12 марта 2016г.
Глобализация как всемирный процесс унификации, с тандартизации и интеграции на различны х уровнях оказалась необратимой, неизбежной, о днако, с ложно да ть однозначное суждение о ней: классифицировать как важный и нужный процесс, либо как неизбежную угрозу национальному государству и национальной идентичности. Многие иссле довате ли посвятили свои труды изучению глобализации, рассматривая ее аспекты со множества точек зрения. Одну из главнейших ролей в процессе глобализации играет передача и нформации. Здесь нельзя обойти вниманием исследова ния современных СМИ М. Маклюэна. Развитие медиа веде т к символическому объединению пространства , стиранию границ между государствами. Более того, пространство и расстояние больше не играю т роли. Коммуникати вные кана лы и, в частности, глобальная се ть, оку тываю т на шу плане ту, делая возможным получение любой информации в режиме on-line. Схожие процессы относительно умирания географии происходят и в экономической сфере, причем здесь они вероятно первичны, поскол ьку именно экономика и экономические интересы являю тся движущей силой глобализации. Капита лы больше не имеют привязки к месту, особенно это касается инвестиций, мобильного капитала , когда происхо дит обретение свободы от обязательств и после дствий, связанны х с о тве тственностью за управление или производс тво. Как пишет З.Бауман, раньше помещик был привязан к земле и не мог иметь сего дняшней мобильнос ти, ч то способствовало формированию сообществ – объединенны х общей территорией лю дей. Сообщества довольс твова лись теми продуктами, ко торые были им доступны . И, по сути, такая сис тема совместного функционирования лежит в основе формирования разнообразия, в том числе и культурного. А в условиях свободы от пространства и расстояния капита лы больше не привязаны к месту , более того, они носят наднациона льный хара ктер и, та ким образом, происхо дит пере ход о т сообществ к обществу. Д ля э того общества характерны : глобальный рынок, глобальные финансовые потоки, высокие информационные те хнологии и глобальная массовая культура.
Изначально массовый продукт и массовое производство не были связаны с глобализацией, а были проявлением фордистско го режима накопления и развитого индус триального общес тва. Ка к пишет Ф.Уэбстер, массовое производство с тало нормой в середине XX века . Производс твенные преобразования Г.Форда были направлены на снижение с тоимости конечного продукта, ч то предпола гало с тандартизацию производс твенно го процесса и самой продукции. Именно тогда появились бла гоприятные условия для относительно гармоничного сосуществования массового продукта и массового же спроса на него. В этот перио д появляется и понятие культуриндус трии, введенное в употребле ние Т.В. Адорно и М. Хоркхаймером в исследовании «Диале ктика просвещения» (1947 г.). По д понятием подразумевается массовая куль тура, отличная о т культуры народной. Характерис тиками та кой культуры с тали: создание потребностей, намеренная интеграция по требите лей, упрощенное содержание, отсу тствие необ хо димости критически мыслить, физическая дос тупность культуры и те хническая воспроизво димость. Но массовая культура – более масштабное явление , обусловленное не только постиндустриальным развитием общества, но и глобализацией.
С «падением» национальны х государс тв, с вязанным с экспансией транснациональны х корпораций и процессом глобализации, массовая культура становится частью процесса культурной глобализации. Как отмечает В.С.Ма ла хов, начинае т формироваться глобальная культурная сфера.
Глобализация культуры – довольно с ложный и многогранный процесс, который рассматривается исследова те лями с различны х точек зрения. Под глобальной ку льтурой понимают массовую американизированную унифицированную культуру, «навязы ваемую» всем странам, открывшим с вои границы для глобального взаимодейс твия. Э тот процесс, ка к утверждае тся, способствуе т исчезновен ию культурной самобытности, когда культуры народов и государств у хо дят в тень ку льтуры массовой. Так же, как и национальная иде нтичность, идентичность культурная рушится. На смену ей приходят с тандар тизированные клише – своеобразные лекала массовой культуры. Культуры национальны х государс тв при этом подвержены «экзотизации», сводящей образ «иной» культуры к примитивному набору стереотипов». 1 Но сказа ть, что
национальные ку льтуры не транслируются та кже посредс твом каналов глоба лизации за преде лы своих границ , тоже не льзя. Только предс таю т они порой в особых формах, опосредованны х к массовой культуре.
