Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
       Конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных объединений от государства реализуются посредством четкого разделения сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, которое является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях. Это разграничение сфер компетенции не означает вытеснения религии из всех областей жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации постепенно приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества. Подобное сотрудничество предполагает совместную деятельность в таких областях, как миротворчество на международном, межэтническом и межконфессиональном уровнях, дела милосердия и благотворительности, совместная реализация социальных программ, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, деятельность по сохранению окружающей природной среды, совместная поддержка института семьи, материнства и детства, обеспечение свободы вероисповедания военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в медицинских учреждениях и т. д.
      РПЦ не видит себя существующей отдельно от государства или находящейся в реальной оппозиции к нему. Идеальным общественным строем для нее является давшая православие Руси средневековая Византия, где власть государственная и религиозная стремились действовать в симфонии (обоюдном сотрудничестве), а глава страны был и главой Церкви.57 Именно поэтому РПЦ не может воспринять принцип отделения Церкви от государства, противоречащий не только ее сиюминутным интересам, но и всей концепции ее деятельности, основанной на соблюдении интересов государства в обмен на защиту, покровительство и финансирование. Неразделимость в головах духовенства и большей части в оцерковленных понятий «православный», «русский» (в этническом отношении) и «российский гражданин» (в политическом и правовом отношении) приводит к нескольким принципиальным построениям.
       РПЦ воспринимает себя как Церковь нескольких православных народов (в первую очередь русских), образующих (на данном этапе) свои национальные государства (но вообще стремящихся жить в едином), в которых чужаки-иноверцы (хотя бы они и являлись гражданами этих государств) «должны знать свое место». Положение о существовании «единой общины веры» — «православном народе» было официально утверждено в главе второй «Церковь и нация» основ социальной концепции РПЦ, принятых на Архиерейском соборе 2000 г.58, и по мнению внешних критиков, явилось новаторством в богословии. В той же главе закреплен и расистский тезис о том, что «православный христианин призван любить... своих братьев по крови, живущих по всему миру». Так как РПЦ по историческим причинам - часть фундамента современного российского государства, то любой подрыв целостности этой части (особенно со стороны внешних сил) является покушением на всю конструкцию. Поэтому само государство должно заботиться о противодействии таким чужакам, а РПЦ будет ему в этом помогать, указывая своих врагов. Поэтому областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период является противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для  личности и общества.
      Для того чтобы требования РПЦ МП к государству реализовались, в первую очередь ей надо найти понимание в Администрации Президента, которая в настоящее время реально контролирует основные направления политической жизни в стране. Поддержание нормальных отношений с крупнейшей конфессией  страны является одной из задач Отдела по взаимодействию с религиозными объединениями (входит в состав управления общественных Связей и гуманитарной политики) Главного управления внутренней политики. При Администрации Президента действует и совещательный орган для контактов с религиозными организациями - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Представители РПЦ имеют в нем несомненное преимущество. В состав Совета входят пять архиереев PIIЦ, другие конфессии представлены только своими руководителями. В составе Совета имеются также несколько государственных чиновников и светские эксперты. Сам Патриарх регулярно встречается с Президентом России и их отношения можно определить как теплые. На этих встречах или в кулуарных беседах чиновником более низкого ранга МП удачно лоббирует в Администрации Президента некоторые инициативы. Однако по принципиальным вопросам, которыми являются придание православию де-юре статуса государственной религии, оказание РПЦ масштабной финансовой поддержки, изменения в законодательстве, направленные на ограничение свободы совести, возвращение значительного количества изъятой собственности, введение православного образования в школах, Президент и его Администрация отказывают МП в удовлетворении претензий. Пока не ясно, чем вызвана столь сдержанная позиция - уважением президента законов и международной правовой практики, малым ли реальным политическим весом МП или отсутствием необходимости делать популистские шаги в условиях высокого рейтинга нынешнего главы РФ. Примечательно, что в период высокой популярности Ельцина в 1991-1992 гг. РПЦ имела наибольшую в своей истории независимость от российского государства. Однако Церковь энергично избавилась от ненужной свободы, как только первое лицо государства после фактического проигрыша про-президентскими партиями парламентских выборов в декабре 1993 г. обратило внимание на РПЦ, надеясь с ее помощью найти необходимую поддержку в обществе.

57Основы социальной концепции РПЦ параграф 3.4 // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. С. 179-180.
58Основы социальной концепции РПЦ параграф 3.4 // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. С. 175-176.

         Правительство России в целом (в том числе департаменты аппарата правительства) не замечено в охране интересов РПЦ. Бывало несколько случаев, когда правительство одобряло законы, косвенно играющие на руку Церкви. Произошли по инициативе политической власти (т.е. Президента страны). Вместе с тем при правительстве действует Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, во главе которой стоит Приходько Сергей Эдуардович. Комиссия имеет достаточно самостоятельную позицию по вопросам взаимоотношений с различными религиозными организациями, в частности и с РПЦ. Нередко именно она является той формальной инстанцией, в которой гаснут многие полезные (с точки зрения РПЦ) инициативы. «Я лично с настороженностью пока отношусь к такой идее. Потому что со стороны Церкви понятно, что у нее есть интересы и она готова за них бороться. У нашего государства в этой части никто ничего не понимает. Грубо говоря, государство в этой области недееспособно, а любой договор между тем, кто понимает, чего хочет, и тем, кто не понимает, изначально вреден»59.      Однако недовольство Комиссией со стороны церкви мало влияет на ее положение. Руководство министерств и государственных комитетов РФ по-разному относится к РПЦ. Главы экономических министерств и ведомств, скорее, относятся к ней негативно, видя в МП злостного неплательщика налогом, который к тому же претендует на государственное финансирование и собственность.
     Российское государство не вмешивается в дела церкви. Оно дает развиваться и действовать ей по своему усмотрению, не допуская нарушений церковью государственных интересов, а так же интересов общества и человека.
      Такой подход государства к отношению с церковью вполне логичен. Ведь сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и так же активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. Следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать «правила игры», устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. Иначе привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.


59Бабасян Н. Церковное имущество: Мы не против, если это возможно // Сайт Грани.Ru., 12.04.2001.



Список литературы
1. Основы социальной концепции РПЦ параграф 3.4 // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. С. 179-180.
2. Бабасян Н. Церковное имущество: Мы не против, если это возможно // Сайт Грани.Ru., 12.04.2001.
3. Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. - М.:1985.
4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ.