Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
       Таможенно-пошлинное обложение было известно еще в Древней Руси. Так, в договоре Олега с Византией обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до. н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки. Для этого периода было характерно правило взимать мыт или мыто – сбор за провоз товара через заставы, которое в те времена существовало как норма обычного права. Мыто делилось на "сухое" – при провозе товаров по суше и мыто "водяное", взимаемое при провозе товара морским или речным путем. В XII – начале XIII в. государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы на своих территориях начали вводить собственные системы пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, обычно называемые проезжими и товарными63. С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел в XIII – XIV вв. русские города устанавливали связи с западными государствами. Так, сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот при торговле с государствами северной Европы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к возникновению в русском языке слова ―тамга‖, означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, ставившийся на имуществе, принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. Впоследствии этим словом начали называть пошлины, взимаемые при торговле на рынках и ярмарках. От слова ―тамга‖ был образован глагол ―тамжить‖, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар ―тамжили‖, стало называться таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. Период царствования Михаила Романова характеризуется дальнейшей дифференциацией пошлин, что наиболее ярко проявилось в пошлинах, взимаемых за вывоз товара из России. В частности, государство запретило частным лицам торговлю хлебом, дорогими мехами, персидским шелком. В Россию же был запрещен ввоз табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, являвшихся предметом государственной монополии. Следующим шагом таможенного реформирования стал торговый устав 1653 г. Согласно ему, разнообразные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины в размере 6% от цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе российских товаров. Новоторговый устав 1667 г. ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на которые увеличилась в 4 раза. Иностранцам же торговля была разрешена только в приграничных городах: в Архангельске, Новгороде, Пскове. Иностранным гражданам также запрещалось ведение розничной торговли и обмена товарами между собой в обход таможни под угрозой конфискации товара. Однако ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого преимущественно разовый характер64. Создание разветвленной и централизованной таможенной службы в России принято относить к концуXVII в. Новый импульс развитие внутренней торговли получило в период царствования Петра I, причиной которому послужили развитие промышленности и мануфактур сельского хозяйства. Управление таможенными сборами с 1718 г. начала осуществлять Коммерц-коллегия, являвшаяся самостоятельным управленческим ведомством. В это же время активизировалось развитие внешней торговли, немалую роль для чего сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.
     К середине XVIII в. в России существовало 17 таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах являлась же достаточно сложной, что препятствовало расширению торговли и послужило предпосылкой для проведения реформы таможни. Указ 1753 г. с января 1754 г. отменил рублевую пошлину и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Для компенсации доходов казны, в среднем на 13% были увеличены пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях.

63Блинов Н.М. Таможенная политика России Х – ХI вв – М.:Русина, 2007.
64Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. Право и политика. – 2002. – № 1

       Дальнейшее развитие таможенного законодательства в России продолжилось в начале XIX в. с принятием Таможенного yстава, который, в частности, определил охрану государственной границы как задачу таможенной. Помимо этого, Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, определив под этим не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах65. В целом же система таможенных учреждений середины XIX в. может быть охарактеризована по Таможенному уставу 1857 г. Таможни классифицировались в зависимости от объема проводимых операций на крупнейшие, средние и малые. Ряд таможен имел филиалы, к примеру, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Помимо этого, некоторые таможни имели посты, называвшиеся заставами. В 1892 году был принят новый Таможенный Устав, который упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. В частности, таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру российских таможенных властей, признавалось водное пространство на протяжении трех морских миль от берега. Новая структура таможенных органов России была определена таможенным уставом 1904 г. Согласно его положениям, таможенная система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Нововведением в Таможенный устав 1904 г. следует признать раздел ―О привозе товаров по железным дорогам‖, который отразил высокие темпы строительства железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта66. В начала 20 века таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Управление таможнями осуществлялось образованным в 1864 году в составе Министерства финансов Департаментом таможенных сборов, который находился в плохом состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти, никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4. 5). В целом этот декрет был крупным актом о создании советских таможенных учреждений. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Переход в начале 20-х годов к Новой Экономической Политике восстановил утраченные после революции функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие этой системы. В 1924 г. новый Таможенный устав законодательно закрепил систему таможенного управления. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории СССР управлял Наркомат внешней торговли, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление. Главным таможенным управлением (ГТУ) осуществлялась разработка планов всех таможенных мероприятий общего характера. Уставом 1924 года устанавливалась сложная четырехзвенная система управления таможенным делом (НКВТ—ГТУ - уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ - районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные посты). Следующий этап в развитии таможенного дела в СССР начался в 1964 г., с утверждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года нового Таможенного кодекса. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 года он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Вплоть до принятия в 1993 г. нового Таможенного Кодекса развитие таможенного дела определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Существенные изменения в организацию таможенного дела были внесены Таможенным кодексом РФ и Законом "О таможенном тарифе" 1993 г. Так, предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Таможенный кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.

65Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Уч.пособие.-С-П филиал РТА, 2009.
66Калашников С.Д. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России.1877 – 1913 г.г. Уч. Пособие, изд-е 2-е М.: РИО РТА, 2008.

Список литературы
1. Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. Право и политика. – 2002. – № 1
2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х – ХI вв – М.: Русина, 2007.
3. Бодрилина В.П. Исторические вехи организации Центрального таможенного управления в России. Таможенные ведомости. – 1995. – № 11.
4. Бутов Я.В. Таможенная политика России и ее осуществление во второй половине XIX века, изд-е 2-е – М.: РИО РТА, 2009.
5. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной службы", изд-е 3-е. М., ИНФРА-М, 2010. 6. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Уч. пособие.-С-П филиал РТА, 2009.
7. Калашников С.Д. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России.1877 – 1913 г.г. Уч. Пособие, изд-е 2-е М.: РИО РТА, 2008.
8. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 2009.