Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ «ГОТИКЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА)

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

В литературной «готике» сложилась специфическая типология образов, построенная как художественная альтернатива просветительской концепции мира и человека и предвосхищающая романтическое образно-фантастическое отражение действительности. В «Литературном энциклопедическом словаре» (1987) дана интерпретация дефиниции образа, которая может послужить отправной точкой для нашего исследования: «Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония» [2, с. 252].

Для писателей-«готиков» было характерно художественное отображение жизни не в ее типичных бытовых проявлениях, а в исключительных экстремальных ситуациях, возникающих при столкновении человека с ирреальными враждебными силами. Фантастичность, символическая обобщенность, гротесковость содействовали изображению тех сторон бытия, которые не могли быть объяснены способами рационального и чувственного познания действительности. Тождественным образом происходит и отбор героев для «готического» произведения. Обыкновенный герой из повседневной жизни никогда не мог стать «готическим» персонажем. Ориентированность на ситуативную и событийную исключительность потребовала появления ключевого героя с антипросветительской заданностью – «готического» злодея, вокруг которого была организована система образов.

Одна из первых характеристик типологии «готических» образов была дана В. Скоттом в статье «Миссис Анна Радклиф»: «…Такого рода книги сильны изображением внешних событий, в то время как характеры персонажей, подобно фигурам на многих пейзажных полотнах, полностью подчинены месту действия и имеют только те отличительные черты, которые позволяют им удачно соответствовать главным объектам внимания художника – скалам и деревьям. Персонажи (и здесь также прослеживается связь между мелодрамой и романтическим повествованием) наделены лишь типическими, но не индивидуальными чертами. Мрачный тиран граф, старая карга экономка – хранительница множества семейных преданий, болтливая горничная, легкомысленный весельчак лакей, один или два негодяя, исполнители всех черных дел, героиня – воплощение всевозможных совершенств и жертва всевозможных причуд рока, – вот арсенал романиста…» [6].

В. Скотт указывал на отсутствие индивидуальных черт в «готических» образах [6, с. 353], и это замечание стало поводом для критики, старающейся увидеть в системе персонажей «готического» романа только статичные амплуа, клише и в целом «каталог штампов» [7]. Однако точка зрения Скотта дополнена заключением: «…Хотя персонажам не придано индивидуальных черт, необходимо все же убедительно и ярко обрисовать их внешние особенности; их одежда и облик должны гармонировать с обстановкой, язык и поведение должны либо подчеркивать окружающий их ужас, либо, если этого требует сюжет, составлять ему резкий, живой контраст. Воображению миссис Радклиф особенно удавались именно такие персонажи; они являются на страницах ее книг в неверном, колеблющемся свете, требуемом атмосферой тайны, говорят и держатся в соответствии со своим положением и развитием действия» [6, с. 353].

На наш взгляд, характеристика «готических» образов, данная В. Скоттом и зарубежной и отечественной критикой (Э. Бирхед и др.), нуждается в расширенном анализе и корректировке.

В первом «готическом» романе Х. Уолпола «Замок Отранто» [8] была выработана следующая типологическая расстановка «готических» образов:

 

«Готический»       злодей,        аристократ,

 

узурпатор

Князь Манфред Отранто

Антагонист    злодея,    добродетельный

 

герой, тайна происхождения которого раскрывается, – молодой крестьянин, преследуемый злодеем и становящийся в итоге законным наследником княжества

Крестьянин Теодор, который оказывается

 

наследником  Альфонсо  Доброго  –  князя Отрантского

Рыцарь, возвращающийся в родные края

 

после долгого странствия

Маркиз Фредерик да Виченца

Священник, открывающий крестьянину

 

тайну его происхождения

Отец Джером, священник церкви Святого

 

Николая,     он     же     отец     Теодора     граф Фальконара

Добродетельная жена

Ипполита, жена злодея Манфреда

Добродетельная девица

Изабелла,     преследуемая     Манфредом     и

 

нашедшая отца – маркиза Фредерика да Виченца

Добродетельная    девица,   возлюбленная

 

