Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РЕАЛИЗУЮЩИЕ АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ В ГАЗЕТНОЙ СТАТЬЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

СМИ являются одним из способов взаимодействия журналистов и читателей. Общеизвестно, что средства массовой информации, освещая различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. «Опосредованное общение «газета – читатель» подразумевает однонаправленный поток информации от автора к адресату, что задает условия подчинения читателя воле журналистов. Однако в системе отношений «журналист – читатели», читатели оценивают материал журналиста, точнее говоря, оценивают «принять» или «отвергнуть» то, что журналист предлагает. Безусловно, любой журналист хочет того, чтобы его информация была принята и оценена читателем» [Зотова 2008: 23]. Таким образом, газетный текст может воздействовать на читателей. Газета может быть средством подчинения воли читателей, может заставить их принять решение, убедить или разубедить в чем-либо.

Речевое воздействие состоит в четкости поставленных коммуникативных целей и адекватности выбранных языковых средств. При помощи приемов и выразительных средств, которые могут рассматриваться как инструменты воздействия на читателя, формируются определенные мнения, вызываются эмоции, которые необходимы автору для достижения какой-либо цели. По мнению ученых, речевая деятельность может рассматриваться  как  целенаправленная  категория,   которая  соотносится  с   категориями  «намерение»  и «средство». Категория «намерения» связана с целью. Характером цели определяется стратегия коммуникации.

А.В. Олянич говорит о стратегии речевого воздействия как о «способе оперирования информацией с целью изменения поведения объекта речевого воздействия (т.е. того, кто подвергается речевому воздействию) в направлении, планируемом субъектом речевого воздействия (т.е. тем, кто осуществляет речевое воздействие)» [Олянич, 269]. По мнению О.Я. Гохмана и Т. М. Надеиной, под стратегией понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения [Гохман, Надеина 2001: 208]. Среди речевых стратегий воздействия на адресата наиболее распространенными считаются убеждение, внушение (суггестия), манипулирование, принуждение, пропаганда, агитация.

Реализуя свои стратегии, автор газетного текста использует различные вербальные и невербальные средства. Рассматривая определенные механизмы, методы целенаправленного преобразования  коммуникативно- содержательной стороны информации, исследователи подчеркивают, что большинство методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц на разных уровнях (лексика, грамматика, синтаксис, фразеология и т.д.). В рамках данной статьи мы проанализируем синтаксические средства русского языка, реализующие функцию воздействия на читателя.

1.     Повелительные, или побудительные предложения, в которых выражается адресованное слушающему (в нашем случае, читающему адресату) волеизъявление говорящего (пишущего) относительно исполнения действия. Центральное место среди повелительных предложений принадлежит предложениям с императивными формами глагола. Однако исследователи функциональной грамматики относят к императивным и предложения с неимперативными формами глагола и вообще не содержащие глагола [Теория функциональной грамматики 1990: 185-190]. Вот, например, совет, который дается родителям: «Универсальный совет - не устраивайте сцен и не начинайте скандала, подросток всегда делает наперекор и найдет способы встречаться с тем, с кем хочет. Будьте другом своему ребенку, попробуйте разобраться, что толкнуло его в эти отношения» («Комсомольская правда», 2014, #41, 8-15 октября).

2.     Вопросительные предложения, в которых «специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо» [Русская грамматика. Т.2 1982: 386]. Оформление предложения в вопросительную форму является еще одним ярким синтаксическим средством воздействия в газетном тексте, автору важно побудить читателя к совместному размышлению над проблемой и удерживать его внимание в процессе развития своей мысли. Вопросительное предложение может быть представлено и в виде риторического вопроса, но чаще всего оно встречается в структуре вопросно-ответного комплекса: «Что говорит Русская православная церковь о соотношении веры и политики? С одной стороны, РПЦ выражает справедливое желание участвовать в политической жизни российского общества, а с другой - по- прежнему не решается четко сформулировать моральные и богословские нормы такого участия» («Новая газета», 2014, #79, 20 октября).

3.     Восклицательное предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Безусловно, восклицательные предложения передают различные эмоциональные чувства – радость, удивление, огорчение и т.д. Восклицательные предложения могут строиться по особым синтаксическим моделям с утраченными или ослабленными грамматическими и лексическими значениями компонентов. Для многих восклицательных предложений характерен обратный (инверсивный) порядок слов. Вот один из примеров: «Ясно одно: для улучшения жизни россиян можно много еще чего придумать, если особенно - не думать! (АиФ, 2014, #41, 8 октября).

