Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА XVII - XVIII ВЕКОВ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Стиль являе тся одним из ведущих понятий, связанны х с ис торией и традицией в интерьер е. Стилис тика интерьера частично рассматривается в исс ле дованиях по ис тории ар хитектуры (Д .Е. Аркин, В.Л . Глазычев, А.В. Иконников, В.В. Кириллов, Г.К. Лукомский, Б.П. Михайлов и другие) и истории дизайна (А.Н. Лаврентьев, С.М. Михайлов, Л.М. Холмянский и другие). Наиболее глубоко отде льные этапы развития зарубежного и российского интерьера предс тавлены в труда х Н.К. Соловьева "Очерки по истории интерьера" и "История современного интерьера". При э том со храняется необ ходимость да льнейшего изучения и сис тема тизации ис торического материала в об ласти стилеобразования интерьера ка к перспективного ис точника идей для современной проектной практики. Классицизм – о дин из с тилей в интерьере, приемы которого активно испо льзуются дизайнерами  XXI века.

Формирование классицизма, как нового с тиля в искусс тве, проис хо дит во Франции в XVII веке. Архитектурные сооружения Парижа этого периода (Собор  дома инвалидов, восточный фасад Лувра) представляю т основные черты ново го стиля, сре ди ко торы х главное место занимает с тремление к яснос ти и гармонии, торжественности и с трогости.

Интерьер – явление более динамичное, чем архите ктура. В связи с этим интересен анализ немногочисленны х примеров интерьеров рассматриваемого периода, со хранивших на протяжении веков свои стилистические особенности. При этом, по нашему мнению, важно понять роль каждого э лемента в создании общего образа интерьера. К та ким элементам мы о тносим: а) планировочную и объемную организацию внутреннего пространства помещения или ряда помещений; б) пространственную фо рму и декор ограждений (объемно-пластическое или де коративное  решение стен, пола, по толка ); в) особенности и организацию  системы освещения, форму и декор оконны х и дверны х проемов; г) особенности формы и декора мебели, другого оборудования; д) роль и харак тер предметов декоративно-прикла дного искусс тва, использование в интерьере предметов изобразите льного ис кусства и произве дений де коративно -монументально го искусства; е) особенности цветового решения интерьера; ж) основные материа лы, ис пользуемые в интерьер е.

Одним из первы х примеров интерьера стиля классицизм являе тся Ша то де Мэзон (Франция, Париж; 1642 - 1650), созданное французским архите ктором Ф. Мансаром. В плане данного загородного дворца преобладают прямые линии, прямоугольные и ква дратные помещения, с имметрия и согласованность. Вся организация внутреннего пространс тва характеризуе тся строгой упорядоченностью. Жилые и с лужебные помещения, расположенные в первом и тре тьем этажа х, не нарушаю т пространс твенно го единства пара дны х интерьеров здания.

Стилистика классицизма ярко прослеживается в решении ограждений вес тибю ля. Ф. Мансар мастерски применяет ордерную систему. При этом на первом этаже в декоре стен использованы элементы строгого дорического ордера, на втором – более легко ионического. В данном интер ьере мы видим применение зеркальны х сво дов, в ко торы х «зерка ло» отделено о т па дуги че ткой рельефной рамкой. Кроме того, в декоре падуг использованы рельефы, придающие помещениям торжественную нарядность. В це лом, декор построен на рафинированных, неско лько хо лодны х классических ордерны х формах. Оконные и дверные проемы решены в интерьера х дворца предельно просто. Светлая цве товая гамма, белый цвет по толков, рельефов и лепнины усиливаю т общее ощущение гармонии.

Аналогичное решение  можно проследить в простра нс твенной организации и де коративном решении ограждений вестибюля Версальского дворца. Если многие за лы дворца отличает барочная пышность и б леск позолоты, то вестибю ль правого крыла Королевского дворца – это образец строгости и торжественнос ти. Северное и Южное крылья Версальс кого дворца были пос троены в 1678 -1688 года х, в 1730-1789 го ды была проведена их реконс трукция.