добродетельного героя, которая погибает

Матильда – дочь князя Манфреда

Слуги

Служанка Бьянка и другие слуги

Призраки

Призрак    убиенного   законного   владельца Альфонсо Доброго; призрак деда Манфреда – Рикардо, убийцы Альфонсо;

призрак  Старого  Отшельника  из  Святой Земли


Внешне в романе К. Рив «Старый английский барон» [4] сохраняется типология «готических» образов «Замка Отранто» Х. Уолпола. Однако сравнительный анализ двух «готических» текстов доказывает наличие, как сходства, так и различий в системе персонажей романов Х. Уолпола и К. Рив:

«Замок Отранто»

«Старый английский барон»

Князь Манфред, владелец Отранто –

 

«готический» злодей и узурпатор, потомок убийцы законного владельца

Лорд Уолтер Ловелл – злодей, братоубийца,

 

узурпатор; герой второго плана

Теодор   –   молодой   крестьянин,

 

преследуемый Манфредом, внук и законный наследник Альфонсо Доброго – князя Отрантского

Эдмунд   Туайфорд   –   молодой   крестьянин,

 

преследуемый старшим сыном и племянниками барона Фиц-Оуэна, в финале – признанный сын и законный наследник лорда Артура Ловелла

Маркиз  Фредерик  да  Виченца  –

 

рыцарь, вернувшийся после долгого отсутствия, претендент на наследство Альфонсо Доброго

Сэр Филипп Харкли – рыцарь, возвращающийся

 

на родину после долгих походов; «защитник добродетели», помогающий сыну близкого друга вернуть законные права

Отец Джером – священник, граф

 

Фальконара, отец Теодора, откры- вающий тайну его происхождения

Священник    Освальд,    помогающий    Эдмунду

 

раскрыть тайну его происхождения

Ипполита  –  добродетельная  жена

 

Манфреда

Аналогов нет

Изабелла     –     дочь     маркиза     да

 

Виченца, преследуемая Манфредом

Жена    Артура    Ловелла,    преследуемая    сэром

 

Уолтером, погибшая после рождения сына

Аналогов нет

Барон    Фиц-Оуэн    –    человек        либеральных

 

взглядов, воспитавший Эдмунда

Матильда – дочь князя Манфреда,

 

возлюбленная Теодора

Эмма – дочь барона Фиц-Оуэна, будущая жена

 

Эдмунда

Аналогов нет

Сыновья барона Фиц-Оуэна Роберт и Уильям и

 

племянники Уэнлок и Маркхэм

Слуги и служанка Бьянка

Слуги и старый слуга Джозеф

Призрак законного владельца замка

 

Отранто Альфонсо Доброго; призрак убийцы – деда Манфреда; призрак Старого Отшельника

Призрак    лорда    Артура    Ловелла,    злодейски

 

убитого наемным убийцей, посланным братом

   

В романе С. Ли «Убежище, или Повесть иных времен» типология «готических» образов меняется радикально [1]. Ставя в центр повествования историю вымышленных героев, романистка объединяет ее с историей реальных лиц елизаветинской эпохи:

«Готический» злодей (злодейка)

Королева Англии Елизавета

Антагонист злодея

Королева        Шотландии        Мария        Стюарт,

 

преследуемая Елизаветой

Добродетельные героини-девицы

Дочери  Марии  Стюарт  от  тайного  брака  с

 

герцогом Норфолком – Матильда и Эллинор, законные наследницы шотландского престола, преследуемые королевой Елизаветой

Добродетельная мать

Приемная мать сестер – миссис Марлоу

Священник

Отец Энтони, опекун Матильды и Эллинор

Исторические лица, появляющиеся в

 

романе   С.    Ли   в    соответствии   с вымышленным сюжетом

Граф     Лейстер,     фаворит     Елизаветы,     муж

 

Матильды;

 

знаменитый поэт Филипп Сидни, влюбленный в Матильду;

известный   мореплаватель,    участник                      военных сражений сэр Фрэнсис Дрейк;

политический  деятель,  советник  Елизаветы  I лорд Уильям Берли;

племянница Генриха VIII леди Джейн Грей; шотландский король, сын Марии Стюарт Иаков I;

военачальник, фаворит королевы Елизаветы граф Эссекс;

 

известная переводчица и поэтесса леди Пемброк;

 

английский военачальник граф Тайрон; принц Генрих Уэльский – жених Марии.

