Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИЛИ МОЛОДЕЖЬ В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Важные тенденции современного общества, констатируемые практически всеми исследователями, работающими в области социологии религии ХХ и начала ХХI веков – секуляризация и интернационализация религиозных конфессий, ограничение сферы действия религии преимущественно религиозной практикой, ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время обращает на себя внимание проявление своего рода контртенденции – «возвращения» религии в светскую жизнь людей, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей, их стремлении настаивать на сохранении уже вступивших в противоречие со светскими религиозных институтов. В России наблюдаются те же тенденции, однако их отличает специфика проявления. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни в конце ХХ века значительно вырос уровень религиозности граждан, в том числе молодежи, увеличивается количество общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин и приходов традиционных для России конфессий значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих на рубеже ХХ–ХХI веков наблюдается некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества. В связи с обозначенными выше процессами для современной России актуальными являются вопросы диалога конфессий, форм сочетания в жизни людей светской и культовой практик, взаимоотношения светских и религиозных общностей в решении наиболее важных и острых социальных проблем. В России в результате многовекового преобладания православия и почти семидесятилетнего господства атеистической идеологии не сформированы традиции терпимого и уважительного отношения к инакомыслию, формы и механизмы сотрудничества верующих и неверующих, представителей различных религиозных конфессий. И государство, и религиозные объединения, и общественные организации сталкиваются сегодня с двумя группами проблем: 1) допустимого влияния конфессиональных общностей на социальные процессы; 2) преодоления противостояния этих общностей как гражданским общностям, так и друг другу. Лидеры различных конфессий проявляют готовность к сотрудничеству с государством, к участию в решении социальных проблем, религиозные объединения проводят в этом направлении большую работу. В то же время в межконфессиональных взаимодействиях пока еще сохраняются больше центробежные, нежели центростремительные тенденции. Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что приверженцы каждой из существующих религиозных систем считают свою веру истинной, и эта позиция во многом определяет их деятельность в культурной и социальной сферах, поддержку или негативное восприятие происходящих процессов. Так, нередко в выступлениях религиозных иерархов, а также ученых и политиков звучит негативная оценка возросшей роли светских форм сознания, объяснение социальных кризисов, катаклизмов и проблем отказом от Бога, утратой религией тотально-регулирующей функции. Исходя из этого поиск путей решения социальных проблем связывается исключительно с возвратом к Богу, усилением роли церкви, расширением влияния религиозного сознания.
Но коль скоро значительная часть социальных и нравственных проблем характерна для жизни и будущего молодежи, важнейшим условием их решения религиозные объединения предлагают активную работу среди молодежи, формы которой разнообразны. Безусловно, подобная работа весьма значима, поскольку она преследует и весьма благородные цели: уберечь молодое поколение от влияния негативных социальных условий и факторов, привлечь его к участию в решении многих важных и злободневных вопросов, в том числе – и проблем самой молодежи. Религиозные общности играют важную роль в реализации государственной молодежной политики, достижении таких целей в работе с молодежью, как противодействие распространению в молодежной среде наркомании, токсикомании и иных зависимостей, преступности и антисоциальных явлений, формирование у молодого поколения высоконравственных идеалов и патриотизма. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание – это одна из областей, где религиозные организации и государство сотрудничают на основании того, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее – не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться. Важной составляющей отношений религиозных общностей с молодежью является взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Их основные аспекты: обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями; предоставление возможности обучать учащихся и студентов религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы; государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями. Возникновение, функционирование, трансформация религиозных общностей в современных условиях не могут быть осмыслены без анализа сущности, функций, методов религиозного образования. Оно является важнейшим «каналом» распространения религиозных взглядов и способов действия, пополнения религиозных объединений молодежью, условием их существования и жизнеспособности, поэтому именно религиозному образованию уделяется такое большое внимание всеми религиозными конфессиями. Можно даже сказать, что от того, насколько будут развиты как собственно религиозное образование, так и его контакты с образованием светским, зависит будущее самой религии. Начиная с последних десятилетий ХХ века в России значительно возросли масштабы религиозного образования, сегодня существуют сотни религиозных учебных заведений – от начального звена до учреждений профессионального образования. Специфика религиозного образования обусловлена особенностями религиозной веры и деятельности, содержанием транслируемых религиозных доктрин и религиозного опыта, высокой степенью стандартизации как знаний и навыков, так и методов их передачи. Характерная черта светского образования – динамизм, обусловленный стремительным увеличением объема информации. Для религиозного образования, напротив, динамизм нехарактерен, поскольку передаваемый в процессе обучения объем информации относительно стабилен. Совокупность принципов и догматов любой религиозной доктрины освящена авторитетом высших сил, человек может лишь разъяснять и истолковывать их для более глубокого усвоения. Важнейшая задача религиозного образования – укрепление в вере. Современное светское образование становится все более специализированным. Ограниченность передаваемой в процессе религиозного обучения информации делает специализацию ненужной. Для светского образования характерно применение инновационных методов, значительную роль в нем играет принцип сомнения. Там, где нет сомнения, не может быть науки, а без нее нет и современного образования. Обучение религии по-прежнему опирается на традиционный метод усвоения пере-даваемой и разъясняемой учителем информации. Применение инноваций в религиозном образовании очень ограничено. Получается, что светское образование предъявляет молодому человеку одни требования, религиозное – другие. Расширение сферы религиозного образования порождает и ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. Важным аспектом данной проблемы является определение места религии в государственной системе образования. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция нарушения конституционного принципа светскости государственной системы образования.

Список литературы
1. Гуляк И.И. Диалог культур: самобытность, глобализация, толерантность// Социально-гуманитарные знания. 2010. №7. С. 196-199.
2. Гуляк И.И. Проблемы формирования этнической толерантности в условиях строительства в России гражданского общества// В сборнике: Формирование духовности в полиэтноконфессиональной студенческой среде 2010. С. 25-29.
3. Гуляк И.И. Ценности и национальные идеи в российском менталитете // Социально-гуманитарные знания. 2009. №12. С. 129-133.
4. Канц Н.А. Единая российская политико-гражданская нация: проблемы формирования // В сборнике: Формирование культуры мира и толерантности в полиэтноконфессиональной молодежной и студенческой среде 2013. С. 44-49.
5. Канц Н.А. К вопросу о формировании единой идентичности российских граждан// В сборнике: Формирование культуры взаимопонимания и толерантности среди молодежи и в полиэтноконфессиональной студенческой среде Гуляк И.И., Гузынин Н.Г. Ставрополь, 2011. С. 33-37.
6. Канц Н.А. Мировоззрение современной молодежи: хаос или надежда?// В сборнике: Русский патриотизм: традиции и современность 2013. С. 27-32.