Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТЕРЯННЫЕ МИРЫ И СЛАДКИЕ ГРЕЗЫ РОССИЙСКОЙ ПОП-МУЗЫКИ 1980- НАЧ. 90-х ГОДОВ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Перестроечное приобщение к западным ценностям, эйфория от вдруг нахлынувших свободы и гласности, последующее разочарование россиян в завоеваниях демократии и законах рынка породили особую атмосферу и настроения последних десятилетий ХХ века. Наиболее чутко реагирующая на духовные запросы массового сознания музыка т.н. «третьего пласта» (термин В. Конен) откликнулась десятками поп- и рок-композиций, которые ныне составляют «золотой фонд», evergreen-хиты отечественного масскульта, перепеваясь на множествах ретро-радиостанций, фестивалей, концертах, дискотеках 80-х и 90-х. Если представители рок-движения отличались все больше протестными выпадами и болезненными эмоциями, то поп-музыка оказывала скорее терапевтический эффект и порождала специфические образно-семантические сферы: ностальгийно-светлую, буйно-разухабистую, наивно-инфантильную. Все они, с одной стороны, – результат саморефлексии и адекватного отражения «народных» умонастроений. С другой, – моделирование (конструирование) желаемого, мира новых возможностей и счастливых шансов.

В многообразии композиций эстрадных исполнителей и поп-групп периода 1980-х различима их принадлежность к двум противоположным полюсам: советской массовой и новой российской песне. Наиболее наглядно подобное разделение можно наблюдать на ежегодных «Песнях года», в которых маститые мэтры советской эстрады перемежаются с исполнителями нового формата. В числе первых – Ю. Антонов, В. Евдокимов, И. Кобзон, Л. Лещенко, В. Толкунова. Их исполнение - без лишних движений, в рамках концертной статики - направлено на донесение всё еще советских художественно-этических смысловых мотивов через благородное декламирование, относительно академическую вокализацию мелодии. В числе вторых – представители нового поколения (А. Глызин, Е. Белоусов, Е. Семенова). Физически более раскованные, с характерными прыгающими повадками, они несли энергию дансинга (в быстрых композициях) или гипертрофии лирического переживания  (в т.н. «медляках»).

Хиты тех лет «Зимний сад» (А. Глызин, 1989), «Седая ночь» («Ласковый май», 1988), «Яблоки на снегу» (М. Муромов, 1988), «Сибирские морозы» (В. Кузьмин, 1995) настойчиво отсылают к топосу зимы как конца жизни, увядания, тоски по теплу и весне. Ощущение финала, предела, светлой памяти о хороших временах – неизбежное настроение для многих «классических» композиций постперестроечной российской поп- музыки, буквально утопающей в миноре. Во многих песнях царит сожалительно- ностальгийная атмосфера, культивируя настроения потерянного счастья и безысходности. Такова «Не плачь, Алиса» (гр. «Сталкер», 1991) о тяжелом расставании с детством: наступившее взросление отождествляется с прощанием («Прощай, Алиса»), «праздником вчерашних детей» и «погасших звезд», утверждаясь как потеря невинности и покоя. Начальная интонация малой сексты отсылает к семантическому комплексу элегических романсов, в то время как бодрый отыгрышный мотив (I-II-III-II-I-VII-I) привносит конфликтный танцевальный оттенок. Шлягером-шедевром, сохранившим популярность по сей день, стала композиция «Белые розы» гр. «Ласковый май», наглядно представляющая жанр современных сиротских песен. Спекуляция на детдомовском происхождении всех участников коллектива, тема брошенных зимой нежных цветов как нельзя лучше отразила состояние целой страны, граждане которой окунулись в жесткие социально-экономические условия. Интонационные ходы мелодии песни имеют в своей основе фольклорные праистоки (широкие ходы на квинту и септиму, натурально-ладовая основа    большинства    оборотов),    ритмический    же    компонент    модернизирует «традиционные» выразительные средства обилием стучащих фигур. Характерные признаки «грусти-тоски» (настойчивое утверждение минора, ниспадающие терции в окончаниях фраз) под бодрые попсовые забивки убедительно олицетворяют российскую незыблемую веру в «Прорвемся!».

