Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Молодежный экстремизм – весьма актуальная и злободневная проблема в современной России. Стоит отметить, что девиации и преступное поведение представляют угрозу стабильному существованию любого общества. Экстремизм представляет собой опасное отклонение в сфере социальных действий, продуцируя антисоциальные формы поведения. Существуют различные виды экстремизма, однако особую опасность представляет молодежный экстремизм, особенно учитывая важность процесса преемственности и смены поколений в социуме. Именно в молодежной среде продуцируются факторы риска, значительно повышающие вероятность генезиса и развития возрастного экстремизма.

   Молодежная среда отличается нестабильностью, неустойчивостью, потенциальным риском и неопределенностью. Этому способствуют особые черты молодежного возраста, аккумулирующиеся в социально- психологических, социально-возрастных и социокультурных факторах. Амбивалентность, парадоксальность сознания, вкупе с процессами пубертации и акселерации создают особый социально-психологический «фон», когда наблюдается излишняя эмоциональность, аффективность, ранимость, обостренность реакций подрастающего поколения.

   Также следует принимать во внимание и особую молодежную культуру, с ее специфическим мировосприятием, системой ценностей, идеалов и т.п. Большинство исследователей склонны идентифицировать ее в той или иной мере как «культуру протеста», прежде всего, против доминирующей культуры взрослого общества, его морально-нравственных норм, идеологии, мировосприятия. По мнению З.В. Сикевич, молодежная культура – всегда большее или меньшее отрицание общепринятых позиций1.

   Социально-возрастные особенности, неустойчивое (порой маргинальное) социальное положение молодежи также создают определенную напряженность и риск, вследствие того, что потребности и ожидания молодежи во многом не соответствуют сложившемуся реальному положению дел – как в социально-трудовой сфере, так и в личной жизни, самореализации и т.д. У подрастающего поколения возникает хроническое неудовлетворение жизнью, стрессы, раздраженность, порой – агрессивность, взвинченность, желание взять мнимый «жизненный реванш».

   В этой связи С.И. Левикова справедливо отмечает: «что бы не вызвало у молодых людей ощущения обделенности, оно является потенциальной возможностью формирования экстремизма в молодежной среде. Именно потенциальной, поскольку люди, по тем или иным причинам чувствующие себя обделенными, есть абсолютно во всех обществах на любых этапах его развития»2.

   Именно комплекс социально-возрастных, социально-психологических и социокультурных факторов создает условия для генезиса и развития молодежного экстремизма. Риски подобного негативного развития событий повышаются в периоды социальной, экономической, политической нестабильности. Несоответствие потребностей и ожиданий части молодежи объективно существующему положению дел приводит ее в сферу молодежного экстремизма, формируя некую целевую аудиторию экстремистских движений и групп.

   Большинство исследователей относят экстремизм к числу социальных явлений, характеризующихся опасными социальными последствиями. По мнению Д.Е. Некрасова, экстремизм всегда проявляется в социальной действительности в виде определенных деяний, которые должны отражать «крайние» (чрезвычайные, нетрадиционные,  исключительные,  непримиримые) взгляды,  а  также  сами обладать  такими же  признаками при отражении данных воззрений. Сущность экстремизма репрезентируется в крайности, как образа мышления, так и способе его внешнего отражения вплоть до отстаивания составляющих его идей3.

    

1 Сикевич З.В. Молодежная культура. Л., 1990.

2   Левикова С.И. Основания молодежного экстремизма // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия: мат. конф. 9–10 дек. 2010 г. / редкол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин,     Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. С. 132–136.


   В.И. Чупров и Ю.А. Зубок определяют молодежный экстремизм как социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, что выражается в приверженности к крайним взглядам и действиям в процессе ее самореализации4.

   Вместе с тем, не все ученые склонны рассматривать экстремизм (в том числе и молодежный) как социальное отклонение, дисфункцию социума. По мнению Л.С. Атаева, экстремизм – не аномальное явление, а логическое следствие воздействия комплекса социальных факторов. В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры как таковых неизбежно. Оно закономерно интегрировано в развитые социальные отношения5.