Свободолюбивая героиня

Роз Сесил

Добродетельная дочь

Юная Мария, дочь Матильды

Герои-альтруисты

Фаворитка ямайского губернатора Анана, лорд

 

Скруп, леди Арундел, леди Саутгемптон

Слуги

Служанка Алиса

Герои-злодеи второго плана

Леди Мортимер, сестра герцога Норфолка, тетя

 

Матильды и Эллинор; ее сын лорд Мортимер;

лорд Арлингтон, муж Эллинор; лорд Дорнок;

граф Сомерсет

Злодеи-разбойники

Бандиты-фальшивомонетчики во главе с бывшим

 

слугой Уильямом

 Концепция Зла, положенная в основу «готической» сказки У. Бекфорда «Ватек», находит свое отражение в типологии образов [8]. Зло оказывается в центре повествования и персонифицируется, число «готических» злодеев в произведении увеличивается, а добродетельные герои и героини уходят на второй план:

«Готический» злодей

Халиф Ватек, жестокий правитель, мечтающий

 

завладеть миром с помощью тайных знаний

«Готическая» злодейка

Царица Каратис, мать Ватека, колдунья

 

и идеолог халифа

Девица

Юная     Нурониар,    дочь     эмира    Факреддина,

 

ставшая возлюбленной Ватека

Демонические герои

Индиец-Гяур, посланник Эблиса;

 

падший ангел Эблис

«Добродетельный»     мусульманский

 

правитель

Эмир Факреддин, пародийный герой

Гении, противостоящие Злу

Духи-покровители,      пытающиеся      остановить

 

Ватека в его обращении к силам Зла

Колдуньи

Немые рабыни-негритянки


Обитатели Ада    Царь Сулейман бен Дауд (Соломон); несчастные грешники, обреченные на вечные мучения

 

В своих «готических» романах Э. Рэдклифф [5] вернулась к стройной традиционной типологии образов и дополнила их новой семантикой:

«Готический» злодей

Владелец     аббатства     Сен-Клэр     маркиз     де

 

Монталь, преследующий Аделину

«Готический» злодей со смешанным

 

характером

Пьер Ла Мотт

Добродетельная девица

Аделина, которая в финале оказывается дочерью

 

сводного брата де Монталя,  убитого им, и законной наследницей

Дама

Мадам Ла Мотт

Добродетельный герой

Молодой офицер из свиты Монталя Теодор,

 

возлюбленный Аделины

Добродетельная семья

Семейство Ла Люков: священнослужитель Ла

 

Люк и его дети

Слуги

Слуга Питер

Разбойники

Разбойники, заставившие Ла Мотта забрать с

 

собой Аделину

 

«Готический» роман М.Г. Льюиса «Монах» [3] – это последнее произведение предромантизма, в котором было осуществлено значительное преобразование поэтики и типологии образов:

«Готический» злодей

Настоятель       церкви       Капуцинов       монах

 

Амбросио

Демонические силы

Женщина-суккуб    Матильда,    проникшая    в

 

аббатство в одежде послушника под именем Росарио, демоница, соблазнившая монаха и приведшая его к моральному падению; Люцифер, Сатана

«Готические» злодейки

Настоятельница  женского  монастыря  и  ее

 

помощницы, подвергшие Агнесу наказаниям

Добродетельная героиня

Антония,      преследуемая      и      погубленная

монахом,  который

 

родным братом

в

финале

окажется

ее

Добродетельная мать

Донья     Эльвира,     мать     Антонии,    убитая

 

неузнанным сыном Амбросио

Рассказчики

Дон    Кристобаль,    излагающий    историю

 

Амбросио;

 

Лоренцо де Медина, рассказывающая историю своей сестры Агнесы;

Агнеса, рассказывающая историю призрака Окровавленной Монахини;

Великий Могол, повествующий о Беатрисе ле лас Систернак, двоюродной бабке Раймонда, являющейся в виде призрака

