Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ В НАЧАЛЕ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В условиях активной модернизации российской системы высшего профессионального образования перед многими регионами страны актуализирована проблема развития между учебными заведениями и работодателями. Одной из причин важности такого сотрудничества является недостаточно высокий уровень трудоустройства выпускников по специальности. Это подтверждают, как и территориальные исследования [1, 6, 10], так и исследования, проводимые в масштабах страны [4, 9, 11]. Такая ситуация на рынке труда обусловлена не только дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, уровнем профессионального образования, кадровой политикой предприятий, но и психологическими и социальными факторами. Среди последних следует выделить жизненные приоритеты, ценностные ориентации студентов, мотивы поступления в учебное заведение, мотивы выбора специальности, желание реализации первых шагов карьеры в период обучения. Особенно важны ценностные ориентации, так как они определяют все последующие факторы. И они очень важны именно у студентов, так как они определяют, как у большего слоя населения, являющегося особенно восприимчивым, мобильным и претерпевающим в силу своего возраста интенсивное развитие.

В последнее десятилетие появилось много работ, раскрывающих те или иные аспекты становления, развития ценностных ориентаций студенческой молодежи [2, 3, 5, 7, 8]. Исследования подчеркивают особую значимость изучения этой темы, называя студентов индикатором всех перемен, происходящих в обществе. Действительно у студенческой молодежи более чем у других слоёв общества наблюдается возникновение новых ценностных ориентиров и обесценивание прежних. И подобные изменения требуют тщательного изучения и качественного оценивания, так как это определяет будущее развитие страны. Большинство работ направлено на изучение ценностных ориентаций студентов определенных областей, городов. С таким подходом нельзя не согласиться, так как каждый регион отличается своим набором признаков, условий, которые и стоит учитывать в процессе формирования личностных, социальных качеств людей, не только студентов.

Так и данное исследование было проведено среди студентов города Тюмени, административного центра Тюменской области, где фундаментом экономики является топливная промышленность. Социальные, политические условия в областной столице, как управляющем центре всех нефтегазодобывающих предприятий, непринужденно влияют на процесс формирования ценностных ориентаций студентов. Такое влияние заметно уже на этапе выбора профессии, выбора учебного заведения. Затем студент сталкивается с поиском места прохождения производственной практики, местом работы. На каждом шаге с позиции своих текущих ценностных ориентаций студент представляет картину своей будущей профессиональной жизни. И, встречая препятствия объективной реальности большого города с развивающейся промышленностью, студент меняет представления о мире, о своём будущем, о своих желаниях. Параллельно с этим происходит трансформация ценностных ориентиров.

Попытка дать четкое описание студенческих ценностных ориентаций, проанализировать факторы, влияющие на их изменение, была сделана в социологическом исследовании, проводимом в ноябре 2013 - апреле 2014 года среди студентов Тюменских вузов. Объём выборочной совокупности составил 371 человек – 217 мужского пола и 154 –   женского. Однако, такая разница объяснима. Крупные университеты города Тюмени по причине, обусловленной промышленной спецификой рынка труда, преимущественно обучают студентов мужского пола.

В качестве метода сбора эмпирических данных использовался метод очного анкетирования. К исследованию привлекались целенаправленно студенты очной формы обучения различных университетов. Таким образом, выборка содержит четыре основных группы студентов, согласно типологии профессий по Е.А. Климову, - это «человек – человек», «человек – техника», «человек – знак», «человек – искусство». Ценностные ориентации вышеуказанных групп в рамках данного исследования представляют интерес, прежде всего как обуславливающий фактор на первых шагах студента по карьерному пути, а именно как причину выбора специальности обучения, как возможность совмещения обучения с работой и как перспективу трудоустройства после завершения обучения.

