Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТАХ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
29 октября 2017г.

Успешное решение государством социальных, экономических и политических задач во многом  зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства. В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы. Кадровый (личный) состав государственных органов составляют государственные служащие.

В современных социально-экономических условиях, в связи с переходом страны к многоукладной экономике, обострением социальных проблем, роль и значение государственной службы особенно возрастает. Перед ней стоят новые задачи, направленные на обеспечение эффективного развития рыночной   экономики, соблюдение демократических, правовых  основ в обществе, установление его  стабильности, усиление защиты законных прав и свобод граждан.

Новые задачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и иное (новое) отношение к государственным служащим, осуществляющим государственную службу. Не случайно запреты, связанные с прохождением гражданской службы, изменяются, совершенствуются как в целях противодействия коррупции, так и в целях совершенствования системы кадрового отбора лиц, желающих представлять и отстаивать интересы граждан в государственных органах.

Однако для эффективного государственного управления, функции которого обеспечиваются институтом государственной гражданской службы, мало создать совершенное законодательство, оно должно найти свое воплощение в действиях правоприменителя.

Если ограничения в большей степени означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных в законодательстве, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий, уже замещающий должность гражданской службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с гражданской службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством, то запреты — это ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с гражданской службой.

Запреты, содержащиеся в законодательстве о гражданской службе, достаточно  разнообразны и могут касаться различных сторон служебной деятельности чиновника, а также иметь различную целевую направленность. При этом объединяющим началом всех видов административных запретов, реализуемых в механизме регулирования государственно-служебных отношений, является то, что данные запреты должны сдерживать противоправное поведение государственного служащего, способствовать укреплению законности и правопорядка в системе государственной службы Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[1], можно сделать вывод, что ряд запретов касается социально-экономических прав гражданского служащего. Другие запреты касаются некоторых политических прав.

Отдельно хотелось бы сказать о запрете, касающемся владения гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций). В случае, если это может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

В 2008 году некоторые запреты были изменены. Например, запрет о том, что полученные гражданским служащим подарки в связи с официальными мероприятиями, признаются государственной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший такой подарок, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменен и запрет, касающийся граждан, уволенных гражданской службы: они не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско- правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

И этот запрет активно реализуется на практике. Так, если в 2015 году в органах исполнительной власти Краснодарского края проведено 81 заседание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Краснодарского края и урегулированию конфликта интересов, на которых в том числе рассмотрено 37 случаев дачи согласия на замещение должности в коммерческой организации либо на выполнение работы по договору, то уже в 2016 году комиссиями исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Краснодарского края и урегулированию конфликта интересов рассмотрены 93 материала о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора, из которых получено разрешение по 66 [3].

В целом запреты имеют важное значение в административно-правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы. Между тем проблему коррупции исключительно с помощью данных средств не решить. Они, безусловно, могут сдерживать коррупционную активность госслужащих, однако, как отмечается в научной литературе, кроме сдерживания негативной активности госслужащих, необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности, направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства[6].

Анализ запретов, являющихся составной частью административно-правового статуса государственных гражданских служащих РФ, позволяет сделать вывод о том, что они выступают в качестве превентивного средства против возможных злоупотреблений со стороны госслужащих, призваны предотвратить возможную коллизию частного интереса служащего как отдельного человека и публичного интереса всего общества, выразителем которого является государство, и имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик госслужащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий[4].

Однако существующая система правоограничений весьма несовершенна, лишена гибкости. Все правоограничения носят абсолютный характер. При этом не учитывается должностное положение государственного служащего. НА наш взгляд, целесообразно провести и нормативно закрепить дифференциацию правоограничений, налагаемых на госслужащих. Наложение ограничений должно ставиться в зависимость от той должности, которую занимает служащий. При этом полностью поддерживаем предложение А.А. Гришковец, что представляется целесообразным исходить из формулы: чем выше должность, тем больше правоограничений у лица, которое её замещает[2].

Так же до сих пор остаются нереализованными важнейшие направления повышения эффективности гражданской службы. Например, в Краснодарском крае до сих пор не создан самостоятельный государственный орган по управлению государственной службой. Также в законодательстве субъектов РФ не получили широкого распространения системы планирования, регламентации, оценки и стимулирования деятельности гражданских служащих. А.В. Малько справедливо отмечает, что в настоящее время не обойтись без юридических стимулов, которые призваны заинтересовать и поднять правовое поведение сотрудников государственного аппарата на более высокий уровень, который будет отвечать потребностям общества и государства[5].

Таким образом, резюмируя сказанное, можно определить, что современная государственная служба Российской Федерации представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные правовые акты, регламентирующие государственно-служебные отношения, усиливаются и уточняются отдельные элементы статуса государственных гражданских служащих, в частности, его антикоррупционная составляющая. И от того, как и на каком уровне он будет осуществлять свою профессиональную служебную деятельность, во многом зависит уровень развития государства, его воздействия на гражданское общество, социальные процессы.

Список литературы

 

1.   О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

2.   Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы / А.А. Гришковец // Журнал российского права. 1998. № 7.

3.    Доклад    о     состоянии     законодательства     Краснодарского     края     в     2016     году http://lan.kubzsk.ru/lawMaking/monitor/monit/index.php (дата обращения 29 сентября 2017 года).

4.    Кривоносов Д.А. Институт административных запретов в системе государственной службы (сравнительно-правовой анализ) / Д.А. Кривоносов //Административное и муниципальное право. 2008. № 5.

5. Малько А.В. Правовые стимулы и правовые ограничения в сфере государственной службы / А.В. Малько // Правовая наука и реформа юридического образования. Воронеж, 1995.

6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько — М., 2004.