Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИРРАЦИОНАЛИЗМ КАК ЧЕРТА ХОРОНОТОПА В ПЬЕСЕ НИНЫ САДУР «ЧУДНАЯ БАБА»

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Литературовед И.С. Скоропанова определяе т творческую манеру Нины Садур ка к «эс ха тологический драматизм» [Скоропанова 2007: 189]. Дейс твите льно, драматургия писа те льницы напо лнена элементами философичности, абсурда, трагизма и глубиной мировидения. Каждая пьеса Н. Садур имеет несколько смыслов и наполнена элементами ассоциативности. Мистика – э то центральна я черта творчества автора. Примечательно, ч то носительницей мис тического, иррационального начала в драматургии Са дур выс тупает  женщина. Та к, в пьесе «Чудная баба» главная героиня Лидия Петровна признается своим сослуживцам в том, ч то после встречи с «полевой бабой» она действительно потеряла уверенность, что мир вокруг нее настоящий: «Даже в детях я сомневаюсь, понимаете? даже они теперь смущают и печалят мое сердце» , – и далее, когда ее пытается поцеловать влюбленны й в нее начальник отдела , она реагирует так: «Меня хоче т поцеловать чучело. Макет, муляж Александра Ивановича… Вы даже меня не сможете уволить, потому, что вас нет, понимаете? » [Са дур 1989: 179]. Конфликт в пьесе развивае тся в социа льной среде, а предметом изображения являю тся взаимоотношения между колле гами по работе. Психо логически иррациональное состояние героев погружает их в мир одиночества и отчуждения. Так жизнь и потусторонний мир существуют в пьесе параллельно, ка к два самостоятельны х мира. Герои сталкиваю тся, пересекаются, и определить, где лю ди, а где муляжи просто невозможно. Для Лидии Пе тровны все умерли, а окружающие существа   – это всего лишь фантомы, копии.

Коллеги разными способами пытаются доказа ть, ч то  они настоящие , но  чем усерднее их попы тки, тем больше они уже сами сомневаются в реальности своего существования. Та ким образом, мистика и бытовая реа льность переплетаю тся  для  того,  ч тобы  указа ть  пограничное  эмоционально -психо логическое  состояние  героини, на ходящейся на грани о тчаяния, о тчуждения и потеряннос ти.

Любопытно, что таинс твенность событий и психо логизм героини напрямую  зависят от пространственно - временных координа т пьесы. Пус тынное поле в первой части пьесы воспринимается как бесконечность, способствующая расширению пространственны х границ, ч то, в свою очередь, приводит к нарушению психологичес кого равновесия персонажа и вызывает появление галлюцинаций. Во второй части события развиваются в за крытом бытовом помещении. Обсуждение экзисте нциальны х вопросов человеческой  сущности не вы хо дят здесь за преде лы кабине тного пространс тва и приводят к нервному срыву героини.

Необ ходимо отметить, ч то в пьесе прослеживае тся напряженнос ть проте кания времени, ко торое влияет на внутренний мир гла вной героини. Ее поиск собственной личности завис ит от временной протяженнос ти собы тий. Лидия Пе тровна не живе т реальным временем, ее жизнь сосредоточена на воспоминаниях из прошлого. Д ля героини время движется от прошло го к настоящему и от прошлого к будущему. Время в пьесе представляет собой единый временной континуум. Например, она заявляе т: «М не все равно. Вы даже уволить меня не сможете, потому что вас нет, понимаете?» [Садур, 1989: 189]. Л идия Петровна воспринимает время и происхо дящее с ней и вокруг нее на грани фантас тики и реальности.