Для определения степени влияния ценностей в процессе принятия решений студентов попросили оценить по шестибальной шкале значимость и осуществление ценностей различных классов: порядочность (честность), карьерный статус, патриотичность, веру (религию), личностное развитие, здоровье, семью, друзей, активность (труд), свободу, влияние (власть), стабильность, удобство (комфорт), уважение окружающих, реализацию профессиональных способностей, гармонию, материальные блага. Помимо количественной оценки респонденты отвечали на вопросы, позволяющие качественно определить приоритеты личности. А именно студенты указывали мотив выбора специальности, чем привлекательна для них выбранная профессия, с чем они связывают понятие «хорошая работа», направление расходов большого количества денежных средств при возможном их наличии, профессиональные планы по окончанию обучения и степень их пессимизма. Также студенты ответили на общие вопросы, характеризующие их как респондента (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, вероисповедание).

По полученным данным был выполнен кластерный анализ методом Варда с помощью программы Statistica. Для дальнейшего анализа было сформировано 7 кластеров. Каждый кластер имеет свою специфику, хотя социально – демографические характеристики с первого рассмотрения этого не показывают, - почти все кластеры в большинстве содержат студентов мужского пола возрастом от 18 до 24 лет христианского вероисповедания, не состоящих в браке и не имеющих детей. Помимо этого, большая часть студентов выбирали специальность по интересам, в процессе обучения убеждаясь, что такая профессия в перспективе является высокодоходной. Так же и в других вопросах видно материальную заинтересованность студентов – хорошая работа для студентов Тюмени это не только интересная, но и высокооплачиваемая работа. А при наличии большой суммы денег респонденты приумножили бы их посредством банковских инструментов или купили машину, квартиру. Но это характеризует лишь социальную среду формирования ценностных ориентаций студентов. Анализ отличительных черт каждого кластера характеризует группы студентов иначе.

Кластер № 1 объясняет 13% общей выборки. Основой этой группы являются студенты четвертого курса, обучающиеся техническим специальностям. Более половины численности студентов, образующих рассматриваемый кластер, являются студентами мужского пола. Описанные особенности обуславливают то, что 45% группы (большинство) на момент анкетирования имели работу. Помимо этого из всех респондентов, находящихся в поиске работы, 20% входят в состав данного кластера. Когда студент работает или ищет работу, он иначе оценивает вещи и события, происходящие вокруг, потому что условия его развития уже не ограничены лишь стенами университета. Этот факт и является причиной того, что студенты первого кластера ценят более всех других студентов предлагаемые им категории жизненных приоритетов (рис. 1- 4).


Хотя данный факт можно трактовать иначе – студенту, прошедшему не весь путь организации ценностей, трудно расставить приоритеты в системе ценностных ориентаций. Однако, анализируя возрастной состав исследовательской группы, можно делать вывод, что 50% студентов старше 35 лет находятся в первом кластере. Помимо этого исследование показывает (см. рис 5-6), что большинство семейных пар так же входит в состав кластера №1.

Такие социологические данные ставят под сомнение, что студенты, входящие в состав анализируемой группы, не имеют полноценно сформировавшегося ценностного аппарата. Этот вывод подтверждает коэффициент конфликтности осуществления ценностей, который в среднем для студентов первого кластера равен 0,2 с величиной отклонения 0,06. Рисунок №7 показывает, что этот коэффициент наименьший по сравнению с подобными значениями, присущими другим кластерам.


Однако средние коэффициенты конфликтности по кластерам не превышают порогового значения равного 0,89. По методике Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна это приводит к выводу о низком уровне конфликта осуществления ценностей у студентов.

С целью выявления конфликта внутренних и внешних ценностей студентам предлагалось определить, что их привлекает в выбранной ими профессии, что является для них хорошей работой. На основе ответов на эти вопросы так же нельзя говорить о конфликтности ценностей студентов кластера №1 –студентов первого кластера в их профессии привлекает денежный доход, и вместе с этим обязательным атрибутом хорошей работы они определили высокую заработную плату. Подтверждает это и выбор студентов направления траты денег при их наличии в большом количестве – пустить в оборот, открыть вклад, то есть создать инструмент для умножения материального блага. Хотя большинство студентов выбирали специальность обучения, не опираясь на возможности получения большего дохода, а согласно своим профессиональным интересам. Учитывая, что студенты рассматриваемого кластера студенты старших курсов, то данную разницу можно определить как раз процессом формирования, а именно изменения, приоритетов, ценностных ориентаций.

