Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОРАЦИЙ УОЛПОЛ – УЧЕНЫЙ, ЛИТЕРАТОР И КОЛЛЕКЦИОНЕР

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Одним из лучших мастеров эпистолярного жанра в Англии XVIII в. Гораций Уолпол родился в Лондоне 24 сентября 1717 г. Он был шестым и самым младшим сыном Роберта Уолпола и Кэтрин Шортер. Старинный род Уолполов известен в Англии с давних времен. По преданию, их предки были землевладельцами в графстве Норфолк еще с XI в. Отец писателя в 1721 г. занял пост премьер-министра Англии в результате осуществления спекулятивного проекта, благодаря чему сам сэр Роберт стал очень богатым и влиятельным человеком. Мать писателя была дочерью богатого торговца из графства Кент, а ее дедушка, сэр Джон Шортер, в 1688 г. занимал пост лорд-мэра Лондона. Будущий писатель получил приличное образование. Сначала он учился в Итоне, затем в Кембридже.

В 1747 г. Уолпол купил себе небольшой домик на берегу Темзы в Твикенхэме, немного южнее поместья известного поэта А. Поупа. В то время Твикенхэм находился в десяти милях от Лондона. Здесь Уолпол начал строить свой знаменитый псевдоготический замок, известный как Строберри Хилл. Строительные работы в Строберри Хилл не прекращались долгие годы. В 1750-е гг. Уолпол строил готические зубчатые стены и башни. Он очень долго занимался интерьером: соорудил готическую лестницу, готическую библиотеку с книжными шкафами, которые были скопированы с дверей в лондонском соборе Святого Павла, и с каминами, смоделированными по рисункам, сделанным со средневековых надгробий. В 1760-е гг. были дополнительно построены готическая крытая аркада и галерея, трехэтажная круглая башня и «часовня» с крышей, имитирующей крышу Чаптер-Хауса в Йорке.

В 1757 г. в Строберри Хилл был установлен печатный пресс, на котором в том же году было напечатано первое издание торжественных «пиндарических» од Т. Грея «Прогресс поэзии» и «Бард». Через год Уолпол напечатал свои собственные сочинения – «Каталог придворных и именитых авторов» и «Мимолетные отрывки». Затем, в 1762 г., в этой типографии был напечатан первый том большого исследования «Анекдоты о живописи в Англии». А еще через два года Уолпол с неменьшим успехом перешел от создания каменного готического замка к созданию нерукотворного дворца, получившего название «Замок Отранто».

Библиотека Уолпола, так же, как и его переписка, может помочь исследователям его творчества получить более широкое представление о его эстетическом вкусе и литературных предпочтениях. Библиотека Уолпола в Строберри Хилл больше походила на рабочую библиотеку ученого, нежели на собрание великолепных изданий богатого коллекционера. Уолпол не заботился о том, чтобы его книги были в дорогих и красивых переплетах. Однако эти книги выбирались очень тщательно, в соответствии с тематикой его исторических и искусствоведческих изысканий.

Библиотека в Строберри Хилл насчитывала более семи тысяч томов, что по меркам того времени вполне соответствовало стандартному количеству книг в частных коллекциях образованных людей с хорошим достатком. Книги Уолпола размещались в трех комнатах, одна из которых была построена в 1754 г. специально для этой цели. В этой высокой и просторной комнате книжные полки занимали все стены. Там было только одно большое окно с видом на Темзу. Кроме того, книги хранились в специальных шкафах, которые были помечены буквами в алфавитном порядке. В шкафу под буквой «А», например, были собраны биографии и книги именитых авторов; под буквой «В» – книги по искусству и нумизматике; под буквой «Ф» – французская литература и т. д. [1, с. 122]

В библиотеке Уолпола были представлены латинские классики, как, впрочем, и в любой библиотеке просвещенного жителя Европы в ХVIII в., но древнегреческих авторов было гораздо меньше. Многочисленные книжные полки в Строберри Хилл были заполнены большими томами по истории и даже по топографии. На- звания многих книг его библиотеки связаны с исследованиями Уолпола в области истории британской живописи; там было множество альбомов, привезенных из разных стран; гравюры, эстампы, на которых были изображены дворцы, сады, различные процессии и т. п. В этой библиотеке хранилась большая коллекция проповедей, но больше всего было французских книг: рыцарские романы, поэтические сборники и, конечно же, письма. Временами Уолпол аннотировал те книги, которые нравились ему больше всего. Большую часть таких книг составляли биографии.

