Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2017г.

Организация городских пространств и окружающей среды в городах России в 1930-1950-х годах полностью зависела от утвержденных строительных и декоративных конструкций, которые были неразрывно связаны с культурным контекстом, замыслом архитектора, историческими и ценностными ориентирами. Архитектура как серьезный механизм, влияла на формирование будущего исторического и культурного потенциала. Художественное оформление зданий и новый взгляд на развитие стилей дали толчок для новых архитектурных идей.

Политические и социально-экономические изменения, происходившие в 1930-1950 – е годы стали отправной точкой в создании мощного и цельного культурного начала. Архитектурные украшения, скульптура, лепной декор диктовали новое слово в формировании облика страны. Рассматривая орнаментальные единицы как основу культурной связи поколений, мы можем с уверенностью сказать, что они стали важнейшим ядром для главных символов и системных образов сталинской эпохи.

Становление новой системы ценностей, формирование социальных ориентиров отразилось в декоративном оформлении зданий. Сооружения же, в свою очередь, разделялись на типы по своему назначению. Согласно этому делению, подбирался и соответствующий декор, наиболее полно раскрывавший смысл и целенаправленность постройки. Социализация искусства привела к изменению художественной формы, сделав ее приближенной к социокультурной среде сталинского периода.

В отличие от архитектурных моделей прошлого, сталинский ампир стал распространяться не только на здания государственного значения, но и повсеместно, с целью увековечить идеалы народа и власти. В основу декора в этот период входят сочетания растительных узоров и идеологических символов. Объединяет эти два сюжета и присутствие человеческой фигуры или группы фигур. Переняв из европейского декорирования изобилующие плодородные формы, советские архитекторы воплощают в уже устоявшихся образах новое видение, они вплетают в пространства гирлянд виноградные лозы, опоясывают победные венки пшеничными колосьями, завершая композиции добавлением красных звезд, победных факелов и советской символики – серпа и молота.

Художественность композиции заключается в передачи социального смысла, который, путем олицетворения в материале различных сфер жизни, является опорой для формирования сознания советского человека. Городская среда, заполненная ансамблями, площадями, проспектами, декоративными и скульптурными элементами разделяла ансамблевые постройки по значению их архитектурного замысла. О.А. Зиновьева в своей книге «Символы сталинской Москвы» [4] подчеркивает, что именно замысел явился началом актуализации новых смыслов и категорий в контексте понимания художественной формы сталинской эпохи. Помимо уже существующих символов власти, социокультурная среда являлась отправной точкой для формирования новых интерпретационных звучаний в символике и атрибутике архитектурных комплексов разного назначения.

Говоря о скульптурных решениях, декоративных панно и лепных украшениях, следует сказать о том, что каждый из элементов, соединяясь в образы, был характерен только для определенного вида зданий и конструкций. Архитектура и декор зданий для детей и юношества, к примеру, несли воспитательный и просветительский характер, поэтому в качестве основных единиц орнамента здесь выступали символы просвещения, скульптурные группы детей с открытыми книгами в руках, земной шар с подчеркнутыми завитками страниц. Яркий пример - главный корпус МГУ им. Ломоносова, на территории которого мы видим скульптурные группы, созданные по проекту В.Мухиной.

Другой тип сооружений – дома культуры, филармонии, театры. Здесь характерно применение более тонкого образа, богатого изящными линиями и элементами. Для сооружений массового культурного значения повсеместно используется большее количество организующих пространство элементов, нежели на фасадах сооружений другого значения: декоративные панно, изобилующие розетками, витиеватыми лентами, венками и гирляндами. Но главными деталями, завершающими декоративный облик выступают лепные портреты выдающихся деятелей искусств на фасадах, музыкальные инструменты в виде фасадного декора: лиры, арфы, трубы и др. Фигуры, венчающие фасад, представляют собой играющих музыкантов, хореографические композиции.

Еще один тип зданий, которые можно отнести в отдельную группу – здания государственного значения. Здесь менее ярко фасады изобилуют скульптурами, фризами, лепниной. Облик строг, а декор выступает чаще в виде раппортного орнамента во фризах, узоры здесь повторяются в зависимости от сюжета или площади фасада. Истинно классические ценности преобладают над пышностью авторского декора. Историческое прошлое и классическая ордерная система является формирующим художественным началом. Однако минуя строгость линий, на фасадах зданий государственного значения мы можем видеть вариативные элементы декора – начиная от малозаметных тонких гирлянд, заканчивая скульптурными барельефами, изображающими рабочих, фигуры которых символизируют определенную сферу деятельности рядового советского гражданина. Венчают фасады зданий государственного значения образы власти, соединяясь с атрибутикой герба страны.

