Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТОВ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

В статье рассматриваются вопросы исторического развития института адвокатуры в Российской Федерации. Освещены  вопросы преемственности в развитии российской адвокатуры, правового  статуса адвокатов, отражено восприятие идеи адвокатуры и судебного представительства в общественном сознании народа.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатская деятельность, адвокатские объединения, история адвокатуры, присяжные поверенные, судебная реформа 1864 го да, судебное представительство.

 

 

 

DEVELOPMENT OF THE LEGAL STATUS OF ATTORNEYS AND THEIR PROFESSIONAL ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Shunae v D.M., Galkina D.D.

Nizhny Novgorod Branch of the National Research Unive rsity «Higher School of Economics», Nizhny Novgorod

Abstract

 

 

The artic le is devoted to the problem o f develop ment of advocacy in Russia. Po ints such as continuity of its’ development, legal status of attorneys and perception of the ideas of advocacy and legal representation in public conscience are covered.

Key words: advocacy, practice of law, firms of attorneys, history of advocacy, jury mans, judicia l re form of 1864, legal representation.

 

     Адвокатура (название происходит от латинского слова « advocatus », что значит «призванный») как социально-правовое явление зародилась ещё очень давно. Наибольшее развитие адвокатура получила в античном мире: в древней Греции и древнем Риме. Множество выдающихся людей того времени (как, например, всем известные Демосфен и Цицерон) являлись адвокатами; данная профессия считалась почетной.

     В правовых источниках Древней Руси (например, в Псковской судной грамоте (далее  –   ПСГ )) уже упоминается институт судебного представительства. Та к, по ПСГ использовать поверенных мог довольно ограниченный круг лиц (женщины , дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие), что было об условлено, во-первых, существовавшими обычаями, а во -вторых, объективной неспособностью лица самостоятельно участвовать в процессе. С другой стороны, Новгородская судная грамота позволяла использовать поверенных всем категориям лиц без исключений. В источниках более позднего времени также упоминается фигура частного поверенного (ходатая); следовательно, адвокатура как институт уже функционировала.

     По учреждению о губерниях 1775 года стряпчие признавались помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. В Своде Законов были обозначены категории лиц, которые не могли осуществлять судебное представительство, в остальном заниматься данного рода деятельностью могло любое лицо, из -за чего адвокатура была абсолютно свободной профессией1. По отношению к этим «адвокатам» не существовало практически никаких требований, равно как и у них не было практически никаких прав; они очень сильно зависели от судей. Стоит также отметить, что в силу доминирования после Петра I и вплоть до 1864 года розыскного типа процесса развитие адвокатуры было  сильно ограничено. На это также повлияло и отрицательное отношение некоторых правителей России к адвокатуре, во многом обусловленное Великой Французской революцией, в которой ведущую роль играли адвокаты (те же Мирабо и Робеспьер).

   

1 Более подробно см.: Васьковский Е.Г. Организация адвокатуры. Т. 1. СПб, 1893. С. 307 -309.


    В связи с нежеланием власти (например, Николая I: « … пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, проживём и без них» 2) менять обстановку в стране, адвокатура попросту не могла развиться. Печальный опыт функционирования адвокатуры в виде т.н. «аблакатуры» (стряпчих и ходатаев) также во многом препятствовал объективному восприятию явления адвокатуры. Более того, даже учреждение института присяжных поверенных (см. ниже) полнотью не разрешило данную проблему: «аблакатура», например, расцветала в Сибири, где Уставы 1864 года были введены в действие лишь в 1897 году 3. Данного рода адвокаты любыми, в т.ч. и мошенническими, противозаконными мерами пытались достичь своих целей,  чем зачастую мешали функционированию как государственных органов, так и другого рода адвокатуры (присяжной), подрывая авторитет последней.

    Тем не менее, со вступлением на престол Александра II ситуация изменилась, и попытки установления нормальной организации адвокатуры уже не были обречены на безусловный провал. Четкое правовое оформление адвокатура как социально-правовой институт (в виде института присяжных поверенных) впервые получила 20 ноября 1864 года – после утверждения императором Александром II Учреждения судебных установлений (а также уставов гражданского и уголовного судопроизводства).

     Появившаяся после судебной реформы присяжная адвокатура во многом заимствовала своё устройство из австро-германской системы адвокатуры. Кандидаты в присяжные поверенные должны были удовлетворять некоторым условиям: e .g., являться подданными Российской Империи, иметь юридическое образование, пр.; кроме того, устанавливались условия, при которых  лицо не могло получить статус присяжного поверенного (банкроты, государственный служащие). Присяжные поверенные имели право заниматься делами во всех судебных местах  того  округа, к  которому  они были приписаны. Вознаграждение  присяжных поверенных определялось либо по соглашению с клиентом, либо по таксе 4.