Кластер №2 объясняет 15% выборки. Большинство кластера – это студенты 4 курса мужского пола, обучающиеся по специальностям группы «человек – человек». 52% студентов второго кластера не работает, хотя 20% респондентов, находящихся в поиске работы входят в данный кластер. Как видно на рисунках №1-№4, №7 кластер №2 не на много отличается от первого кластера по оценкам важности рассматриваемых ценностных ориентаций. Количество семейных студентов в этом кластере значительно меньше, поэтому нельзя такие же выводы делать, что и относительно студентов первой группы. Отличной чертой является, то, что студенты кластера №2 ценят не только материальное.

Помимо величины денежного дохода студентов в выбранной профессии привлекает важность для общества и общение с людьми, что ожидаемо от учащихся специальностей группы «человек – человек». Если при выборе специальности обучения студенты, как первого, так и второго кластеров руководствовались интересами, то на завершающем этапе обучения респонденты исключительно второй группы будут выбирать идеальную работу, соотнося её не только с денежными доходами, но и сопоставляя её по–прежнему с собственными профессиональными интересами. Помимо этого в рассматриваемый кластер входит более 20% студентов, которые считают, что работа должны быть не только высокооплачиваемой, интересной, но и престижной и ответственной. Свою последовательность они сохранили с момента выбора специальности, так как мотивировали решение возможностью престижного, выгодного трудоустройства, а в процессе обучения определились в том, что профессии группы «человек – человек» привлекательны высокой ответственностью. Последнее можно объяснить тем, то в данный кластер входит 28% опрошенных студентов, обучающихся медицинским специальностям. Но не только медицинские профессии из группы специальностей «человек – человек» требуют проявление ответственности. И студенты, как показывает исследование, это понимают.

Из анализа следует, что студенты второго кластера разносторонние личности, не прошедшие все этапы формирования ценностных ориентаций, так как четко не расставили приоритеты между внутренними и внешними стремлениями, душевными и материальными, сомневающиеся в наличной системе ценностей.

Кластер №3 определяет 14% выборки. По направлению обучения данный кластер делится на студентов специальности «человек – техника» и «человек – человек». 69% студентов третьего кластера не работают. Основа этого кластера – студенты 3-4 курсов, однако 23% (наибольший процент среди кластеров) опрошенных первокурсников также входят в эту группу. Рисунки №1-№4 показывают, что коэффициенты оценки приоритетов очень низки и являются минимальными относительно большинства ценностных ориентаций при сопоставлении с другими кластерами. Так же и уровень конфликтности осуществления ценностей (0,66) один из высоких по общей выборке исследования. Этот коэффициент в сопоставлении с уровнем ценностных ориентаций показывает, что студенты только подошли к очередной фазе формирования конкретных интересов и потребностей. На данном этапе категории, так низко оцененные студентами, являются лишь ценностями социального окружения, базой, которая под влиянием личностных противоречий студентов должна модернизироваться уже в систему личных ценностных ориентаций.  Скорость    такой    модернизации    определит  направляющий    вектор   –коэффициент конфликтности осуществления ценностей, который для каждого студента определяется причинами возникновения рассогласования собственных интересов с социальными ценностями. Но на момент анкетирования большинство респондентов третьего кластера не были ещё готовы к преобразованиям ценностей, так как ответы на предлагаемые вопросы носили поверхностный характер. В итоге студенты третьего кластера это преимущественно студенты, не утруждающие себя планированием будущего, решения каких – либо конфликтов, преодолением препятствий; выбравшие специальность наугад, не задумываясь; которые считают, что хорошая работа не должна быть трудной; которые при наличии большой суммы денег помимо того, что купили бы квартиру, машину или туристическую путёвку, потратили бы её на покупку модной одежды или не потратили бы совсем. Помимо этого в третий кластер входят 37% студентов, которые так и не смогли определить, что их привлекает в получаемой ими профессии.