Интерес к античным традициям вновь возникае т во Франции во второй половине XVIII века,  придя на смену чрезмерной роскоши рококо. Малый Трианон (Франция, Париж; 1762-1768 гг.), созданный Ж . А. Габриэлем, –жемчужина французской архитектуры XVIII века. Внутренняя планировка здания решена с особой простотой и ясностью . Дворец состоит из ряда небольших прямоугольны х комнат. Из с трогих основны х архите ктурны х форм здания как внутри, так и снаружи почти целиком устранены кривые и наклонные линии, вся композиция подчинена господс тву прямого угла .

Убранство комнат та кже построено на использовании прямых линий. Красота извлекае тся из гармонии просты х форм, из ясности пропорциональны х о тношений. Ж.А. Габриэль уде ляет внимание де ликатно прорисованным тонким де коративным де талям, использует при э том античный ордер и орнаментику. В целом, он стремится приблизить ар хитектуру к человеку, сде ла ть ее более интимной. Ос новным принципом становится изящная с держанность, да же определенна я скудность плас тических средс тв. В е го интерьера х сочетаю тся противоположности: изыска нность и строгость, парадность и скромность, монументальность и внимание  к де талям.

Одним из лучших  интерьеров Малого Трианона считае тся « Салон Королевы», со хранивший с вой первоначальный облик до настоящего времени. Прямоугольное в плане помещение богато декорировано изысканной лепкой. При этом плоскос ть с тены полностью со хранена, в ней нет глубок их за темненны х ниш или выступов. Отсутс твуе т здесь и мощный карниз, так характерный для барочны х за лов.

В де коре стен использованы зеркала правильной арочной формы, заключенные в рельефные рамки панели, небольшие живописные панно. Основная плоскос ть потол ка совсем лишена украшений, лишь по периметру архите ктор расположил  орнаментальную полосу. Мотивы лепно го орнамента на стена х, по толке – это венки, гирлянды, трофеи, лавр, акант. Во всем интерьере прослеживае тся безу коризненное ощущение пропорций и чувство меры.

Окна и двери имеют прямоугольную форму. Большой размер окон способствует ровному, хорошему освещению салона.

В оборудовании зала можно выделить камины ясны х очертаний. Мебель является органичным дополнением данно го интерьера – это стулья и диваны с овальными спинками. Их деревянные части обработаны резьбой низкого  рельефа и позолотой, в обивке использованы ткани с цве точным орнаментом. В центре салона расположен круглый сто л с изящными резными ножками.

Основные комнаты дворца окрашены в мягкие, бледные тона. Белый цве т потолков прекрасно дополняет светлый цве т с тен. Строгость и простота цветовы х о тношений – одна из характерны х особенностей данно го классицис тического интерьера.

Ес ли во Франции неоклассицизм на хо дит свое выражение главным образом в прое кта х общественны х зданий, то в Англии ар хитекторы активно строят в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Приемная в Сайон-хаузе (Англия;1762-1764 гг.) – один из извес тны х интерьеров Роберта Адома. В плане приемная представляе т собой строгий ква драт. В решении ограждений А дом использует ордерную сис тему. Он размещает по периметру зала колонны с позолоченными капите лями. На д ко лоннами ар хитектор располагае т антаб лемент. А еще выше, ка к бы про должая вертика ль колонн, прямоугольные выс тупы антаблемента в енчают с татуи античны х богов и героев. В вер хней части стены между с кульптурами автор интерьера располагае т пане ли, заключенные в рамки и украшенные невысоким лепным орнаментом.

Плоский потолок декорирован дос таточно нарядно. Он разделе н лепными рамками н а прямоугольники и многоугольники, в центре которы х распола гаютс я декоративные рельефы.

Традиционной для классицизма являе тся прямоугольная форма дверного наличника. Сами двери выполнены из красного дерева с позо лотой.

Полированный пол украшае т нарядный у зор из искусс твенного мрамора.

Формы мебели отличаются ясностью и гармоничностью пропорций. В Англии законо дате лем классического вкуса мебели был  именно Р. Адом. Он дос та точно оригинально интерпретирует классические формы; много внимания уделяе т античному орнаменту. Че ткость контуров, экономная профилировка де та лей, прямые, сужающиеся книзу ножки, вы держанная в низком рельефе резьба – та ковы хара ктерные особенности мебели, производящейся в то время в мастерской А дома.