В жизни Уолпола можно найти немало эпизодов, в которых проявились такие черты характера писателя как доброта и гуманизм. Являясь деистом, Уолпол не очень-то сильно уповал на загробный мир и жизнь после смерти. Он осуждал французских философов за их откровенный атеизм, но даже в своей переписке с духовными сановниками он не выказывал большого интереса к вопросам религии. Уолпол также не питал иллюзий и в отношении человеческого прогресса. Он никогда не разделял веру в усовершенствование мира с помощью военных переворотов.

В 1763 г., когда весь мир оживленно обсуждал создание воздушного шара, Уолпол довольно мрачно прокомментировал это очень перспективное научное изобретение, позволившее людям парить в  небесах, и пришел к пессимистическому выводу: «Мне кажется, что никакое усовершенствование науки и познания не делает этот мир ни на йоту мудрее». [2, с. 310].

Уолпол никогда не был одним из тех «патриотов», которые считали, что свобода может заканчиваться за пределами их собственной родины, и которые вполне допускали, что великий британский народ имеет право порабощать другие народы. Он полностью разделял яростную ненависть и отвращение С. Джонсона к работорговцам.

Из новых друзей Уолпола, окружавших его в последние годы жизни, можно особо выделить двух литера- торов. Один из них, поэт Эдвард Джернингхэм, был другом семьи Конвей. Он родился в 1737 г. и, так же как и Уолпол, был выходцем из норфолкской семьи, хотя и воспитывался в католических традициях. Он получил превосходное образование в Сорбонне, а по возвращении в Англию в 1761 г., объявил о своем обращении в англиканскую веру. В светском обществе Джернингхэм больше всего прославился тем, что хорошо пел, аккомпанируя себе на арфе. Он восхищался поэзией Томаса Грея и старался ему подражать. Историкам литературы не удалось обнаружить ни одного свидетельства того, что эти поэты когда-либо встречались, хотя известно, что Джернингхэм был приятелем друга Грея Нортона Николса.

Другого приятеля Уолпола звали Джордж Хардинг. Он служил юристом и опубликовал несколько памфлетов на литературные темы. После своей женитьбы в 1777 г. Хардинг поселился в Твикенхэме – в доме, который назывался Рэгменс Касл. Он часто встречался с Уолполом и переписывался с ним в течение нескольких лет.

В 1780 г. из Эдинбурга в Лондон приехал молодой литератор, со временем ставший довольно известным историком. Этого шотландца звали Джон Пинкертон и когда он впервые появился в доме Уолпола, ему было двадцать шесть лет. Впоследствии критики обвинили его в том, что он сначала сильно льстил Уолполу, а после смерти своего кумира использовал переписку с ним в своих собственных интересах. В своих литературных оценках, высказанных в письмах к Пинкертону, Уолпол в очередной раз повторил свое восхищение талантом г- жи де Севинье и Вольтера, хотя, как и ранее, он высказал свое несогласие с Вольтером по поводу Шекспира. В этой переписке Уолпол не очень лестно отзывался о сочинениях К.А. Гельвеция и Руссо, зато он с восхищением писал о грациозном стиле Дж. Аддисона .

Кроме Джернингхэма, Хардинга и Пинкертона частыми гостями в Строберри Хилл были представители известного семейства Кембридж, а также братья Дэниэл и Сэмюэл Лайсонз, которые писали труды по топографии и антиквариату. Д. Лайсонз посвятил Уолполу свое самое большое сочинение, которое называлось «Окрестности Лондона». Нужно заметить, что в некоторых случаях Уолпол в мягкой форме отказывался от подобных посвящений.

Еще большего признания современников и уважения Уолпола заслужил его другой знакомый – ирландский писатель Роберт Джефсон, автор пьесы «Браганза», для которой Уолпол написал эпилог. «Браганза» настолько вдохновила Уолпола, что он написал рецензию на эту пьесу в форме трех писем, адресованных автору. Джефсон по-своему отблагодарил Уолпола за его внимание, написав трагедию по мотивам романа «Замок Отранто», которую он назвал «Граф Нарбоннский». Этот спектакль был поставлен в лондонском театре «Ковент Гарден» зимой 1781 г. и к радости Уолпола имел огромный успех.

2 марта 1797 г. один из самых ярких и живых летописцев уходящего века Просвещения тихо скончался. И хотя он не был в большом почете у некоторых авторитетных критиков ХIХ в., например, таких как Т.Б. Маколей или У. Вордсворт, по мнению биографов XX в., Уолпол совсем не был холодным, расчетливым и жестоким. Наоборот, он мог чаще быть необычайно гуманным и великодушным.

 

Список литературы

1.     Lewis W.S. Collector`s Progress // W.S. Lewis. – New York: A.A. Knopf, Inc., 1951. - 254 p.

2.     Walpole H. Selected Letters /Selected and arranged by W. Hadley // H. Walpole. – London, Dent; New York: Dutton, 1959. - 535 р.