   Однако большинство исследователей все же видят в экстремизме опасность для развития общества, его институциональных структур. С нашей точки зрения, опасность экстремизма, особенно молодежного, вполне зрима и очевидна. Дело в том, что молодой человек социализируется, воспитывается, взрослеет не в замкнутом пространстве, а в молодежной среде, контактируя со своими сверстниками, вступая с ними как в непосредственнее, так и опосредованное интернет-общение (в последние годы все более развивающееся). В этой ситуации обмен мнениями, опытом, оценками, установками между молодыми людьми неизбежен и практически не контролируем со стороны взрослого общества. Именно поэтому экстремизм, проникнув в молодежную среду, обладает потенциалом роста популярности, имеет явные и вполне эффективные механизмы их распространения, в том числе и посредством глобальной компьютерной сети Интернет.

   В условиях российского общества начала XXI в. возникает устойчивая научная и социально- управленческая потребность в выработке адекватных трансформирующемуся молодежному экстремизму инструментов профилактики и противодействия. Становится очевидным, что лишь системный, государственный подход к решению проблемы молодежного экстремизма может дать нужный позитивный эффект. Стоит принимать во внимание тот факт, что на данный момент в нашей стране отсутствует единый федеральный закон о молодежной политике. Этот факт не способствует улучшению координации действий различных управленческих структур – как в воспитании и социализирующем воздействии на молодежь, так и преодолении ее деструктивного, асоциального и антисоциального поведения.

   В настоящее время федеральные и местные власти испытывают определенный дефицит апробированных на практике и научно верифицированных моделей, методик, направленных на профилактику и противодействие молодежному экстремизму. Особенно важна социально-управленческая профилактика экстремистских деяний, направленная на оптимизацию процессов социализации, воспитания, социального развития молодежи. Именно продуманные, грамотные управленческие действия могут служить надежным инструментом, способным привить общечеловеческие ценности, идеалы, взгляды на мир, общество, государство, создающие социокультурный фон, исключающий развитие экстремистских идей. Управленческие действия должны стать системой, будучи объединенными в едином стратегическом документе.

   В настоящее время в нашей стране стратегию государственной молодежной политики определяет утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р документ «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года»6.

   Анализ содержания  данного документа показывает, что в качестве наиболее серьезного вызова современности можно считать «ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодёжи из системы реализации своих навыков и умений на благо Родины»7.

   Именно преодоление ценностного вызова декларируется в качестве основной комплексной задачи государственной молодёжной политики. Также в «Основах государственной молодежной политики…» отмечается необходимость «обеспечить высокий уровень уважения российской молодёжи к своей истории и традициям,  к  духовным     ценностям  наших  народов,  тысячелетней  культуре  и     уникальному  опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…»8.

3 Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 16–25.

4 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009. С.19.

5 Атаев Л.С. К вопросу о профилактике экстремизма в молодежной среде // Relga.ru. 2008. № 2 (178).

6 Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).

7 Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).


   Как известно, условия для развития молодежного экстремизма возникают вследствие напряжения и кризисного состояния системы культуры общества, аномии, духовно-нравственного, ценностно-нормативного кризиса. Вместе с тем, акцентируя внимание на угрозах традиционным духовным ценностям российского народа, а также опасность утраты патриотических чувств к России, нельзя сбрасывать со счетов и вполне легитимные в сегодняшнем российском обществе инструменты генезиса подобных угроз. Например, индустрия массовой культуры, создающая произведения культуры, популярные в молодежной среде. Современные фильмы, сериалы, романы, ток-шоу, рекламная продукция являются элементом системы стихийной медиа социализации. Их герои, сюжеты воспитывают, обучают молодежь, навязывают ей определенные примеры мышления, поведения. Зачастую социокультурный «заряд» подобных произведений носит антисоциальный и/или асоциальный характер, подавляющий те позитивные наработки взрослого общества и доминирующей культуры, которые были достигнуты посредством процессов социализации и социального развития. Предложенные в «Основах государственной молодежной политики…» стратегические цели вряд ли могут быть достигнуты без снижения отрицательного влияния индустрии массовой культуры на подрастающее поколение, особенно – на сегменты «риска».

