Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

1    Тезисы подготовлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 14-03-776 «Технологии взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с государством в современной России»


На современном этапе развития межсекторного социального партнерства в России важнейшим шагом со стороны государственной власти по отношению к российскому «третьему сектору» является развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее: СО НКО). Для достижения данной задачи в июле 2015г. Минэкономразвития России подготовило законопроект, который фактически уравнивает российские СО НКО с предприятиями малого и среднего предпринимательства по вопросам гарантий для последующего привлечения кредитов, возможностей субсидирования процентных ставок и т.д. По словам директора Департамента социального развития и инноваций Артема Шадрина, сейчас подобные инструменты есть для малого и среднего бизнеса, но их нет для НКО [2, с.5]. Сегодня СО НКО не могут активно участвовать в оказании услуг населению, поскольку у них нет возможностей поддержки, которые существуют у малого бизнеса. При этом власть считает, что новых структур создавать не нужно: существующие в РФ гарантийные фонды, которые оказывают  поддержку малому бизнесу, получив  дополнительную бюджетную поддержку, смогут помогать и СО НКО. Пока же действующие в России ресурсные центры, которые помогают другим НКО (некоторые  уже более 20 лет), начали активно записывать в «иностранные агенты» - таковы, например, Центр развития некоммерческих организаций, Сибирский центр поддержки общественных инициатив, центр «Грани» [2, с.13]. Причина – западное донорство. В этой связи, закон должен гарантировать таким негосударственным ресурсным центрам  устойчивое развитие в рамках правового поля, в случае если такие центры успешно оказывают поддержку СО НКО. Необходимой мерой законодателя также будет являться статуирование таких «ресурсных центров», регламентация их деятельности на уровне федерального законодательства, указов Президента РФ и нормативных актов Правительства РФ.

Закон об инфраструктуре НКО, как ожидается, вступит в силу в 2016г. Однако, уже сейчас очевидно, что работа над ним требует системного, многоаспектного, рабочего взаимодействия общественности и власти, публичного обсуждения, технологической проработки. Отрадно, что данный законопроект проходит «нулевое» чтение в Общественной палате Российской Федерации. Однако, представляется, что в его обсуждении должны активно и публично участвовать все субъекты Российской Федерации, поскольку региональные и муниципальные чиновники действительно не понимают, зачем нужно поддерживать ресурсные центры НКО, если действует поддержка НКО за счет субсидий Минэкономразвития.

Для того, чтобы изложенные выше нормы наполнились практическим содержанием, необходимо: дать законодательное определение инфраструктуры поддержки СО НКО; уточнить вопрос о том, что входит в состав данной инфраструктуры; законодательно определить статус, функции, полномочия, способы государственной / муниципальной / частной поддержки специализированных организаций – «центров развития НКО».

Законом должно быть предусмотрено включение в состав форм поддержки СО НКО обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки СО НКО, в том числе путем создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки СО НКО, оказания поддержки таким организациям.

Предлагается следующее законодательное определение инфраструктуры поддержки СО НКО: это система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ поддержки СО НКО, региональных программ поддержки СО НКО, муниципальных программ поддержки СО НКО, обеспечивающих условия для создания СО НКО, и для оказания им поддержки.

Исходя из приведенного выше определения, элементами инфраструктуры поддержки НКО должны стать

«центры развития НКО», созданные при поддержке органов государственного / муниципального уровня. Это могут быть ресурсные центры НКО, центры социальных инноваций и т.п.

В вопросах конкретизации функций, полномочий, компетенции таких «узлов» инфраструктуры поддержки НКО Правительство РФ (по инициативе Минэкономразвития России) может оказать организационно- методическое содействие путем разработки соответствующих методических рекомендаций. Данные рекомендации могут быть учтены на региональном и муниципальном уровнях. Чтобы стимулировать органы государственного или муниципального управления к их реализации, Правительство РФ может оказывать в приоритетном порядке финансовую поддержку тем  субъектам  управления, которые запросят финансы «под проект».

Кроме того, обеспечение работоспособности закона об инфраструктуре поддержки СО НКО предполагает развитие региональной нормативно-правовой и организационно-методической базы в области субсидирования СО НКО, оценки их проектов, организации взаимодействия региональной власти с элементами региональной инфраструктуры (фондами и ресурсными центрами поддержки СО НКО).

Как известно, действенным инструментом исполнения законов является регламентация деятельности государственных и муниципальных служащих [1, с.49]. В этой связи, целесообразно во исполнение норм нового закона разработать стандарт инфраструктуры поддержки СО НКО на уровне субъекта РФ. Данный стандарт должен содержать: перечень нормативно-правовых актов на уровне субъекта РФ по вопросам поддержки и стимулирования деятельности СО НКО (региональные законы «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъекте РФ», «О формировании и использовании целевого капитала СО НКО в субъекте РФ», «Об Общественной палате субъекта РФ»); целевую программу субъекта «Развитие социально ориентированных НКО  в субъекте РФ» на  3 года;  реестр СО  НКО субъекта  РФ и порядок  его ведения и пополнения; утвержденный порядок предоставления субсидий СО НКО на конкурсной основе в субъекте РФ; реестр ресурсных центров поддержки СО НКО, утвержденный порядок его ведения и пополнения.

Кроме того, стандарт должен обязывать главу исполнительной власти субъекта РФ нести персональную ответственность за исполнение стандарта относительно создания и совершенствования инфраструктуры поддержки СО НКО в регионе. Для этого предлагается в ежегодном Отчетном докладе Главы субъекта РФ установить следующие обязательные критерии отчетности: количество субсидий, выданных СО НКО из средств регионального бюджета на конкурсной основе; количество элементов инфраструктуры региональной поддержки СО НКО (целевых фондов и ресурсных центров поддержки СО НКО) и параметры их деятельности за год; количество СО НКО в субъекте РФ (зарегистрированных / продолжающих свою уставную деятельность / ликвидировавшихся в текущем году); количество и динамика в текущем году НПО – «иностранных агентов»; основные показатели развития СО НКО в текущем году. Указанные показатели, соответственно, должны быть включены в Программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Вышеперечисленные элементы регионального стандарта являются базовыми, т.е. составляют обязательный минимум для всех субъектов РФ. Вместе с тем, региональное творчество в данной области не только уместно, но и необходимо, поскольку Российская Федерация в области межсекторного взаимодействия представляет собой, по мнению экспертов, «лоскутное одеяло», и на региональном уровне обнаруживаются наиболее интересные, инновационные, творческие методы межсекторного партнерства. Предлагаемый стандарт целесообразно разработать на основе анализа лучших региональных практик субъектов РФ в области поддержки СО НКО (например, Ростовской, Свердловской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского края, где региональная власть  активно и плодотворно взаимодействует с организациями третьего сектора в решении социально значимых проблем). Внедрение данного стандарта в каждом регионе должно осуществляться поэтапно, с параллельным отслеживанием результатов и возможностью корректировки планов.

Такой постепенный, в духе методологии «управления изменениями», путь стандартизации инфраструктуры поддержки СО НКО на уровне российских регионов в условиях национальной государственности представляется наиболее оптимальным.

 

Список литературы

1.      Александрова, Е.С., Петрова, М.И. Проблемы повышения профессионализма муниципальных служащих в современных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-5. С. 48-51.

2.      Ефимова, А.В. Социально ориентированные НКО приравняют к среднему и малому бизнесу [Электронный ресурс] / А.В. Ефимова. – Режим доступа: https://nkozakon.ru/events/ (дата обращения: 25.07.2015).