Кластер №4 – это 14% выборки, который описывает преимущественно студентов 5 курса. Это единственный кластер, где большинство респондентов (40%) получают специальность группы «человек – знак». С другой стороны в рассматриваемую группу входит наибольшая доля (20%) студентов специальности «человек – искусство». Не смотря на то, что кластер №4 включает неработающих студентов возрастом от 18 до 24 лет, анализ возрастных категорий и занятости выборки исследования показывает, что в состав данного кластера входит большая часть студентов возрастом старше 25 лет.

Студенты старших курсов города Тюмени, тем более специальности «человек – искусство» начинают, как правило, свою работу со времени прохождения первой производственной практики и совмещают её затем с дальнейшим обучением.

Сравнивая по рисункам №1 - №4уровни оценок изучаемых категорий, видно, что студенты кластера №4 не относятся категорично к большинству ценностей, - их отношение является нейтральным, только патриотичность, веру, карьерный статус и власть они не считают важными в жизни.

Студенты данного кластера на первый взгляд являются разными людьми – одни любят точность (студенты специальности «человек – знак»), другие предпочитают творчество (студенты специальности «человек – искусство»). Но каждый в своей профессии видит перспективу и ценит в ней отсутствие контакта с людьми. Такие интересы уже на первоначальном этапе формирования системы ценностных ориентаций ограничивают сферу влияния и сферу социального окружения для студентов – выпускников, поэтому ведущую роль будет играть в процессе модернизации личности следующий этап, где под влиянием индивидуальных задатков и способностей интересы и потребности будут преобразовываться в ценностные ориентации.

Четвертый кластер это большинство студентов, которые считают, что хорошая работа та работа, которая предоставляет удобные условия для выполнения трудовых обязанностей и соответствует специальности. А в своей специальности привлекательным эти студенты видят не только перспективу и доступность, как отмечалось ранее, но и необходимость творческого подхода. Если не только студенты специальности «человек – искусство», но и студенты специальности «человек – знак» предпочитают в выбранной профессии творческой подход, то это является достаточным условием предопределения развития в первую очередь внутренних ценностей. Хотя студентов рассматриваемого кластера также заботит и комфорт. Об этом говорит их желание уменьшить контакт с людьми, то есть создать удобные условия работы, мотив выбора специальности – выгодное трудоустройство, ответы на вопросы об атрибутах идеальной работы, а также и способы траты денег при наличии их в большом количестве. Студенты четвертого кластера это те студенты, которые в большинстве предпочли направить деньги на улучшение условий труда/бизнеса и истратить их в ресторане.

Самый малый по объёму кластер №5 объясняет только 5% выборки. Большинство кластера это студенты 4-5 курсов, обучающихся по техническим специальностям и на момент анкетирования имеющих работу. Характеристика этих студентов схожа с признаками большинства респондентов – студенты мужского пола возрастом от 18 до 24 лет, не состоят в браке и не имеют детей, принадлежат к христианской конфессии. Эти студенты, отвечавшие на все вопросы, исключительно опираясь на материальные ценности, - они считают, что хорошая работа должна быть высокооплачиваемой, что выбранная ими профессия привлекательна высоким уровнем денежного дохода. Они так же, как и большинство других студентов пустили бы деньги в оборот при наличии их в большом количестве. И даже выбирая специальность, они опирались в большинстве на возможность получения высокой заработной платы при трудоустройстве. Это единственный кластер, кто преимущественно мотивировал так свой выбор.

Рисунок № 7 показывает, что уровень конфликтности осуществления ценностей в данной группе самый высокий (0,76) среди всех кластеров. Такой конфликт возникает, потому что студент не может принять решение в жизни, полностью опираясь на важные для него вещи. Так как студенты рассматриваемого кластера в большинстве ценят пока лишь вторичные ценности, то сложность разрешения каких – либо конфликтов не удивительна, - студент должен подключить и первичные ценности для преодоления проблемных ситуаций. Такие разногласия между ценностями студента и возможностью их проявления в социуме запустили процесс переоценки приоритетов, так как настоящая система ценностных ориентаций перестала соответствовать объективным потребностям студента. В случае рассматриваемого кластера общество и условия его развития подавляют стремления студентов к порядочности, честности, свободе, стабильности, гармони, уважению окружающими.