Особую группу песен составляют те, что обыгрывают тематику далеких стран и земель. Притягательными становятся многочисленные прощания-мечтания об Америке («Американ бой» гр. «Комбинация»), Париже, Лондоне, Сан-Франциско (гр. «Кармен»), Гималаях (М. Распутина), Китае, Бразилии («Это Китай», «Рио-де-Жанейро» Н. Гулькина). Припев одной из них мог бы стать девизом страны:


Я буду плакать и смеяться, Когда усядусь в Мерседес. И буду в роскоши купаться,

Приезжай поскорей за мной, я здесь!

 

 Этнические элементы в композициях о «чужих» мирах проявляются минимально, что присуще усредненной стилистике поп-сцены в целом. В «Американ бой» соло на балалайке бессильно сдается под натиском агрессивных рок-гитарных басов. В связи с Францией мелькает отыгрыш на аккордеоне, в связи с Бразилией звучит цитата «Бомбалейо» и модный ламбадный аккомпанемент. 

Масса песен воспевает ничтожно малые события и чувства, муссируя «ценности» от колечка-сердечка до «двух кусочеков колбаски». Душевные переживания в связи с многочисленными Лёхами, Ксюшами (А. Апина), Светками («Розовые розы»    гр. «Веселые ребята») или просто девчонками («Девочка моя синеглазая» Е. Белоусова) и бухгалтерами («Бухгалтер» гр. «Комбинация»)  по своему разворачивают тему нового «маленького» человека – вне какой-либо идеализации и советского штриха высоконравственности.

Эмансипируется страдательность, личная боль и отчаянность, как правило, в неброском, житейски-неприглядном проявлении. В подобных композициях – широко распетые мелодии по развернутым во всей своей безысходности минорным трезвучиям («Не плачь!» Т. Булановой, 1993), почти криковая, с дрожанием в голосе манера пения («Больно мне, больно» В. Казаченко, 1991), тотальные щемящие секунды в концах фраз, словно в списанные с горестной народной «Тонкой рябины» («Дым сигарет с ментолом», гр. «Нэнси», 1992).

Заметно меняются тембровые приоритеты. Если в советское время преобладали чистые, поставленные голоса исполнителей, то теперь в моде своего рода тембровое «опрощение»: лидирующие позиции занимает пение с хрипотцой, словно дилетантское, порой доведенное почти до шепота, что добавляет оттенок интимности, приватности, антипубличности (таковы голоса Т. Овсеенко в (хите 1995 г. «Дальнобойщик», начинающей К. Орбакайте в «Поговорим», 1993). На другом полюсе – яркие криковые манеры, идущие от кабацких разгульных песен (М. Распутина, В. Цыганова), олицетворяющих пресловутое российское пьянство, тягу к кутежам и лихачеству.

И – в завершение. Осмысление, творческие и обывательские рефлексии поп- музыки перестроечного и постперестроечного периодов продолжается по сей день, образуя мощную ретро-тенденцию в русле отечественной массовой культуры (достаточно называть цифры, свидетельствующие о количестве просмотров роликов тех лет; для примера: «Седая ночь» Ю. Шатунова имеет более 18 млн. на ресурсе YouTube). Поразительны лирические комментарии пользователей: «Мурашки по коже», «Все тлен, главное мои 17 в далеком 95 и первая любовь!». Или: «Эта песня из нашего прошлого, из того прошлого когда мы не имели железных дверей, не имели решёток на окнах, не делили друг друга на богатых и бедных, когда мы знали всех соседей не только по лестничной клетке, но и по дому и даже району…». «Начало 90-х, развал СССР, перестройка, бардак, но выжили, выстояли, переродились. Но то время уже не вернуть…». Эпоха «до-гламура», несмотря на давно пришедшее понимание самых негативных процессов в социально-экономической, политической, культурной областях, видится многим духовно более здоровой, искренней, «настоящей», что позволяет удерживать повзрослевших старых поклонников и привлекать совсем юное поколение. Популярные песни конца 80-х – нач. 90-х годов прошлого столетия сохраняются как знаковое и распознаваемое явление массовой музыки и демонстрируют особенности умонастроений своей эпохи – эпохи перемен.

Список литературы

 

1.      Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.445 с.

 2.      Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

3.      Чередниченко Т. В. Поп-музыка / КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. Автор проекта В.В. Бычков (член редколлегии Н.Б. Маньковская) М., Изд. ИФ РАН, 1999. С. 224.