4.     Вводные слова, словосочетания и предложения – это словоформы или устойчивые сочетания, выражающие отношение к сообщаемому или его характеристику: экспрессивную реакцию на сообщение; подчеркивание, выделение какой-то его части; характеристику сообщаемого с точки зрения его связей и отношений, достоверности или недостоверности; отнесение сообщения к его источнику и т.п. Вводные предложения по своей функции смыкаются с вводными словами и сочетаниями [Русская грамматика. Т.2 1982: 386]. В следующих предложениях мы встречаем пример авторской уверенности в передаваемой информации: «Безусловно, в первую очередь у петербуржцев должно быть чувство собственно достоинства. Конечно, интеллигентность, внутренняя культура - без этого никак» («Комсомольская правда», 2014, #105, 18 сентября).

5.     Парцеллированные конструкции. Парцелляция – это способ речевого представления единой синтаксической структуры – предложения несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами. Парцелляция является средством речевой экспрессии и выступает как особый прием текстообразования [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 369]. Парцеллированные конструкции типичны для художественного стиля речи, но они встречаются и в публицистическом. Их главная функция в СМИ – выделение важного с точки зрения автора и усиление экспрессивного воздействия на читателя: «ММА оседает в воздухе на высоте 60 сантиметров от земли и долго не распадается. То есть эта ядовитая добавка отравляет наших детей! Детей малолетних!» («АиФ», 2014, #39, 24 сентября).

6.     Предложения с поясняющими обособленными оборотами, которые конкретизируют тот или иной член предложения, раскрывают его содержание. Для пояснения используются союзы то есть, или, а именно, как то. Аналогично этим союзам могут быть употреблены слова иначе, иными словами, иначе говоря, проще сказать [Русская грамматика. Т.2 1982: 174]: «Отказываясь от обсуждения политического, то есть отказываясь от теории общественной справедливости, Церковь на практике активно способствует сведению российской политики к темам идентичности и частной морали» («Новая газета», 2014, #79, 20 октября).

7.     Эллиптические и сравнительные конструкции. Эллипсис – пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. Это может быть пропуск члена предложения, компонента высказывания, легко восстанавливаемого из контекста. Эллипсис используется как стилистическая фигура, придающая тексту динамичность, большую выразительность, экспрессивность [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 592]: «Как и сама власть, украинское общество разделилось на сторонников мира и апологетов войны. Последние – в ярости» («АиФ», 2014, #39, 24 сентября). Аналогичные функции выполняют и сравнительные конструкции: «Главный вывод: вербальное насилие распространяется в коллективе словно вирус, ослабляя весь «организм» («Комсомольская правда», 2014, #38, 17-24 сентября).

8.     Модальные частицы, выражающие разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки, участвующие в выражении цели сообщения, характеризующие действие по протеканию во времени, по его полноте, результативности и т.п. и прежде всего те, которые дают коммуникативную характеристику предложения и вносят разные значения субъективного отношения к сообщаемому. [Русская грамматика. Т.1 1982: 723]: «На самом деле «Манчестер Сити», занимающий третье место в группе Е за «Баварией» и «Ромой», лишь в одном очке впереди армейцев» («Коммерсантъ», 2014, #192, 22 октября).

9.     Сложные предложения,  построенные по принципу синтаксического параллелизма. Синтаксический параллелизм – это стилистический прием, представляющий собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Такое сопоставление подчѐркивает сходство или различие явлений, сообщает речи особенную выразительность и экспрессивность [Литература и язык: Энциклопедия 2006: 87]. Сегодня публицистический стиль довольно часто прибегает к этому приему, свойственному, прежде всего, художественной речи. Вот пример такой конструкции: «Две страны - инвалида, ковыляющие по миру на костылях своих больных экономик, так и не создавшие благосостояния для своих людей, так и не расселившие до сих пор свои коммуналки, так и не накормившие досыта своих пенсионеров, так и не давшие своим людям пожить по человечески и вырастить детей для свободы и счастья» («Новая газета», 2014, #72, 25 сентября).

Как показывает анализ современных СМИ, ядерными средствами, т.е. наиболее частотными и значимыми, реализующими авторские стратегии, являются вопросительные и вводные конструкции и модальные частицы.

 

Список литературы

1.     Гойхман О.Я., Надеина Т.М. //Речевая коммуникация: Учебник для вузов/ Под ред. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА-М, 2001- 208с.

2.     Литература и язык: Энциклопедия (под редакцией проф. Горкина А. П.). -М. : Росмэн. 2006.- 984с.

3.       Зотова А. М. Отношения журналиста и аудитории. - МГУ: Факультет журналистики. 2008. - 20с.

4.     Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 412 с.

5.     Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: Монография. М.: Гнозис. - 269с.

6.     Русская грамматика. Т.1, 2. - М.: Наука, 1982. – 785с., 709с.