Сопоставляя это с ответами студентов о приоритетах в работе, о мотивации  в учебе, видно, что вторичные (производственные) ценности, продиктованные социальной необходимостью, пытаются взять верх над первичными (фундаментальными) ценностями.

Кластер №6 один из самых больших кластеров – он объясняет 18% выборки и включает в себя большое количество студентов различных курсов – в него входят 30% студентов второго курса из общей выборки, 23% опрошенных студента первого курса. Кластер является самым молодым – доля содержания студентов возрастом до 18 лет равна 44%. Но, тем не менее, большинство студентов кластера №6 (25%) – это студенты четвертого курса. Как и другие кластеры, он основывается на студентах, обучающихся по специальностям «человек – техника». Однако именно этот кластер более насыщен такими студентами – 22% (большинство) студентов этого направления входят в рассматриваемую группу. Это обуславливает то, что почти 20% опрошенных студентов мужского пола образуют этот кластер.

На рисунках №1 - №4 видно, что студенты шестого и четвертого кластеров к большинству ценностей относятся одинаково. Исключением является следование вере и проявление чувства патриотизма. Шестой кластер ценит данные понятия боле, так как включает в себя 20% опрошенных студентов христианского вероисповедания, а четвертый кластер – 34% опрошенных студентов – атеистов. Это повлияло и на то, что средний уровень ценностей в шестом кластере выше, чем в четвертом. В свою очередь, причина того, что группы являются в остальном подобными, заключается в том, что в четвертом кластере присутствуют студенты противоположных специальностей, но объединенных задачей и инструментов её решения. А шестой кластер – это студенты одной специальности, но разобщенные интересами, так как учатся на разных курсах и, соответственно, отличаются опытом достижения цели.

Кластер №6 – это кластер, где сосредоточено максимальное количество студентов, которые мотивировали выбор специальности обучения высокой заработной платой (20%) и советом близких (23%) Тем не менее, большинство студентов в шестом кластере (25%) выбрали техническую специальность, потому что их привлекает выгодное трудоустройство.

Так же разнообразны и ответы студентов шестого кластера на вопрос о привлекательности будущей профессии – общение с людьми, денежный доход, престиж, стабильность. Около   двадцати   процентов студентов были заинтересованы каждым фактором. Большие нефтегазовые предприятия города Тюмени, активно развивающие кадровую политику в направлении увеличения рабочих мест для молодых специалистов, действительно способны предоставить такие условия. Поэтому выбор студентов специальности «человек – техника» вполне объясним.

Студенты рассматриваемой группы, ставя перед собой одну цель – найти высокооплачиваемую работу в крупной компании, выбирают вновь разные направления расхода денежных средств. Шестой кластер – это 43% студентов, желающие потратить деньги в ресторане, 30% студентов потратившие, по возможности, деньги на приобретение спортивных принадлежностей, 20% студентов общей выборки, которые купили бы квартиру, машину или туристическую путёвку, 38% студентов, которые поделились бы с друзьями и 28% студентов, которые отказались тратить денег.

Из этих ответов следует сделать вывод, что студенты шестого кластера ценят более удобную, комфортную жизнь, материальные блага, друзей, возможно здоровье, семью, но уже не в такой мере. Это подтверждают и рисунки №1 - №4.

Объем кластера №7 сопоставим с объёмом шестого кластера, и также объясняет 18% выборки. Большинство студентов этой группы – это неработающие студенты третьего курса, обучающиеся специальности из группы «человек – человек». Седьмой кластер – это единственный кластер, где преобладают студенты женского пола (54%). Объясняет это то, что в этот кластер входят 28% (большинство) студентов шестого курса, то есть студентов, обучающихся медицинским специальностям. Хотя учащиеся шестого курса распределены по всем кластерам и имеют немногое влияние на принцип разделения студентов по кластерам.

