Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИММИГРАНТОВ, ИХ АДАПТАЦИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Авторы:
Город:
Худжанд
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

Миграционные процессы в современном российском обществе концентрируют особенности социально- экономического развития страны и ее регионов. В общей структуре массовых передвижений, вызванных экономическими, социальными, международными противоречиями переходного периода, проблемы социальной адаптации мигрантов относятся к ключевым вопросам стабилизации общества. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях въезда снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктурирует региональный рынок труда и усиливает социальную напряженность.

Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики, численность населения в трудоспособном возрасте в 2012–2030 гг. сократится на 10,3 млн. человек, тогда как все население – на 2,7 млн. человек. Особенно критической будет ситуация в 2012–2017 гг., когда численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться более чем на 1 млн. человек.[1]

Массовый приток иноэтничных мигрантов станет глобальным вызовом, если не удастся обеспечить адаптацию и интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее с Россией, и превратить их в лояльных граждан независимо от этнического происхождения и государства выхода.

Фокус проблем миграционной политики России смещается в социально-культурную сферу, и здесь особое значение приобретают вопросы социализации иммигрантов, их адаптации и потенциальной интеграции. Важно не только оценить потенциал политики интеграции, но и обозначить политические риски, сопряженные с неадекватной оценкой ситуации и неверными решениями, социальные и институциональные вызовы, без преодоления которых политика интеграции обречена на провал.

Поэтому откровенный разговор о проблемах миграции в Россию, их адаптации и потенциальной интеграции весьма полезный и своевременный. И очень хорошо, что проблемы среднеазиатской миграции поднимаются на страницах одного из самых авторитетных «среднеазиатских» сайтов - «Фергана.Ру».[2]

За последние несколько лет Российская Федерация стала главной страной притяжения трудовых мигрантов из Таджикистана, преимущественно таджиков. Начало этому процессу положили беженцы, которые в годы гражданской войны, разразившейся в Таджикистане в 1992-1993 гг., в поисках убежища выехали в Россию и другие страны СНГ. За годы нахождения в России многие из них обустроились, нашли свои ниши на рынке труда –    в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве, на транспорте, в торговле и др. Устроившиеся беженцы стимулировали приезд новых трудовых мигрантов. Внешняя трудовая миграция - качественно новый тип миграции для Таджикистана. Для России трудовая миграция из Таджикистана тоже относительно новый миграционный поток. С 1995г. начался резкий рост этой миграции, пик роста пришелся на 1999г. [3]

Миграция из республики Таджикистан в Россию - самая массовая среди стран региона. По разным оценкам она достигает от 400 тыс. до 1,5 млн. человек в год. Во всяком случае, можно ориентироваться на цифры 800 и 600 тысяч человек: первая цифра - квота на мигрантов в нынешнем году, которую запросил у ФМС России Таджикистан, вторая- число мигрантов, на которое Россия уже согласилась. [2]

Изучение проблем интеграции мигрантов в международной практике показывает, что в последние годы утвердилось понимание интеграции как двустороннего процесса, в результате которого не только мигранты должны изменить свое поведение, установки и ценности и сделать их приемлемыми с точки зрения культуры принимающей страны, но и принимающее общество должно быть готово изменить свои институты таким образом, чтобы использовать потенциал культурного разнообразия для дальнейшего развития

Следовательно, интеграция мигрантов – это комплексный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны самих мигрантов, так и со стороны принимающего общества.

Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности затрудняется неоправданной сложностью получения статуса проживающего в России, а также не урегулированностью правового положения иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. На наш взгляд, к организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.

Действительно работа с многомиллионной аудиторией мигрантов, нуждающихся в действенной помощи по их адаптации к условиям страны приема, сопряжена со множеством проблем. Наиболее острой из них является научное обеспечение работы в области адаптации и интеграции в современных условиях, а также финансирование проектов, направленных на непосредственную работу с мигрантами.

При разработке государственных программ, нацеленных на решение данной задачи, учитывается следующие аспекты интеграции: социально-экономический, политико-правовой, социокультурный и социально- психологический.

В странах ЦА глубоко  убеждены, что миграционная политика на пространстве СНГ неэффективна и представляет собой обоюдоострое оружие. Некорректность в миграционных, да и в других вопросах уже давно стала визитной карточкой некоторых политологов и СМИ. Примером может служить недавняя статья в «АиФ» (26.06.2015) и обращение российских коммунистов (6 июля 2015г.)

Важнейшей проблемой, значительно осложняющей адаптацию мигрантов, является языковой барьер. Поэтому решению данной проблемы уделяется особое внимание.  По  неполным данным  в России сегодня действуют 234 курса русского языка для мигрантов. При содействии территориальных органов Службы при общественных, религиозных, национальных объединениях было открыто 50 таких курсов, работающих на безвозмездной основе.