    Как следует из документа, основная цель государственной молодёжной политики – формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей развитие и распространение в качестве преобладающей общественной нормы жизненных установок молодёжи страны, опирающихся на такие приоритеты, как патриотизм, ответственность, самоотдача, здоровье, труд, образованность, благополучие, семья9. Вместе с тем, в ходе проводимых эмпирических социологических исследований нам приходится регулярно сталкиваться как с отсутствием необходимых исторических знаний (например, подвиги героев попросту забываются), так и с уже сформированной дисфункциональной системой ценностей, идеалов, мировоззрения (значительная часть молодежи ориентируется на героев криминальных боевиков, сериалов, персонажей комиксов и пр. элементов индустрии массовой культуры). К сожалению, необходимо заметить, что пробелы в историческом образовании вкупе с деформированной массовой культурой системой ценностей, идеалов, мировоззрения создают благоприятные условия для генезиса и развития молодежного экстремизма. Однако подобная угроза в описанном нами проблемном контексте не оценивается стратегическим документом молодежной политики, не предлагается и эффективных путей решения проблемы.

   Согласно провозглашенной цели государственной молодежной политики намечены ряд мероприятий, в частности:

–      разработка и внедрение интерактивных просветительских программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны…;

–    содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооружённых Силах, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества…;

–       реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде, программ по профилактике экстремизма и ксенофобии;

–   популяризация с использованием просветительских инструментов и социальной рекламы общественных ценностей (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству и т.д.);

–      стимулирование интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды…;

–    развитие механизмов по обеспечению доступности  для молодёжи культурных ценностей, объектов культурного наследия...10

    Необходимо подчеркнуть, что «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» предполагают определенные стратегические и тактические действия, направленные на противодействие деструктивным тенденциям в духовно-нравственной сфере. Однако в современной России мы имеем дело не с однонаправленным воздействием от управляющих к управляемому объекту (с некоторыми оговорками  данное  положение  соответствовало  периоду  существования  СССР).  В  настоящее  время управленческие структуры должны принимать во внимание возросшую субъектность молодежи, что вкупе с активностью экстремистских сообществ, мира криминала на фоне агрессивного влияния индустрии массовой культуры создает условия неравнозначной конкуренции. В такой конкурентной борьбе государство совершенно не гарантирует себе победы (в частности, преодоления проблемы молодежного экстремизма, криминала). Напротив, противодействие мероприятиям государственной молодежной политики может свести на нет все позитивные начинания и перспективные идеи. На наш взгляд, недостаточно заявить о необходимости профилактики экстремизма, повышения согласия и толерантности в молодежной среде. Вся агитационная, просветительская, пропагандистская работа не увенчается успехом, так как нет социокультурной базы для усвоения этих позитивных идей молодежью. Напротив, имеется антисоциальная база в виде некоего культа насилия, агрессии, мстительности и т.д., детерминирующая угрозу дальнейшей экстремизации молодежного сознания и социальных практик. На наш взгляд, в современных условиях необходимо оперативное принятие ряда законопроектов Федеральным собранием РФ,  придающих концептуальность  и системность  государственной молодежной политике, призванных уменьшить отрицательное воздействие ряда образцов и стандартов массовой культуры, остановить популяризацию деструктивных идеалов, антиценностей, деморализацию и нарастающий бытовой нигилизм молодежной среды.

 

8 Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).

9 Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).

10   Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL:// http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).



Список литературы

1.     Атаев Л.С. К вопросу о профилактике экстремизма в молодежной среде // Relga.ru. 2008. № 2 (178).

2.     Левикова С.И. Основания молодежного экстремизма // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия: мат. конф. 9–10 дек. 2010 г. / редкол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. С. 132–136.

3.     Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): дис. … канд. юрид.  наук. Рязань, 2006. С. 16–25.

4.     Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403. URL http://www.rg.ru/2014/12/08/molodej- site-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).

5.     Сикевич З.В. Молодежная культура. Л., 1990.

6.     Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.