Л.Н. Доронина в своей статье [2] отмечает большой вклад в развитие монументально-фигурного образа принадлежит Г.Д. Мотовилову, автору памятников, новатору в области композиций классического рельефа. М.Г. Манизер был продолжателем идей социалистического реализма, рождая из камня образы в барельефах и горельефах. Во многом образность и рельефность монументальных композиций заимствована из поздних работ Н.А. Андреева, скульптуры которого мастерски повторяют движение и настроение изображаемого героя. Н. Дубовицкая в книге о жизнеописании мастера подчеркивает: «Андреев внес свою весьма ощутимую лепту в становление социалистического реализма. Именно он выработал официозный стереотип скульптурного образа Ленина и типологию изображений партийных вождей» [3].

Говоря о слиянии монументальности и художественности в скульптурных и архитектурных образах советского периода, нельзя обойти огромный вклад художника и автора монументальных росписей, Е.Е. Лансере. Создав богатый оттенками образ народного духа, Лансере преобразовал сухую и статичную композицию в живую, полную эмоций сюжетную картину. Вклад Е.Е. Лансере в развитие советского искусства оказал влияние и стал примером для десятков мастеров, творивших «за занавесями» на благо страны [1].

Мощные эстетические образы, ставшие началом поиска и воплощения духа народного богатства и силы, являются основой для множества воплотившихся проектов в советское время. Образы известных российских скульпторов, авторов декоративных панно и барельефов явились ориентиром для всех советских мастеров в работе над монументально-пластичными композициями по всей стране. Архитектура советского ампира получила существенное развитие и расширение тематики символических мотивов во внешней отделке. Образ героев стал одним из главных эталонов в системе символов.

Эклектика, появившаяся в сталинском ампире благодаря соединению архитектурных форм, взятых из разных исторических эпох, явилась одной из сторон формирования самобытности сталинского облика. Скульпторы и мастера декора также привнесли немаловажный вклад в создание полноценного облика сложно-конструктивных искомых образов. Поиски основополагающего стиля проявили себя во всех деталях сооружения, в том числе и в монументально-декоративной пластике. Техническое совершенствование строительных этапов помогало создать требуемый образ. Лепные и скульптурные композиции, созданные группой мастеров, отправлялись на вершину фасадов с помощью специальных механических лебедок, которые во многом способствовали ускорению процесса слияния форм и фасада, ускоряли трудоемкий и длительный процесс формирования конструкций.

А. Сардаров в статье «Язык архитектуры» [5] подчеркивает значимость семиотики во всех аспектах конструктивных решений. Рассматривая язык архитектуры с разных позиций, автор указывает на равновеликую значимость знаковой формы, материала, из которой выполнена сама форма, а также пространства,  в  котором  форма  находится.  Наделение  смыслом  организационно-пространственного континуума ведет к построению в сознании зрителя важных норм, формирующих определенное отношение к представленным архитектурным конструкциям.

Такой единый облик, сочетающий в себе и качество материала, и символизм применяемой атрибутики, саму конструкцию и форму, есть вершина эстетического симбиоза функционально- конструкторской мысли архитекторов. Применение в проектах структурированной композиции и усовершенствованных технических деталей также выступали важным этапом в категориях планировочных решений сталинских построек.

Список литературы

 

1. Боровский А.Д. Евгений Евгеньевич Лансере / Оформление серии В.Д. Гончаренко. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 64 с.

2.     Доронина Л.Н. Сталинские высотки (к проблеме синтеза   скульптуры с архитектурой) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Строганова -№ 2, 2014.

3. Дубовицкая Н. Н.Андреев. – М., 1966. – 48 с.

4. Зиновьева О.А. Символы сталинской Москвы - М., ТОНЧУ, 2009 – 304 с.

5.   Сардаров А. Язык архитектуры // Архитектурное наследие. Архитектура и строительство - № 6 (205), 2009.