Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

В последнее время мир стремительно движется к информационному обществу, в котором жизнь людей, как неудивительно, все больше зависит от информации. В таких условиях нам стоит задуматься о пересмотре традиционных методов и подходов проведения эмпирических социологических исследований. До появления Интернета компьютеры использовались исследователями в научной деятельности. Например, для внесения данных опроса с бумажных носителей и последующей их обработки в специализированных программах. Но с появлением Всемирной сети, компьютер стал не просто вспомогательным инструментом, а необходимым атрибутом современного исследователя.

Технологии не стоят на месте. И как меняется общество, так и меняются методы сбора информации: от почтовых опросов к личным интервью, от интервью к телефонным опросам, от телефонных – к веб-опросам посредством компьютеров, ноутбуков или же мобильных устройств.

На сегодняшний день мобильные технологии признаны наиболее быстрорастущими: мобильный телефон является самым популярным персональным устройством, и по всему миру насчитывается около шести миллиардов телефонов, находящихся в пользовании [6]. Данные изменения, в совокупности с невероятно быстрым ростом смартфонов, имеющих доступ в Интернет (Wi-Fi и мобильный широкополосный доступ), означают, что в течение нескольких последующих лет мобильный телефон станет доминирующей платформой для доступа в Интернет. Для ученых-социологов это означает возможность проведения онлайн-исследований посредством мобильных телефонов.

Как и у других традиционных методов сбора информации у мобильных веб-опросов есть свои преимущества и свои ограничения.

Основным достоинством веб-опросов, проводимых на мобильных телефонах, является возможность построить случайную выборку пользователей мобильного Интернета, используя в качестве основы выборки телефонные номера [2]. Основной проблемой составления основы выборки в Интернете является отсутствие уникальных, полных и неповторяющихся идентификаторов пользователей Сети [1]. В мобильных веб-опросах появляется возможность использовать номера мобильных телефонов в качестве основы выборки для отбора респондентов методом случайного генерирования телефонных номеров (randomdigitdialing). В данном случае, если в качестве генеральной совокупности представлять пользователей мобильных телефонов, метод имеет ошибку охвата. Однако в случае сужения аудитории до пользователей мобильного Интернета решается как проблема охвата, так и проблема отбора.

Другим преимуществом мобильных веб-опросов является возможность уменьшения ошибки неответов. На фоне всего этого повышается интерес к мобильным веб-опросам, ведь появляется возможность увеличения доли, участвующих в веб-исследованиях за счет вовлечения определенных социально-демографических групп, которые имеют возможность заполнить анкету на мобильном устройстве (например, молодые респонденты, более мобильные группы и т. п.).

В качестве третьего преимущества можно отметить возможность сбора этнографических данных и получения их в режиме реального времени. Растёт интерес к мобильным веб-опросам как к возможности сбора дневниковой информации, данных о ежедневных покупках или получения фото- или видеоотчёта об определенных биографических событиях респондента со стороны научных институтов и компаний [8].

В то же время основными ограничениями мобильных веб-опросов являются ошибки охвата и измерения. Несмотря на рост проникновения мобильного Интернета, он отстает от проникновения фиксированного Интернета [5]. Люди предпочитают воспользоваться компьютером, мышкой, клавиатурой и более высокой скоростью соединения, если деятельность требует больше усилий и времени, чем написание коротких сообщений. Кроме этого, мобильный телефон как техническое устройство имеет небольшой размер экрана и ограниченную функциональность, что опять же оказывается неудобным для респондента и может негативно повлиять на его ответы.

Стоит также добавить, что программирование онлайн-анкеты для мобильного телефона является более сложной задачей по сравнению с задачей разработки онлайн-анкеты, предполагающей заполнение на персональном компьютере или ноутбуке. Причина в большем разнообразии операционных систем. Если в компьютерной индустрии можно выделить две основные операционные системы (Windows and MacOS) и пять веб-браузеров (Internet Explorer, Firefox, Google Chrome, Safari и Opera), то в области мобильных технологий разнообразие увеличивается. В качестве мобильных операционных систем можно перечислить Android, Applei OS, Blackberry, Windows Mobile, Windows Phone 7, Symbian, Mee Go и др. Как видно, разработка программного обеспечения под определенную операционную систему довольно сложный и в некоторых случаях совершенно неоправданный процесс. В этом, на наш взгляд, кроются основные недостатки мобильных устройств при проведении социологических исследований.

Если же типологизировать мобильные веб-опросы, их можно разделить на те, которые заполняются через мобильное приложение, и те, которые заполняются в мобильном браузере без использования приложения.

Как было сказано выше разработка онлайн-опросов для мобильных телефонов достаточно трудоемкий процесс. Однако аспирант социологического факультета Саратовского государственного университета Фомин А.А. в рамках своего дипломного проекта разработал приложение, помогающее в проведении социологических исследованиях. Кроме этого, он отмечал, что данная форма может быть использована не только для опросов, но и в образовательных целях, например, для создания тестов.

Мы все неоднократно слышим о том, что живем в эпоху цифровых технологий, поэтому неудивительно, что большинство наших действий осуществляется с помощью смартфонов. В связи с этим и проведение социологических исследований неразрывно связанно с мобильными технологиями в медицинской сфере.

С общим развитием технологий развивается и медицина. Это позволили кардинально изменить не только медицинскую отрасль, но и подходы к диагностике, лечению, фундаментальные правила заботы человека о своем здоровье. В результате возникло направление мобильной медицины – mHealth, которое на сегодня является одним из самых быстрорастущих на рынке.

