Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2017г.

В данной работе исследуется специфика управления профессиональным образованием как социально-экономической системой. Сконструирован управленческий контур, связывающий между собой качество образования, профессиональную компетентность и конкурентоспособность специалиста. Доказана неразрывная взаимосвязь между качеством образования и последующую конкурентоспособность специалиста.

Ключевые слова: качество образования, управление, социально-экономические системы.

Рассмотрим специфику профессионального образования и его качества [3 – 8]. Для каждого типа профессионального учебного заведения характерным обстоятельством является, что центр системы обучения занимает сама профессия –– соответствующее занятие или ремесло, которое и служит предметом обучения. Тем самым профессиональное учебное заведение устанавливает основной своей целью выпуск специалистов, которые способны осуществлять качественное производство продуктов соответствующей профессии. Следовательно, основным показателем качества профессионального образования в современный период является способность выпускников профессионального учебного заведения производить продукты (в том числе и интеллектуальные) высокого качества, в соответствии с требованиями международных стандартов качества.

Таким образом, отличия профессионального образования от других видов образования проявляются в структуре и организации его предмета, специфических деятельностных характеристиках, обусловленных принципиально различными представителями профессионально-квалифицированных групп профессий. Главной целью профессионального образования является качественная подготовка высококвалифици- рованного работника, специалиста требуемого уровня и профиля, который будет конкурентоспособен на рынке труда, компетентен, ответственен, свободно владеть своей профессией и ориентироваться в соседних профессиональных областях, способен выполнять эффективную работу по специальности на уровне мировых стандартов качества, готов к постоянному профессиональному росту, отличаться профессиональной и социальной маневренностью. Решая узловые проблемы качества профессионального образования в реформенный период, необходимо для каждого региона учитывать его национальные особенности, его глубинные культурные, научные, религиозные, жизненные традиции которые складывались в течение многих веков. Необходимо учесть, что на качество профессионального образования в регионе оказывает существенное влияние природный фактор, а также степень развития производственной сферы, зависящей от имеющихся природных ресурсов. Поэтому проблемы качества отечественного профессионального образования, по нашему мнению, необходимо решать не руководствуясь зарубежными образцами, а на основе отечественного интеллекта и природно-социальной специфики региона. Именно в современных условиях резкого изменения общественных отношений, влекущих изменение структуры отечественного профессионального образования, необходимо сберегать и развивать самобытные нацио- нальные качества, иметь собственное целостное, всестороннее и полное осмысление проходящего процесса.

В современный переходный период развития профессионального образования все больший размах и актуальность приобретают проблемы получения качественного высшего профессионального образования в связи с ростом темпа обновления научно-технической информации, напрямую влияющего на усложнение производственных процессов, увеличивающее интеллектуальную насыщенность трудовой деятельности. Следовательно, проблемы получения качественного высшего профессионального образования, как уже отмечалось, сводятся к задаче постоянного профессионального совершенствования, обновления существующего трудового опыта, получения новых знаний, умений и навыков, и, в конечном итоге, –– к задаче непрерывного профессионального образования, к профессиональному образованию через всю жизнь. В тоже время, отечественная система профессионального образования в современный период смены общественных отношений переживает тяжелейший кризис, негативно отражающийся на его качестве и способности выполнять свои социальные функции. Только исключительная самоотверженность и преданность своему делу отечественных ученых и работников образования сохранила систему профессионального образования от окончательного разрушения и поддерживает потенциал академической и вузовской науки. Тем не менее, резкое снижение государственного финансирования приоритетных направлений научных исследований в настоящее время приводит к потере отечественным профессиональным образованием передовых позиций в мировой образовательной системе. Тяжелейший кризис отечественного профессионального образования проявляется в том, что [2]: содержание профессионального образования не соответствует современному уровню развития знаний; наблюдается разрыв между содержанием образования и действительными образовательными требованиями обучаемых и развивающимися общественными нуждами; продолжает углубляться социальное неравенство в сфере профессионального образования; растет дисбаланс между сферой профессионального образования и рынком труда, неспособностью адаптации профессионального образования к новым условиям профессиональной деятельности; постоянно увеличивается разрыв между информационными потребностями общества и методами доступа к информации. В современный период отечественное профессиональное образование фактически поставлено государством, устранившимся от решения его проблем, в условия самостоятельного решения своих проблем и автономный поиск путей выхода из кризиса. Резкий спад производства ставит на повестку дня проблему социальной защиты работников профессионального образования. В результате снижения государственного финансирования отечественного высшего профессионального образования наблюдается резкое сокращения численности вузовских ученых, порождающее «утечку мозгов» за рубеж и дальнейшее ослабление отечественной вузовской науки. Возрастает значение системы отечественного профессионального образования для повышения конкурентоспособности выпускников вузов. Конкурен- тоспособность специалиста напрямую зависит от качества полученного им профессионального образования, которое призвано обеспечивать необходимый уровень его профессиональной компетентности (от лат. kompetens –– надлежащий, способный). В свою очередь, профессиональная компетентность является качественной характеристикой человека, которую он приобретает в процессе профессионального обучения.

Тем самым, можно выстроить следующий логический контур, характеризующий узловые элементы качества профессионального образования и его основную направленность в современных социально- экономических условиях перехода к рыночной экономике, как оно регламентируется современными российскими реформаторами (см. рисунок).


Указанный логический контур означает, что в условиях рыночной экономики качество профессионального образования направлено на формирования надлежащего уровня профессиональной компетентности, от которого напрямую зависит конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Конкурентоспособность специалиста, в свою очередь, оказывает существенное влияние на качество профессионального образования, формулируя требования рынка труда к профессиональной  подготовке специалистов. Указанная схема показывает регулирование качества профессионального образования «экономического   человека»    (следуя   терминологии   А. Смита   [1]).   Основной   жизненной   целью «экономического человека» является  получение  максимальной прибыли от всех видов своей профессиональной деятельности. Тем не менее, указанная схема формирования качества профессионального образования, учитывающая только профессиональную компетентность и конкурентоспособность специалиста  как  узловые  элементы  качества  профессионального  образования,  является  чрезмерно упрощенной и односторонней, не учитывающей взаимодействия качества общего и профессионального образования и других узловых элементов качества профессионального образования (о которых подробно говорилось в [3 – 8]), приобретающих особую актуальность в условиях современного постиндустриального общества и глобализирующегося мира.

 

Список литературы

 

1. Барг М. А. Учение об общественно-экономических формациях и конкретный анализ исторического прогресса // Очерки методологии познания социальных явлений. – М., 1970.

2.     Макарова Н. И., Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Введение в теорию профессионального образования: философский анализ концепции / отв. ред. А. Ж. Жафяров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – С. 90.

3. Шматков, Р. Н.  Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Вып. 24. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 68– 81.

4. Шматков, Р. Н. Значение методологической функции философии образования при анализе реформ отечественного высшего образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. Вып. 25. С. 67–75.

5. Шматков, Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012. Вып. 27. С. 127–131.

6. Шматков, Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. Вып. 29. С. 158–164.

7. Шматков, Р. Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 226–229.

8. Шматков, Р.Н. Основная причина кризиса российской экономики – кризис качества воспитательной функции образования / Р.Н. Шматков // Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. № 2. С. 45–48.