     Присяжные поверенные были обязаны по первому требованию предоставлять информацию  о положении дела своим доверителям, соблюдать адвокатскую тайну – как во время производства по делу, так и после его окончания.  За  умышленные  действия  против   доверителя   присяжным   поверенным   грозила   уголовная ответственность. Присяжные поверенные не могли выступать в суде против своих родителей, жены, детей, дядей, а также как родных, та к и двоюродных братьев и сестер. Кроме того,  они обязаны были вести список дел, порученных им, дабы иметь возможность предоставить его по первому требованию в совет присяжных поверенных.

    В целом, только что  упомянутому нами совету присяжных поверенных (далее –  совет) следует уделить особое внимание. По существу, данный совет являлся органом  самоуправления присяжной адвокатуры, имевшим в отношении её представителей определенные контрольные полномочия (e.g., по привлечению к ответственности вплоть до исключения из числа присяжных поверенных). Совет присяжных поверенных был достаточно демократическим и эффективным органом адвокатуры, однако на протяжении 40 лет существования присяжной адвокатуры на территории Российской Империи было  создано  всего  три таких сове та (в Москве , Петербурге и Харькове)5. В остальных же регионах функции Сове та присяжных поверенных исполнялись окружным судом6. Учитывая этот факт7, очевидно, следует сделать вы вод о постепенном ограничении самостоятельности российской адвокатуры как органа гражданского общества еще в дореволюционный период.

Несмотря на контрреформационное сдерживание развития российской адвокатуры, она, тем не менее, просуществовала практически без изменений вплоть до революции 1917 года. 22 ноября 1917 года адвокатура в виде института присяжных поверенных была упразднена Декретом Совнаркома «О суде». Затем, 7 марта 1918 года были созданы так на зываемые «коллегии правозаступников», а в ноябре 1918 они были заменены на колле гии обвинителей, защитников и предста вителей с торон, члены которы х являлись государстве нными служащими. Бы ло запрещено обращаться за услугами непосредственно к адвокату, оплата услуг защитников или представите лей производилась через комиссариат юстиции. Из названия данных коллегий явствует, что их члены исполняли не только адвокатские функции, но выступа ли также и обвинителями, причем зачастую о дни и те же лица, по назначению 8.

  

2 Цит. по: Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры вРоссии 60-80 гг. XIX в. М., 1987. С. 16.

3   См.: Крестьянников Е. А. «Подпольная адвокатура» и консультации поверенных в дореволюционной Р оссии: из сибирского опыта //Российская история. 2010. № 4. С. 167.

4    Данная такса была установлена в 1868 году и формально должна была пересматриваться раз в три года, но в действительности на менялась в течение всего периода функционирования присяжной адвокатуры.

5 Это обусловлено тем, что 5 декабря 1874 года был издан Указ о временной приостановке открытия новых Советов, который, тем не менее, сохранял свою силу до 1904 года См.: История русской адвокатуры. Т. 1: Адвокатура, общество и государство, 1864-1914. М., 1914. С. 239-240.

6 См.: Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1864 -1904 гг. Тула: Автограф, 2000. С. 37-38.

7   Исполнение контрольно-надзорных полномочий Совета окружным судом, постепенно терявшим свою независимость в ходе судебной контрреформы.


     26 мая 1922 го да было утверждено новое положение о коллегиях защитников, создававшихся при губернских судах: они имели определенную автономию, а труд адвоката оплачивался по соглашению сторон. Коллегией руководил президиум, надзор за её деятельностью осуществлялся советами, прокурорами и губернскими судами. Очевидно, изначальные порывы советской власти искоренить адвокатуру не увенчались успехом: воссоздание адвокатуры – в той или иной форме – являлось объективной необходимостью; без неё должное функционирование судебной системы было бы попросту невозможным.

    В 1939 году был издан новый Закон об адвокатуре. Коллегии защитников бы ли заменены коллегиями адвокатов. Всех адвокатов переводили в юридические консультации, которые были не посредственно подчинены президиуму коллегии адвокатов. Права и обязанности адвокатов были схожи с дореволюционными, но имелись и отличия, Во-первых, такса, устанавливаемая Министерством юстиции, была общеобязательна 9. Во-вторых, больше не разрешалась частная практика, а юрисконсульты не могли быть членами коллегии адвокатов. В- третьих, было ограничено право на защиту лиц, обвиняемых в совершении «антигосударственной деятельности». Ну и, наконец, в-четвертых, социальный статус адвоката был далеко не тем, каким он являлся до революции, в силу советского правового нигилизма. 10

    В остальном же, по сути, была восстановлена  дореволюционная структура «адвокатского сословия», в т.ч. и требования к адвокатам.