Чтобы отче тливо предста вить временную границу событий, обратим вним ание на грамматическую структуру пьесы. Например, наречия, ко торые использую тся в пьесе, обозначают момент времени:  «Сейчас, когда выяснилось, что вас нет, я скажу вам чистую правду: вы злая, неумная, несчастная, курящая женщина!», «Это доказательство, Лидия Петровна, потому что теперь я не смогу жить» , «Я вчера легла спать, и мне так грустно стало. Так грустно» [Садур, 1989: 186]. Итак, наречия времени в пьесе указы вают на время и характер дейс твия, на сос тояние героев во времени. Э ти с лова символизируют реальность и ирреальнос ть сущес твования временной координации. Кроме наречий, указывающих на время событий, в пьесе присутс твую т глаголы настоящего времени, имеющих то же значение. Например, « Гена. Лидия Петровна, хотите, я сбегаю, куплю чего-нибудь?», «Лидия Петровна (не в силах двинуться с места). Что вы хотите сделать?», «Александр Иванович. Поглядите на меня» и т.д. [Са дур, 1989: 191].

Обратим внимание на временной диапазон в пьесе , ко торый заключае тся в упоминании о времени: «У вас два дня осталось, а чертеж не готов», «Лидия Петровна. Нет. Почему месяц?», «Елена Максимовна. В среду, милочка, в три тридцать! Явка обязательна» и т.д. [Садур, 1989: 199]. Герои пьесы провозглашает с вою зависимость от времени, точнее живу т в ограниченном времени, что свиде тельс твуе т об  ограниченности временной характеристики. Таким образом, концепция сужения времени указывае т на невозможность проживания Лидии Пе тровны в реальном времени. Итак, в пьесе «Чу дная баба» на уровне сознания Лидии Петровны проводится мысль о том, что абс трактное понятие времени напо лняе тся конкретным смыслом, поэтому в попытка х найти с вою реальность героиня ус тремляется в мир хаоса.

Отметим, что иррационализм характеризуе т бессмысленное, совершенно противоречащее здравому смыслу поведение. Яркими грамматическими средствами иррационального являю тся средс тва ка те гории качества, например: «Лидия Петровна. Какая тяжелая, сумасшедшая, дурная баба! Баба (свирепо). Тетенькой зови! Получится ласково» [Садур, 1989: 157]. То есть хара ктерис тика бабы, полученна я от Лидии Пе тровны, контрастирует с неожиданной, противоположной характерис тикой, которую  да ла   сама себе полевая баба. Отсу тс твие логических умозаключений уже свидете льс твуе т об абсурде в пьесе. Например: «Баба. Во припустила-то, во припустила! Я баба-убийца, меня весь мир боится! Меня Америка боится, все, весь мир! Одна ты не боишься, недоразвитая». [Са дур, 1989: 159]. Упо требление средс тв ка тегории о трицания также говорит о наличии иррационального : «Лидия Петровна. Во-первых, ты не баба... ты... я не знаю, кто ты . <…> Баба. Мне без тебя нельзя» [Са дур, 1989: 169]. Упоминание в пьесе неуместны х немецких фраз также абсурдно: «Баба. Открываю тайну. Ахтунг, ахтунг, лиссн ту ми, слушай сюда! Я зло мира! Ура!» [Садур, 1989: 159]. Данное выражение характеризуе т неизбежное и губите льное по ложение проис хо дяще го вокруг. В сознании Лидии Петровны проис ходит смешивание родной речи и иноязычной. Стремительно нарастают труднос ти, непонимание окружающего мира и героиня просто увязает в неизбежности, как будто невидимая с ила тянет ее в пропасть, в мир хаоса.

Таким образом, героиня Нины Садур на хо дится на грани реального и ирреального. Именно она предс тает как воплощение мистическо го и иррационального начала. Героиня как будто выстраивает свою систему пространственно-временных координа т. Лидия Пе тровна подавлена страхом, душе вными муками, обременена заботой и борьбой с внешним миром, а мир, в свою очередь, выставляет ей массу обмана и абсурда. Данная мистификация способствует нарушению пространственно -временны х конструкций, ч то приво дит одновременно к сужению и расширению пространс твенной границы и у казывае т на о граниченность времени.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Са дур Н. Чу дная баба. Пьесы. - М., 1989.

2.           Скоропанова И.С. Русская пос тмодернистс кая литература. - М., 2007.