лет (ст. 16 Кодекса «О Правонарушениях» Республики Молдова «Ответственность за правонарушения физического лица») [4].

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения в законодательстве рассматриваемых стран также совпадает. Мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Вместе с тем, нередки случаи, когда нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.

Анализируя состав административного правонарушения «мелкое хулиганство» и законодательство Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что обязательным признаком объективной стороны, помимо общественного порядка, является совершение данного правонарушения в общественном месте. Тем не менее, понятие общественного места федеральным законодательством не предусмотрено, что является пробелом законодательства и проблемой правоприменения.

Также стоит отметить, что на уровне субъектов вопрос об определении общественного места нашел свое отражение. Так, в Законе об административных правонарушениях в Курской области от 04 января 2003 года N 1-ЗКО, приведен исчерпывающий перечень общественных мест [5], а именно: улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, вокзалы, аэропорты, а также территории и помещения юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, для развлечений, досуга (развлекательные центры, кинотеатры, дискотеки, бары, рестораны, кафе и иные) и иные общественные места. Список конкретизирован, что облегчает задачу правоприменителя.

Однако в таких странах как Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова можно обнаружить четко регламентированное законодательное определение понятия общественного места.

Так, закон Украины от 22 сентября 2005 года №2899-IV«О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» гласит, что общественное место – это часть (части) какого-либо здания, сооружения, доступная или открытая для населения свободно, либо по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы.

Законодательство Республики Беларусь также дает определение «общественного места» в Инструкции о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 31.03.2007 № 82. Общественное место, согласно указанного нормативного правового акта, – участки местности, здания, сооружения, маршрутные транспортные средства, находящиеся в пределах населенного пункта, за исключением жилищ и огороженных участков местности, прилегающих к жилищам граждан индивидуальной застройки, а также находящиеся вне пределов населенного пункта маршрутные транспортные средства, здания и сооружения, предназначенные для свободного (за плату) посещения гражданами.

Аналогичное законодательное определение можно обнаружить и в законодательстве Республики Молдова. Так, согласно Закона № 124 от 29.05.2015 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» общественные места – все места, доступные для неограниченного круга лиц, и места общего пользования, независимо от вида собственности и порядка доступа.

Приказом МВД Республики Казахстан от 06.04.2001 г. № 300 было установлено, что к общественным местам относятся места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей – улицы и объекты (здания, сооружения, пассажирские транспортные средства) общего пользования, а также зоны массовых культурно-зрелищных, спортивных, общественно-политических и других мероприятий в период их проведения.

Также частью 5 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» определен четкий перечень общественных мест. К ним относятся, в частности: организации образования и отдыха несовершеннолетних; организации здравоохранения; пункты общественного питания (за исключением специально оборудованных мест для курения); кинотеатры, театры, цирки, концертные, смотровые и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки; музеи, библиотеки и лектории; неустановленные места в поездах местного и дальнего сообщения (за исключением специально оборудованных мест для курения), на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта; здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов (за исключением специально оборудованных мест для курения); помещения государственных органов и организаций; помещения, являющиеся рабочими местами; подъезды домов.

Представляется целесообразным подчеркнуть, что ст. 20.1 КоАП РФ тесно взаимосвязана ст. 213 УК РФ – «Хулиганство». Однако законодатель в комментарии к статье указывает, что уголовно наказуемое хулиганство может быть совершенно как в общественных, так и в малопосещаемых, безлюдных местах. В данном случае обстоятельство места не является обязательным признаком, что также не облегчает проблему толкования общественного места по аналогии права.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель оставляет толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным с учетом разнообразия объектов, которые могут быть признаны общественными местами. Таким образом, поскольку в ст. 20.1 используется термин общественное место, то возникает вопрос о его точном законодательном определении. Определение данного понятия законодатель не предлагает, что порождает определенные сложности в правоприменении. Важность точной формулировки заключается в том, что обязательным условием наличия некоторых правонарушений является их совершение именно в общественном месте.

Список литературы

 

1.        http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction

2.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

3.        Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З. http://kodeksy.by/koap

4.        Кодекс Республики Молдова о правонарушениях от 24.10.2008 № 218. http://lex.justice.md

5.        Закон Курской области от 4 января 2003 №1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» (с изменениями на 3 ноября 2017 года) http://docs.cntd.ru/document/908000239