Движущей силой глобализационны х процессов, равно ка к и глобальной культуры являе тся активное развитие массмедиа и производс тво образов. Только благо даря информа тизации с тала возможной мобильность капиталов и транснациональное функционирование корпораций. И теперь повсеместная информационная доступнос ть о хва тила культурную сферу. Еще один аспект глобальной культуры – она медиализирована. Та к же, как социальная реальность в эпо ху глобализации предс тавляе т собой образы и представления, произво димые и воспроизводимые СМИ, так и культура опосредована массмедиа. «И культурное производс тво, и культурное потребление с тановятся элементом массмедиа» 2. Те или иные культурные ценнос ти или продукты про хо дят через
1Т лостанова М. Эра Агасфера, или Как сделать читателей менее счастливыми// Иностранная литература. – 2003. – №1. С.2
2Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в диалоге культур. – М.: Наука, 2010. С. 56
медийный фильтр : о дно признае тся достойным, другое – не т. Более то го, с тратегии СМИ с тановятс я орудием влас ти на д умами, поскольку медийное культурное пространство является удобным полем для управления мнениями и ценностями в интересах экономических или политических. И тогда глобальная культурная сфера становится рынком культурны х товаров. Процесс тота льной коммодификации, ка к пишет В.С. Мала хов, обязан своим зарождением капита лизму, суть которого в продаже и покупке то варов, а также услуг. Ку льтурный продукт предс тавлен на глобальном рынке в виде конкретны х товаров, событий, знаний, услуг, произве дений искусства, прав на обла дание и испо льзование произве дений ис кусства. Д ля культурной коммодификации характерно уравнение элитарного и массового. Шеде вры высокого ис кусства или культуры предлагаю тся о дной и той же публике и в той же форме, что и массовый культурный продукт. К примеру, дис к с извес тными музыкальными произведениями в современной обработке. Однако, как уже было замечено В. Беньямином, у традиционного произве дения искусства ес ть «аура» - опреде ленная а тмосфера, нечто не присутс твующее физически, но ощущаемое мыслящей публикой. Бе з «ауры», а она, безусловно, теряется в медийном пространстве, элитарное произведе ние приобрете т новую для себя – суррогатную форму.
Еще одна характеристика коммодификации культуры – обязательное присутствие в медиапространс тве, без которого продукт не будет замечен и не сможет конкурировать. В связи с этим, появляю тся посредники, обеспечивающие медиаприсутствие ку льтурного продукта на рынке : кураторы, продюсеры, дис трибью торы, которые работают с продуктом, оцениваю т с точки зрения прибыльности, позиционирую т и про дают.
Другим важным аспектом глобализации ку льтуры и примером коммодификации являе тся феномен туризма. Подразумевается как туризм виртуальный, так и реальный. Массовые коммуникации: те лефон, радио, теле видение и в особенности Интерне т– предлагаю т оказа ться в любой точке планеты , тем самым сжимая пространство и формируя новое осознание расстояния и ле гкос ти е го преодоления. Индустрия туризма, активно развивающаяся в эпо ху глобализации, – это тоже определенный способ производства и потребления культурного продукта . Пос ледним в данном контекс те с тановится «место». Как пишет Дж. Урри, «Мир о хвачен процессом
«производства» и «потребления мест». 3 Проис хо дит осмысление географического и ку льтурного пространства в
качестве туристического ресурса – любое место способно создать с вой образ и предложить е го на глобальном туристическом рынке. Причем путешествие воспринимается ка к ку льтурная развлека те льная услу га, когда кажды й может выбрать впечатления, ко торые хочет по лучить.
Коммодификация о хва тывае т все сферы, и наиболее потенциальными сегодня можно считать ку льтуру и сферу услуг. В конце XX века бы л вве ден в употребление термин «креативные индус трии», и в отличие от культуриндус трии Т.В. А дорно, он подразумевает уже целый сектор экономики, в основе которого – творчество, культура и услуги, ч то сегодня являе тся перспективной о траслью для больши нства с тран.
3Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация// Массовая культура: современные западные исследования. – М.: Прагматика культуры, 2005. С. 1
Спис ок лите ратуры
1. Бауман З. Глобализация. После дс твия для че ловека и общества/ пер. с англ. – М.: Весь мир, 2004.
2. Мала хов В.С. Национальная ку льтура в эпо ху глобализации// Россия в диало ге ку льтур. – М.: Нау ка, 2010.
3. Тлостанова М . Эра Агасфера, или Как с де лать чита те лей менее счастливыми// Инос транная литера тура. – 2003. – №1.
4. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация// Массовая культура: современные западные исследования. – М.: Прагматика ку льтуры, 2005.
5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества/ пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Ма лы хиной. – М .:Аспект Пресс, 2004.
6. Хоркхаймер М., А дорно Т. В. Диа лектика просвещения. Философские фрагменты. – М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997.