Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР ГЕНЕЗИСА И ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИИ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Природные системы разных уровней, от планетарного до локального, подчиняются развитию естественных закономерностей и существуют вне и независимо от сознания человека. Однако данные природные системы, их свойства и принципы развития составляют естественно-географическую среду обитания человека и оказывают значительное воздействие на возникновение новых или трансформацию уже существующих социальных образований.

Наличие и функционирование естественно-географической среды обитания индивида и групп людей дают возможность рассматривать её в качестве предпосылки зарождения и эволюции религиозных образов, переживаний, идей и других составляющих элементов религиозного сознания. Обусловленность возникновения составных элементов религиозного сознания взаимодействием индивидов с географической средой не вызывает сомнений. «Географическом энциклопедическом словаре» географические условия существования и обитания индивидов характеризуются как «земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной мере освоенная человеком и вовлечённая в общественное производство» [2, с.50]. Следовательно, традиционная точка зрения на характеристику географической среды состоит в том, что среда трактуется как часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности [1]. Однако, по нашему мнению, географическая среда, играя роль, одного из необходимых условий процесса возникновения религиозного сознания индивидов, включает определённую часть литосферы, гидросферы, атмосферы, органического и неорганического мира, как не подвергшиеся воздействию человека, но составляющие среду его обитания, так и входящие в сферу его производственной активности. Следовательно, эти два аспекта географической среды оказывают большое влияние на генезис и эволюцию религиозного сознания.

Внешняя, «неочеловеченная» природа составляет естественную основу бытия людей. Следовательно, природная среда существования и обитания индивидов, наряду с другими компонентами, представляет фундамент, на основе которого формируется жизненный мир человека как социального субъекта. А.Г. Пырин справедливо отмечает, что понятие «“окружающая среда” позволяет, во-первых, очертить рамки среды обитания людей, и, во-вторых, установить её основные компоненты» [3, с.15].

Основными компонентами природной среды, согласно пространственному критерию, следует считать космическую среду и географическую среду.

Являясь составной частью природной среды, географическая среда представляет земные естественно- природные условия бытия людей. Одновременно сущность космической природной среды может быть выражена в наличии и активности внеземных, то есть расположенных за пределами планеты Земля, природных процессов и явлений.

Существуя в пределах географической среды, человек в частности и социум в целом, подвержены воздействию некоторых явлений и процессов, протекающих в космической природе. Свет и тепло, излучаемые Солнцем, лунные фазы, звуки живой и неживой природы, движение звёзд и некоторые другие космические объекты, процессы и явления в определённой степени оказывали влияние на сознание индивидов, способствуя, в том числе формированию и эволюции религиозных верований и представлений.

Определённые географические условия, наполняющие природное пространство, обладают особой значимостью для человека и, следовательно, для протекания процесса формирования религиозного сознания.

Возникновение религиозных представлений и верований, по нашему мнению, подвержено влиянию на сознание индивидов специфических особенностей уровней неживой и живой природы.

Так, уровень неживой природы, характеризующийся процессами, протекающими в рамках космо- и геосреды, способствует возникновению астральных культов. Отсутствие у человека возможности изменить ход явлений и процессов данного природного уровня, и, следовательно, повлиять на их активность, приводит к формированию сложной системы религиозных образов и многочисленных ритуальных практик. С. А. Токарев, например, пишет: «Сравнительно редко, но всё же бывали случаи, когда североамериканские индейцы приносили

в жертву стихиям и явлениям природы (солнцу, ветру, звездам и т. д.) не только свои вещи, но и людей» [4, с.129].

Солярные и астральные культы, поклонение атмосферным явлениям присутствовали практически во всех архаических религиозных системах и, следовательно, были неотъемлемым компонентом религиозного сознания индивидов.

Уровень живой природы, результаты воздействия которого на индивидов также воплотились в зарождении образов и идей религиозного характера, можно разделить на два подуровня. К первому подуровню, принадлежат явления и процессы, характеризующие специфические условия флоры и фауны того или иного природно- территориального комплекса. Под влиянием особенностей данного подуровня на созерцательную способность человека и его сознательную активность стало возможным появление тотемистических верований, аграрного культа, отдельных образов и идей, в дальнейшем вошедших составной частью во многие религиозные системы.

Второй подуровень живой природы представлен процессами, протекающими в организме человека, его естественными потребностями и психическими особенностями.

Итак, вышеназванные уровни и их составляющие обладают активной позицией в отношении зарождения и систематизации религиозных верований и сопровождающих их культовых практик. Природная среда, включающая космо- и геосреду, может быть логически расчленена на различные элементы, каждый из которых определенным образом участвует в процессе формирования религиозного сознания.  Также необходимо учитывать, что природные условия оказывают воздействие на человека не всей своей безграничной мощью, а определённой её частью, зачастую пространственно ограниченной и непосредственно связанной с его жизненным миром. Однако, на наш взгляд, очерчивая пространственные рамки окружающей индивидов среды обитания, не следует ограничивать её чувственно-предметной областью, то есть, находящейся под непосредственным контролем человека. В данные рамки правомерно включать и определённые космические явления.

Процесс выделения человека из природы и постепенное осознание им своего места в окружающем мире протекал одновременно и во взаимосвязи с процессом зарождения религии и её определяющего структурного элемента – религиозного сознания. Наделение душой и обожествление феноменов окружающей индивидов природной среды, «население» гор, лесов, водоёмов и других ландшафтных объектов духами и божествами, представляло собой доминанту сознания народов доцивилизованного общества.

В более поздние исторические периоды влияние природных систем на процесс формирования религиозного сознания продолжало сохраняться. Однако воздействие на генезис отдельных элементов религиозного сознания природных систем во многом ослабло в связи с постепенно возрастающим значением социальных факторов.

Кроме того, природные системы с наибольшей интенсивностью оказывали влияние на формирование религиозного сознания в период существования присваивающего хозяйства, в условиях которого человеческий коллектив занимал «пассивное» положение по отношению к природным системам. Влияние природных систем, неподконтрольных хозяйственной деятельности человека, становилось уже не столь заметно, как в более ранний период. Естественно-географические условия с течением времени всё более вовлекались в сферу жизнедеятельности социума. Иными словами, в цивилизационный период процесс формирования и эволюции религиозного сознания приобретает черты социального и протекает при доминировании социальных факторов.

 

Список литературы

1.      Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982; Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: Знание, 1998. 334 с.

2.      Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников М.: Сов.энцикл. 1988. 431 с.

3.      Пырин А.Г. Природная среда (социально-философский анализ). М., 2004. 164 с.

4.      Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. 575 с.