Добродетельный благородный юноша

Лоренцо де Медина, влюбленный в Антонию

Монахиня,    осуждаемая     монахом    и

 

церковью за любовь

Агнеса де Медина, которую представители

 

церкви обрекают на гибель

Благородный

 

Агнесу

аристократ,

любящий

Маркиз      Раймонд      де      лас      Систернак,

 

скрывающийся      под      именем      Альфонсо д’Альварада

Герои-альтруисты

Жена разбойника Маргарита;

 

монахиня Святая Урсула; герцог Рамирес;

Виргиния де Вилья-Франка, подруга Агнесы

Дамы

Баронесса Родольфа, влюбленная в Раймонда

 

и преследующая его;

 

дама Хасинта, хозяйка дома, где проживает Антония

Слуги

Теодор,    сын    Маргариты,    ставший   пажом

 

маркиза

Разбойники

Шайка бандитов, грабящих путников

Призраки

Призрак Окровавленной Монахини;

 

Призрак матери Антонии – доньи Эльвиры

Герой-легенда

Великий Могол, или Вечный Жид

Народ

Возмущенная

толпа   как

некое

бунтарское


начало

Инквизиция

Обобщенный образ суда Святой Инквизиции

   

Зарубежными и отечественными исследователями литературной «готики» неоднократно предпринимались попытки классифицировать типы «готических» злодеев. Однако нами было определено, что подобных героев следует рассматривать с позиций их функций в «готическом» сюжете и психологической заданности, позволяющих раскрыть их человеческую и душевную трансформацию. В «готических» произведениях были представлены следующие типы «готических» злодеев:

амбивалентный злодей со смешанным противоречивым характером, стоящий перед выбором между Добром и Злом (Манфред из «Замка Отранто» Х. Уолпола, королева Елизавета из «Убежища» С. Ли, Амбросио из «Монаха» М.Г. Льюиса); «злодей поневоле», исполнитель, марионетка в руках другого злодея (Ла Мотт из «Романа в лесу» Э. Рэдклифф);  демонический злодей, одержимый Злом и преступлениями (халиф из «Ватека» У. Бекфорда, маркиз де Монталь из «Романа в лесу» Э. Рэдклифф); психологически  немотивированный,  однолинейный  злодей  (Уолтер  Ловелл  из  «Старого английского барона» К. Рив);  Демон, Сатана, Люцифер и демонические силы (Демон и Гяур из «Ватека» У. Бекфорда, женщина-суккуб, Дьявол из «Монаха» М.Г. Льюиса).

Таким образом, типология образов в «готических» романах, повестях и рассказах, несмотря на внешнюю формульность, представляется писателями в изменении и развитии. Изначально разработанные Х. Уолполом ключевые образы «готического» злодея и его антагонистов – добродетельных героев, а также второстепенных персонажей были идейно и художественно трансформированы, расширилась система образов в целом. Почти во всех «готических» текстах наблюдаются явления сверхъестественных героев – призраков и привидений.

Список литературы

 

 

1.        Ли, С. Убежище, или Повесть иных времен: Роман: Пер с англ. И. Проценко / С. Ли. – М.: Ладомир, 2000.

2.     Литературный энциклопедический словарь /Под ред. B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

3.        Льюис, М.Г. Монах. Роман: Пер. с англ. И. Гуровой; Предисл. В. Скороденко/ М. Г. Льюис. – М.: Ладомир, 1993.

4.     Рив, К. Старый английский барон/ К. Рив. – М.: Ладомир, 2012. 

5.     Рэдклифф, А. Роман в лесу. Роман: Пер. с англ. Е. Малыхиной / А. Рэдклифф. – М.: Ладомир, 1999. – 315 с.

6.        Скотт, В. Миссис Анна Радклиф//Радклиф А. Итальянец, или тайна одной исповеди. – М.: Эксмо, 2007.

7.     Тураев, С.В. От Просвещения к романтизму. Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в. / С.В. Тураев. – М.: Наука, 1983.

8.        Уолпол, Г. Замок Отранто / Г. Уолпол // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей; Уолпол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У. Ватек: Роман, повести /Пер. с англ. и фр. – М., 2004.