Новости
14.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
13.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
13.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.
В статье раскрывается понятие «телесность» и прослеживается трансформацию его понимания в современном информационном обществе. Автор в своей работе акцентирует внимание на проблеме интеграции тела и технических средств, образующих новое пространство «информационной телесности» в современном обществе. Рассматривая понятия «телесность» и «тело», автор анализирует динамику развития информационного общества и выявляет ценностные ориентиры и нормы, которые позволят сохранить сущность человека в условиях трансформации этого общества. Ключевые слова и фразы: тело; телесность; тело-машина; информационное общество; современный человек.
Тело, пустое тело, брошенное современным информационном обществом в никуда и превращенное в ничто, растоптанное и забытое. Тело перед голубым экраном монитора, тело, согнувшееся в тяжелом труде, тело, находящееся на операционном столе, тело, совершающее физическое усилие. Все это есть, но в скором времени приобретет лишь образ, станет мифом, который бесследно исчезнет, растворится в экстазе коммуникаций. Естественные физиологические процессы отставлены в сторону, человек задействует лишь зрительный и неврологические процессы функционирования головного мозга, мы идем по пути упрощения и вырождения естественных потребностей, превращаемся в суррогаты реального, приобретая статус иррационального в мире реальности. Объекты реального мира приобретают статус забытых, заброшенных сущностей мира, который, в свою очередь, превращается в самодостаточную субстанцию. Человек сознательно отторгает себя от двухмерного пространства в четырехмерное, превращаясь в коннотацию существа реального, в существо, подобное рептилии, которое сбрасывает с себя омертвевшую кожу; так и человек сбрасывает с себя бремя тела, воспринимая его как ненужную ношу, превращая его в лишнюю цепочку времени экстаза коммуникации. «[…]горизонт запрограммированной реальности, в котором все нашли физиологические и социальные функции (память, аффект, интеллект, сексуальность, работа) постепенно становится бесполезным. По ту сторону конца, в эре трансполитического, трансэстетического или транссексуального все наши машины желания сначала станут крошечными механизмами спектакля, а потом превратятся в машины целибата» 7.
В частности, тело становится рудиментом, от которого, сам не осознавая того, пытается избавится современная личность, всецело передавая власть над собой четырехмерному виртуальному пространству. «[…]телесность сама по себе лишена пола. Но она получает гендерность культурогенно через ритуал»8. Но что такое ритуал в понимании современной информационной личности и общества в целом? Ритуал есть периферия, миф забытья и показатель исчезновения культуры в современном обществе, ритуал утратил свою целостность и место центра культуры, он растворяется в собственном значении и предстает лишь отголоском прошлого с исчезнувшей формой и невнятным смыслом. Центр культуры ныне есть повседневность и заурядность современной личности, которую следует рассмотреть в философско-антропологическом аспекте. Тем самым ансамбль тел утрачивает гендерный признак и вообще всякие отличительные черты, тело-знак, тело-символ, но никогда более не живое по-настоящему бытийствующее тело. Тело превращается в манекен, тело-манекен.