Так, например, такие курсы открыты в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре при городской общественной организации Культурно-просветительный центр таджиков «Вахдат» («Сплочение»), при Самарской региональной общественной организации таджикистанцев «Пайванд-Единство» (для детей мигрантов). Открываются курсы в Республике Северная Осетия-Алания при Таджикском национальном обществе «Памир».[3]

Как свидетельствует мировая практика, подготовка мигрантов (в том числе и изучение языка) должна осуществляться не только в странах приема, но и в странах исхода мигрантов.

В этом плане в России активно развиваются давние партнерские отношения с миграционными органами Таджикистана и Киргизии. Совместно с нашими коллегами при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» были проведены «пилотные» проекты по обучению потенциальных трудовых мигрантов русскому языку в рамках освоения рабочей специальности. Проекты осуществлялись на базе профессионально-технических учебных заведений в г.Душанбе и в г.Ош.

Во время недавней встречи с начальником Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан С.А. Девонаевым обсуждались вопросы, касающиеся итогов «пилотного» проекта.[2]

Прежде всего, удалось провести конструктивный анализ допущенных ошибок и выделить позитивные стороны достигнутого. Совместно пришли к выводу о том, что такие проекты нужны. Поэтому сегодня разрабатываются планы на будущее. В связи с этим хотелось бы отметить заинтересованную, а порою и самоотверженную работу сотрудников Миграционной службы Таджикистана по реализации данного проекта.

Значительное внимание уделяется вопросам формирования толерантности в российском обществе. В этом плане особенно важно своевременно разъяснять населению и иностранным гражданам основные направления миграционной политики страны, изменения в миграционном законодательстве, формировать позитивный образ иностранного работника в средствах массовой информации.

Если реально обратить внимание чего только не пишут в СМИ, не показывают в телесериалах, юмористических байках, как только не острят в КВН-ах о таджиках? С каждым негативным сюжетом, статьей в СМИ таджикский народ допивает чашу стыда, недопонимания, позора вместе с мигрантами. Такое ощущение, что из 12 млн. мигрантов в России только таджики на первых полосах газет и криминальной хроники. Неужели китайские или вьетнамские мигранты лучше знают русский язык, чем таджики. Прав в этом отношении Рахмон Ульмасов профессор Российско-Таджикского университета, который пишет, что «информационная платформа Республики Таджикистан должна очень оперативно предоставлять правдивые новости и опровержения фейковых новостных вбросов людям, которые на нее подписались, а дальше их право распространять эту информацию или нет. Исходя из всего этого, Таджикистан должен и обязан быть проводником атмосферы и мотивации для мигрантов, предпочитая системный подход и новаторские решения» [4].

Интеграционная политика государства по отношению к новоприбывшему населению должна носить конкретный и адресный характер. Лица, принимающие решения в данной сфере, должны сознавать, что «иммигрантов» как консолидированной целостности не существует. Необходимо выделять конкретные группы новоприбывшего населения, локализуя их нужды.

Важнейшим из институтов, закладывающих основы успешной интеграции мигрантов, является образование. Именно благодаря образованию – прежде всего школьному и дошкольному – выходцы из мигрантской среды проходят базовую социализацию и получают шанс сравняться со своими сверстниками из числа старожильческого населения. Вузовское образование выступает как дополнительный социальный лифт, необходимый для успешной карьеры, а тем самым и для успешной интеграции. Огромное значение в процессе интеграции новоприбывшего населения имеют также средства массовой информации. Именно от  СМИ – от отбора освещаемых фактов и способа их интерпретации – зависит, будет ли общественная атмосфера благоприятной для продуктивного взаимодействия принимающего и новоприбывшего населения.

В этих целях проводится множество научно-практических конференций, семинаров, издается немало книг и статей. Но для того, чтобы не на словах, а на деле помочь мигранту чувствовать себя комфортно в другой стране, всего этого уже недостаточно. Нужны конкретные дела. А какие?

Во-первых, необходима система организованного привлечения трудящихся- мигрантов. Оргнабор означает, что человек, отправляющийся работать в другую страну, знает, где именно он будет работать и на каких условиях.

Во-вторых, он должен знать язык этой страны, основы действующего там законодательства, культурных традиций и правил поведения. Только подготовленный таким образом мигрант сможет чувствовать себя комфортно и, при необходимости, эффективно защитить свои права.

В-третьих, нужно совместными усилиями стран исхода и стран приема мигрантов организовать систему подготовки мигрантов, включающую и профессиональный, и языковой блоки.

В данное время определены цели и основные принципы работы в этом направлении. Мы считаем, что только силами государства выстроить систему интеграции невозможно. Необходимо активное участие институтов гражданского общества и, прежде всего, национальных объединений.

 

Список литературы

1.      Средний вариант прогноза. (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010 // Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect

2.      Дубовицкий В. Мигранты из Таджикистана включаются в русское культурное пространство задолго до их приезда в Россию //www.fergananews.com/articles/4900

3.      Иванова Т.Д. Таджики в Московском социуме // Иммигранты в Москве / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М.: Три квадрата, 2009.

4.      Ульмасов Р. Не вместо мигранта, а вместе с ним // Народная газета, 2015, 29 июля № 30