Выразительно цве товое решение интерьер а. Бледный цве т с тен дополняю т колонны  из го лубого мрамора. Аналогичный цве т использован в с теновы х па нелях. В сине -бе лой гамме решен антаблемент. Позоло та, использованная в декоре стен и бело го пото лка, усиливае т ощущение наряднос ти и параднос ти помещения . Д ля английс ких неоклассицис тических интерьеров характерна по добная цве товая яркость.

Для композиционной организации зданий классицизма характерно использование симметрии. На оси симметрии в центре композиции мог быть расположен большой за л, а более мелкие помещения размещали симметрично вокруг этого зала. Также использовался прием размещения на оси симметрии фойе с парадной лестницей,  а  залы  располага лись  симметрично  справа  и  сле ва  от  фойе.   В  пла новой  организации классицис тических интерьеров всегда присутс твует логика и  с трогость  сочетающихся  форм, преимущественно классического прямоугольного и циркульного очертания.

Особенностью де кора стен в классицис тическом интерьере являе тся испо льзование таких элементов ордерной системы, как ко лонны, пиляс тры, карнизы и т.д. В.Р. Раннев о тмечает, что «ордерная система, отражая тектоническую оправданнос ть, по-разному связывалась со с теной: про хо дила пара лле льно (колоннада ), продолжала или заменяла с тену (проем с ко лоннами), на кладыва лась на с тену (антаблемент, пиля стры, цоколь). Выбор приема связи ордера со стеной определялся образной задачей» [2,59]. Дополните льными средствами декора с тен были окраска по ля с тены и размещение лепнины.

Потолки де лались как плоскими, так и в форме зеркального сво да, при этом зерка ло б ыло обычно отде лено от падуги че ткой рамой. Традиционный де кор потолков – лепнина или кессоны с профилированными стенками и декоративной розе ткой в центре. Также  могла бы ть использована  роспись, имитирующая лепнину или кессоны. На па дуга х часто распола гали медальоны .

«В дворцовой ар хитектуре классицизма, особенно русской, большое внимание у делялось по лам. Паркетные кле пки из разны х пород дерева соединялись в красивы х геометрических орнамента льны х рисунка х, образуя своеобразные разноцветные ковры» [2,59].

Четкие и прямые линии используются ар хите кторами классицизма в формах дверны х и о конны х проемов. И если дверные проемы оформлялись наличником традиционной формы, а сами полотна двери отделыва лись филенками, позо лотой, то для решения о кон характерен предельн ый лаконизм. Хорошее, ровное, спо койное освещение – одна из особенностей классицистическо го интерьера.

В формах мебели э того с тиля присутс твуе т яснос ть и гармоничность пропорций, спо койное равновесие частей. Пре дпочтение о тдается прямым линиям, де кор своди тся лишь  к  самому  необхо димому.  В классицис тической мебели доминирует конструктивный принцип, причем этой цели служит и де кор, линии которого послушно повторяют очертания поверхнос ти предмета. Ножки мебели выпрямляются и становятся похожими на небольшие суживающиеся книзу круглые или ква дратные в сечении ко лонки с капителью (часто с каннелюрами). Мягкие элементы с тулье в и кресел обиваются тканями с цве точным орнаментом. «Богатая обивка, позолота, с трогие формы придаю т мебели торжественный, холо дный вид» [1, 189].

Для интерьеров стиля классицизм характерно использование скульптуры (фигур античны х героев и богов, бюстов), больших а лебастровы х ва з, небольших по размеру настенных панно (живописны х, рельефны х), лепнины.

Преобладающая цве товая гамма – светлая, спокойная, приглушенная.

Элементы ордерного оформления в этот период не имеют реального конструктивного смысла, поэтому они выполняются из кирпича и дерева с облицовкой шту катуркой, естес тве нным или искусственным камнем, керамикой.

Таким образом, интерьеры классицизма отличае т простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и б лагородс тво пропорций, обилие вер тика льны х и горизонтальны х членений. Ис торические  интерьеры рассматриваемого стиля - это пример гармонии и высокого в куса, образец решения конкре тны х образны х задач пу тем отбора соотве тствующих элементов формы.

 

Список лите ратуры

1.         Кес Д . Стили мебели.- Бу дапешт: Изда тельс тво Ака демии наук Ве нгрии, 1981.- 270с .

2.         Раннев В.Р. Интерьер.- М .: Высш. шк., 1987.- 232с.