«[…]продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они оказывают, перестает быть просто рекламой; оно превращается в образ жизни»9. Образ жизни современного тела – это забота о фигуре, удовлетворение сексуальной потребности, которая зачастую выражается в извращенных формах, fast food, который тоннами современное тело поглощает, переваривает и отторгает. Тело практически весь период рабочего времени проводит перед экраном монитора, изредка может произойти встряска в спортивном зале, от которой тело испытывает лишь больший шок и вред вследствие отсутствия определенного режима тренировок. Повсюду перерабатывают утерянное тело, индивид пытается вернуть гармонию, получить единение и слияние своего сознания со своим телом, но ритм жизни отторгает его от познания себя, ему просто некогда этим заниматься, экстаз взволновал людей, коммуникации захлестнули мир.
«[…]других я познаю всегда в качестве тел. Другой - это тело, потому что только тело и есть другой. У него такой-то нос, цвет кожи, родинка, рост, ямочка, покалывание в сердце. Он столько-то весит. От него исходит такой-то запах. Почему это тело таково, почему у него именно эти признаки, а не какие-то другие?[…] Неистощимый corpus признаков тела» 10, - пишет Жан-Люк Нанси, но кто, как не личность в своей самости может познать свое тело лучше, чем тело другого? Автор в своей статье принимает другую координату отсчета отношения тело-человек, индивид-тело. Личность является носителем своего индивидуального тела, тела, данного на век, приходя с ним в мир, оно с ним же и растворяется, существует, переносит болезни, испытывает чувства удовольствия и боли, созерцает в непосредственной близости все раны и кровоподтеки. Личность пишет историю своего тела, непосредственно сосуществуя с ним; один из главных аргументов - человек видит и чувствует, как его тело стареет. «Сorpus ego» 11, следовательно, безоговорочно достоверен лишь для самого себя. Но следует сделать поправку: достоверен лишь для самого себя, но в естественных природных условиях, современный мир техники и технических средств диктует свои правила игры, с которыми бороться в одиночку человеку становится все труднее.
Техника создает новое тело: тело-бесчувственное; тело-флегматичное; тело-манекен. Техника создает совершенно новое социальное пространство, техническими изобретениями заполоняя все вокруг: улицы, офисы, квартиры, учебные заведения и т.д., она создает собственную телесность - телесно-технический мир. Есть опасение, что такой мир в будущем будет существовать, лишь как собственная самость - технический мир без единого оператора с живым сердцем. Но пока существуют живые личности в этом современном социальном пространстве, они выполняют функции объектов, подключаемых к техническому миру, техника будто бы сливает личность и ее тело с собой, превращаясь в самостоятельную техническую систему. Вседозволенность и произвол рождает извращенное сознание, современные дети с самого детства отчуждают свое тело в угоду техническим средствам, в результате мы получаем совершенно новое поколение техно-людей с бестелесным существом. Так называемая свобода в современном мире больше похожа не на становление современного мира в себе вместе со всеми индивидами, а на падение в пропасть или возврат к первобытным потребностям зрелищ.