    В конце 50-х годов, в период т.н. «оттепели», права адвокатов были расширены : было разрешено представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов и людей, не владеющих языком судопроизводства; в 1961 году был принят указ, в соответствии с которым защите давалось больше времени для подготовки к процессу. Обязанности адвокатов в области хозяйственного права бы ли также расширены.

     Достаточно важные изменения относительно статуса адвокатуры произошли в 1970 -х года х. Так, в Конституции 1977 года содержалась с т. 16111, посвященная коллегиям адвокатов, что означало конституционное признание  адвокатуры  как  действующей  организации.  Коллегией  адвокатов  признавались добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В развитие данной конституционной нормы в 1979 году был принят закон «Об адвокатуре в СССР» и закон РСФСР от 20 ноября 1980 года 12 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» 13.

    Перестройка, переход от социалистического планирования к рыночной экономике, изменение самих основ государственного устройства требовали также и изменений в правовом статусе адвокатуры и адвокатских объединений. Нового же закона, посвященного адвокатуре, который бы соответствовал реалиям общественных отношений, сложившихся в постсоветской России, не последовало – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят лишь в 2002 году. Во многом в данном законе сохранялась (и сохранилась) преемственность по отношению к аналогичному закону СССР14. В то же время в законе устанавливались и принципиально новые положения. Так, на государство возложена обязанность не контролировать деятельность адвокатуры, а наоборот, обеспечивать гарантии её независимости. Нам это представляется достаточно принципиальным моментом, поскольку развитие института адвокатуры всегда связано с определенной (как правило, высокой) степенью свободы адвокатов. Обеспечение же независим ости адвокатуры в таком случае может являться средством гарантирования устойчивого её развития, что в нынешних условиях интеграции российской экономики в общемировую экономическую систему (а соответственно, унификации определенных норм, регулирующих экономические отношения) является очень важным, если не основополагающим моментом. Остае тся на деяться, ч то да льнейшее развитие росс ийской адвока туры снова даст нам таких корифеев юридической мысли, ка к, например, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, В.П. Спасович и пр. И, как представляется, принципы самоорганизации и самоуправления – единственные, на основе которы х можно построить эффективную систему адвокатуры, судебного представительства и предоставления юридической помощи гражданам и организациям.

 

8 В то же время никаких иных институтов, которые можно было бы сопоставить с классической моделью адвокатуры, в тот период не существовало.

9 В этом проявилось некоторое ограничение свободы договора – а следовательно, и свободы адвокатуры осуществлять свою деятельность за такую плату,  которая была бы признана справедливой обеими сторон ами. Это,  как и иные ограничения (и, впрочем, весь советский политический режим), серьезно сдерживало развитие адвокатуры, обрекая последнюю на вынужденную стагнацию.

10 Этот момент, безусловно, характеризует не правовой статус адвоката как таковой, но восприятие обществом адвокатуры как социально-правового института. Впрочем, и до революции множество наших соотечественников, среди которых были и именитые писатели-классики, негативно отзывались о присяжных поверенных – в частности, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин. Т ак, Достоевский описал одного из героев своего романа Братья Карамазовы – блестящего адвоката – следующим образом: «длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, с тонкими, изредка кривившимис я не то насмешкой, не то улыбкой губами». См.: Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2009. С. 676.

11 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. С. 47.

12 Данная дата носит в определенной степени символический характер, ведь «днѐм рождения» российской адв окатуры можно считать также20 ноября, но не 1980, а 1864 года.

13 См.: Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1989. С. 187.

14 Вообще, изучение исторического развития явления адвокатуры позволяет достаточно «рельефно» увидеть наличие преемственности в еѐ развитие в течение всего периода еѐ существования – даже в революционные годы.



 

Спис ок лите ратуры

1.           Барщевский М.Ю. Организация и деяте льнос ть а двока туры в России. Научно -практическое пособие. М., 2000.

2.           Васьковс кий Е.Г. Организация а двока туры. Т. 1. СПб., 1893.

3.           Демидова Л.А. Адвокатура в России. М.: Юстицинформ, 2006.

4.           Достоевский Ф.М.  Братья  Карамазовы. М.: Эксмо, 2009.

5.           История русской а двока туры. Т. 1: Адвока тура, общес тво и государство, 1864 -1914. М., 1914.

6.           Конституция (Основной Закон) Союза Сове тских Социа листических Республик. М.: По литизда т, 1977.

7.           Стецовский Ю.И. Сове тская адвокатура. Учебное пособие. М.: Выс ш. шк., 1989.

8.           Троицкий Н.А. А двока тура в России и политические процессы 1864 -1904 гг. Тула : Автограф, 2000.

9.           Черкасова Н.В. Формирование и развитие а двока туры в России 60-80 гг. XIX в. М., 1987.