Под mHealth понимают услуги, сервисы, программы, мероприятия и иные действия в области медицины и здравоохранения, при реализации которых используются мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты) и различные технологии беспроводной связи. В широком смысле, mHealth – использование мобильных технологий для медицинских услуг и информации в области здравоохранения [3]. Движущей силой mHealth выступает популярность мобильных устройств с операционными системами – смартфонов и планшетов, а вслед за ней бурно развивающийся рынок приложений.

По данным исследовательской фирмы reserarch2guidance, в настоящее время в крупных магазинах приложений насчитывается около 97000 программ для мобильного здравоохранения, из которых 42% придерживаются платной бизнес-модели. Приложения все чаще переходят на «облака» - благодаря этому можно успешно синхронизировать различные загрузки, объединять их с медицинскими приборами. Собирая данные различных приложений в одном месте (карта приложений), можно провести комплексное обследование. Среди наиболее известных решений в этой области Google Health – интернет-сервис для ведения персональных электронных медицинских карт. Также компания Apple создала открытую платформу для сбора данных при проведении медицинских исследований — ResearchKit. Платформа должна упростить и повысить эффективность сбора информации, а также помочь подобрать пациентов для участия в широкомасштабных исследованиях. Всем известно, что многие исследования тормозятся именно из-за отсутствия добровольцев. А платформа ResearchKit дает возможность пользователям iPhone поучаствовать в исследованиях вне зависимости от места проживания. Суть заключается в том, что добровольцы могут, к примеру, выполнять различные задания и заполнять анкеты через iPhone. Плюс, ResearchKit позволяет ученым запрашивать согласие пациентов на участие в интерактивном режиме. Пользователи сами выбирают, в каких исследованиях они хотят участвовать и какие данные хотят передавать [4].

Одними из самых интересных и необходимых направлений тематических развитий технологии для социологии являются:

·    Приложения для самодиагностики,       предоставляющие       ведение        учета       состояния       здоровья в разных аспектах.

· Quantified Self (или приложения  для персональной аналитики, которые позволяют собирать и анализировать измерения себя и своей активности).

Первая группа диагностических приложений, например, такие как Lark, Fitbit, Jawbone`s Up, LoveMySkin, Zyrtec AllergyCast, uHear, позволяющие контролировать состояние организма и оставаться в хорошей форме. Наиболее интересным приложением из этой группы является – Moo-Q, оценивающее настроение и мозговую активность человека. С помощью приложения человек сможет понять, в какое время суток ему лучше выполнять сложные задания, позволяет предупредить об изменениях в мозге, происходящих со временем, в памяти и скорости обработки информации. В  целом, по  мнению создателей, можно  говорить о  прямой связи между настроением человека и его мозговой активностью. Новое приложение сумеет ответить на вопрос, лучше ли работает мозг, когда человек находится в приподнятом настроении, или плохое настроение заставляет лучше думать. Пока Moo-Q доступно только в App Store. Также вызывают интерес такие приложения как Misfit Beddit Sleep System и Project Evo, помогающие отслеживать параметры сна и психическое состояние человека [7].

Наиболее занимательным представителем второй категории является приложение – Reporter. Данное приложение задаёт в течение дня вопросы из заданного списка. Каждому можно назначить разный тип ответов от «Да/Нет» до локации. Через несколько дней результаты складываются в отчет. Вместе с вопросами, в него добавляется количество пройденных шагов, добавленных фотографий, погода, локация и громкость вокруг. Вся полученная информация представляется в виде графиков, диаграмм и списком. Вся информация хранится локально, в устройстве.

На данный момент рынок мобильных  приложений  включает в себя  многие программы, связанные с медициной. И с каждым годом появляется все больше интересных и усовершенствованных. Как говорилось раннее, медицина и социология тесно связаны. Для проведения качественного социологического исследования очень важно применять имеющиеся современные технологии из медицинской области. Однако, стоит также отметить что, несмотря на популярность онлайн-опросов в целом, приложений, осуществляющих сбор информации на мобильных устройствах, катастрофически мало. Поэтому, на наш взгляд, данное направление стоит развивать.

 

Список литературы

1.      Fricker S., Galesic M., Tourangeau R., Yan T. An Experimental Comparison of Web and Telephone Surveys//Public Opinion Quarterly. 2005. Vol. 69.     № 3 — P. 370–392

2.      Fuchs M., Busse B. The coverage Bias of Mobile Web Surveys across European Countries//International Journal of Internet Science. 2009. Vol. 4.  № 1 — P. 21–33

3.      Singatulin R., Ablyazov K. Personal Accompanying Remote Noninvasite Medical System / International Journal of Advances in Computer Science and Its Applications. Volume 5: Issue 1. 2015. P. 34-36.

4.      Apple: медицинские исследования теперь будут другими. [Электронный ресурс] – URL: https://mhealthrussian.wordpress.com/2015/03/13/researchkit/ (Дата обращения 22.10.2015)

5.      Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия / Телескоп. 2000. №4.

6.      Мобильный банкинг в РФ: прогнозы рынка, поведение пользователей, рейтинг приложений [Электронный ресурс] – URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/mobilnyy-banking-v-rf-prognozy-rynka-povedenie- polzovateley-reyting-prilojeniy-20150525095123 (Дата обращения 17.10.2015)

7.      Приложение поможет в диагностике психических расстройств. [Электронный ресурс] – URL: http://www.meddaily.ru/article/19Mar2015/project_evo (Дата обращения 23.10.2015)

8.      Филиппова Т.В. Интернет-технологии в социологическом исследовании [Электронный ресурс] – URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b2d90b1a092710c2c32569b0002e2d1b (Дата обращения: 17.10.2015)