 

7 Бодрийяр, Ж. В тени тысячелетия или Приостановка года 2000 [Электронный ресурс]. URL : http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=174960.
8 Чеснов, Я.В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание. М.:ИФ РАН, 2007. C. 16.
9 Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 26.
10 Нанси Ж-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. С. 55.
11 Там же.

Сексуальность, в контексте нашей статьи, является для нас наиболее интересным показателем, через который можно показать отношение тела и человека и раскрыть современные социальные проблемы общества. «[…]слишком велика близость всего и вся, грязная неупорядоченность связей всего, что касается, облекает и пронзает без сопротивления — но без ауры приватной защиты, нет даже собственного тела, чтобы защищать его»12. Сексуальность и полигамность мужчины в любое историческое время воспринималась как естественное явление, но женская сексуальность впервые подверглась исследованию лишь в трудах Фрейда13. Современное общество диктует культуру красоты и физической гигиены, но полноценно, не выходя за рамки дозволенного, индивиду трудно выполнять требования своего времени, вследствие чего он означивает свое тело как знак. Индустрия для этого предлагает ему недорогую стильную одежду, услуги салонов красоты и т.п. Но, главное, она продуцирует рекламу, которую в действительности и потребляет человек: не одежа или хороший крем является целью, и даже не потребление бренда, потребление тренда - новая концепция современного индивида. Тело выставлено напоказ в образе сексуальных певиц, актрис, секретарш или простых прохожих, все они превращают свое тело в тело-товар. Если направить суждение в область эстетического удовольствия, то тело превращается в искусство, но в действительности, пытаясь казаться таковым, тело оказывается шрамом телесности человека, излишней наготой, приводящей к развращению нравов. Тело и человек превращаются в товар сексуального назначения, и чем более дорогие бренды касаются плеч, струятся по ногам, украшают волосы, тем дороже цена, но никак не ценнее содержание. Никакой работы мысли, только потребление является самоцелью современного индивида. Общество потребления существует на западе уже около ста лет, нам тяжело критически взглянуть на это общество, т.к. мы сами являемся его частью, нам сложно выйти за рамки системы. Но автор в этой статье пытается отыскать и проанализировать ориентиры и ценности, которые не дадут погибнуть современному индивиду и спасут его тело, потеря которого приведет к концу человека и человечества.
«Мозг - только материальный орган, с помощью которого личность осуществляется в органическом теле человека, превращая это тело в послушное, легко управляемое орудие, инструмент своей (а не мозга) жизнедеятельности»14. Однако, мозг человека в своем штурме индустриальной цивилизации приводит человечество к новому витку экологических, экономических и социальных проблем. Человечество пришло к информационному обществу, характеризующемуся огромной скоростью передачи данных, огромным количеством информации, новейшими гаджетами, изощрѐнными военными изобретениями, способными уничтожить целый континент и т.п. Только, в этой погоне за информацией человеческое тело было забыто.
Тело первым берет на себя грехи современного общества: съедаемое раковыми опухолями, с синдромом врожденных заболеваний, измождѐнное, усталое , страдающее от плохой экологии, испещрѐнное воспаленными нервными окончаниями, слабое, безжизненное. Таково тело современного индивида, а, по сути, и вся телесность современного общества. Тело, безусловно, не может ограничиваться лишь каркасом тканей и костей единственного индивида; в морфологию тела включены все «органы», созданные человечеством на данном этапе становления общества: компьютеры, машины, военная техника и проч., создающие определенную телесность своего времени. «Индивидуум есть сын своего народа, своего мира, и он лишь проявляет субстанциональность последнего в своей собственной форме[…]»15. Телесность современного общества имеет собственные признаки и тенденции в отличие от прежних исторических эпох. Современный индивид выступает в роли своеобразного прозектора собственного бытия, он словно расчленяет себя изнутри, не прислушиваясь к своему сознанию, разрушая миф о единстве тела, сознания и души человека. Анатомия человеческого тела в своем становлении испытывает кардинальные изменения. Разрушив ауру приватности, обнажив и выставив его напоказ, индивид будто осознано разрушает свое сознание, извлекая его из собственного нутра, он отдает его на растерзание общества. Символизм нерасторжимости жизни и смерти, удовольствия и боли, единства и множества пропадает из сознания людей, формирование новой парадигмы мышления нельзя назвать иначе, как телесность-машина.


 12 Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации. [Электронный ресурс] URL: http://ivanem.chat.ru/extaz.htm.
13 Михель Д.В. По направлению к Фрейду: интеллектуальная и культурная предыстория психоанализа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Философия. Филология. 2007. № 1. С. 34.
14 Ильенков, Э.В. Что же такое личность? // Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 14.
15 Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука,1993. С. 105.

Необходимо задать себе вопрос: что же послужило причиной такого понимания и чувства тела современным индивидом помимо технических достижений и всего, что было сказано выше? В XV- XVI веках в Европе существовало множество анатомических театров, где происходили уроки знания, которым обладала власть над мертвым телом. Зрелище собирало множество людей, которые наблюдали за расчленением трупа и слушали комментарии уважаемого ученого анатома. В свою очередь, работа хирургов в этих анатомических классах в эпоху, незнакомую с анестезией, казалась чем-то грязным и недостойным. Гораздо позже, с начала XVII века, профессия хирурга становится признанной и почетной16. По мнению автора, это специфическое ощущение тела как машины возникает вследствие повсеместной анестезии реальности - комфортного способа бытия современной действительности. Человек уже не испытывает проблем в добывании пищи, нет необходимости изготовлять самому одежду, изобретать средства передвижения и т.д. Вокруг нас комфортабельные торговые центры, которые предлагают любой необходимый товар, от предметов гигиены до транспортных средств. Электричество и горячая вода подаются от касания переключателя. Зона комфорта современного человека выросла в сотни раз, по сравнению с человеком прошлого, всемирная телесность находится в определенном вакууме комфорта, выход из которого уже кажется абсолютно нерациональным и совершенно не необходимым.
В «век героев», описанный Г.В.Ф. Гегелем, герои сами мастерят себе орудия труда и войны, испытывая при этом в результате появления конечного предмета чувство глубокого удовлетворения и гордости, они потребляют простую пищу мед, молоко, вино и т.д. 17 Для нас эти настоящие живые люди кажутся абсурдными, современный человек и его тело сливается с информацией, переплавляется и переваривается вместе с ней, в результате чего мы сталкиваемся с новым пространством телесности современного общества - с информационной телесностью, ядром которой является человек-машина. Индивид, отторгая себя настоящего и живого, т.е. отторгая собственное тело, осознанно теряет его в результате стремления к комфорту и спокойствию. Вызывает опасение изобретение определенного искусственного каркаса тела человека, который будет осуществлять первичные физиологические функции. Думается, что данная идея будет встречена лишь с большим восторгом обществом комфорта, ведь чем меньше тело совершает естественных движений, тем спокойнее его обладателю, т.к. человек уже давно разделил свое тело и сознание.
Что мы можем противопоставить такой тенденции? Автор приводит высказывание великого классика немецкой философской мысли, чтобы экстраполировать ее на проблемы современной действительности: «теоретический и практический разум должен быть опосредован третьей «способностью», которая осуществляет «переход» из царства природы в царство свободы и соединяет низменные и возвышенные способности, желание и знание» 18. Эта способность суждения, а, именно, в нашем случае, это способность осознания своего собственного положения, даже возможность интеллектуального усилия осознания своего положения в обществе и каждого его члена. Раз мы не можем выйти из пределов общества информации, то необходимо наладить коммуникацию внутри этого общества, но не виртуальную, а реальную. Необходимо создание определенного регламента нормативно-ценностных установок информационного общества, как пользования сетью Интернет, так и вопросами безопасности и свобод. В результате работы над этими вопросами человек непосредственно сможет преобразовать абсолютную телесность своего времени. Для создания теоретической базы необходимое значение должно уделяться философскому осмыслению телесности, общества информации, современной личности, новейшего социального пространства сети Интернет. Далее проработанная философская теория необходимо-должна вылиться в политические, экономические, социальные реформы, которые возведут человека, настоящего, живого, со здоровым телом и разумом к вершинам человеческого существа.


16 Михель, Д.В. Власть, знание и мертвое тело. Историко-антропологический анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности // Логос. М., 2003. № 4-5 (39). С. 163-173.
17 Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. Т. I. СПб.: Наука, 2007. 623 с.
18 Кант, И. Критика способности суждения. Введение,III// Кант И. Соч. в 6 тт.,т.5.М.,1966.-177 с.


Список литературы
1. Бодрийяр, Ж. В тени тысячелетия или Приостановка года 2000 [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - Режим доступа : http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=174960.
2. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; Пер.с фр.С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
3. Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр; пер. Михель Д.В. - Режим доступа : http://ivanem.chat.ru/extaz.htm.
4. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Гегель Г.В.Ф. - Кн. 1. - СПб.: Наука,1993. - 352 с.
5. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. Т. I. / Гегель Г.В.Ф. – 2-е изд., стер.– СПб.: Наука, 2007. – 623 с.
6. Ильенков, Э.В. Что же такое личность? / Э.В. Ильенков; Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.
7. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант – Соч. в 6 т. - Т. 5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.
8. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества/ Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 526 с.
9. Михель Д.В. По направлению к Фрейду: интеллектуальная и культурная предыстория психоанализа / Д.В. Михель // Вестник Самарской гуманитарной академии. Философия. Филология. - 2007. - № 1. - С. 18-41.
10. Михель, Д.В. Власть, знание и мертвое тело. Историко-антропологический анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности / Д.В. Михель // Логос. - М., 2003. - № 4-5 (39). - С. 163-173.
11. Нанси Ж-Л. Corpus / Ж-Л. Нанси; сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской. - М.: Ad Marginem, 1999. - 255 с.
12. Чеснов, Я.В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание [Текст] /Я.В Чеснов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2007. - 213 с.