Третий по величине коэффициент конфликтности осуществления ценностей является причиной того, что студенты этого кластера пытаются своим поведением заглушить в себе проявление вторичных ценностей. Разногласия более проявляются относительно реализаций стремлений к удобству, комфорту, материальным благам, личностному развитию, свободе, гармонии. Наименьшая же конфликтность в сочетании с большой оценкой выражается по следующим ценностям: здоровье, семья, друзья, активность, труд, стабильность. Учитывая, что данный кластер является в большинстве женским, это следует описать как преобладанием женского (материнского) инстинкта. Возможно, поэтому в седьмой кластер вошли те студенты, которые в большинстве предпочти потратить большую сумму в направлении, связанным с проявлением внутренних ценностей – потратить на благотворительность, помочь родителям, потратить на образование, оздоровление. Тем не менее, каждый четвертый студент данной группы пожелал бы приобрести квартиру, машину или туристическую путёвку.

Как и в большинстве других кластеров, основная причина выбора специальности у седьмого кластера это соответствие интересам, что и является, по их мнению, атрибутом хорошей работы. Так и в своей профессии они видят возможность перспективы дальнейшего развития.

Студенты помимо вышеописанного выбирали в анкете, чем они хотят заняться после обучения (см. рис.8).


Большинство студентов (60%) решили работать по выбранной специальности. То есть, они, не смотря ни на что, надеются получить то, что их привлекает в выбранной специальности, в основном это большой денежный доход, перспектива и стабильность. В каждом кластере таких студентов от 35% до 45%. Планируют открыть собственный бизнес 24% опрошенных студентов. Преимущественно это студенты, не имеющие на момент анкетирования работы. 4% респондентов планируют заняться фрилансом. Большая часть – это студенты специальности «человек – искусство». Именно в этой среде сейчас очень развит фриланс.

Для того чтобы узнать, на сколько студенты уверены в своих силах, анкета предлагала указать коэффициент пессимизма (0 – оптимизм; 10- пессимизм). Результаты отражены на рисунке 9.




Кластерный анализ показывает, что оптимисты находятся в кластерах №1, №2 и №5. В этих группах, нежели чем в остальных, больше ценят веру, и, соответственно, в первом, втором и пятом кластерах больше верующих людей, а именно на 15%.

Реалисты составляют основу наибольших по объёму кластеров №3, №4, №6, №7. Это студенты, и не имеющие работы и не находящиеся в её поиске. Наиболее пессимистично настроен кластер №3, хотя большинство его студентов реалисты. Это объясняется наличием в третьей группе большого, по сравнению с другими кластерами, количества первокурсников, выбравших специальность не задумываясь. И, соответственно, ещё не определившиеся, чем может быть привлекательна специальность, которой они обучаются.

Студенты – пессимисты присутствуют во всех исследовательских группах, как подтверждение того, что нет ни одного кластера, где все студенты определили бы четкий ориентир в своей системе ценностей. Так как при достижении человеком своего ценностного ориентира вступает в работу эмоциональная функция сложившейся системы, благодаря которой человек и испытывает положительные эмоции.

Анализируя ценности и ценностные ориентации студентов можно придти к выводу, что ценности выполняют функцию индикатора удовлетворенности студента настоящим положением, процессом обучения, и даже направленности его интересов в отношении наиболее важных видов деятельности, способов их реализации. Поэтому все кластеры были объединены в группы по специальностям обучения, чтобы тот, кто выбирал направление своего образования, четко видел перспективы и сопоставлял их со своими приоритетами.

Специальность «Человек – техника» объединяет в себе кластеры №1, №5 и №6. Студенты, входящие в эти кластеры, находясь в процессе обучения, пришли к выводу, что в первую очередь технические специальности привлекательны высоким денежным доходом, стабильностью и в последнюю очередь доступностью. Последнее следует объяснить вероятностью высоким уровнем конкуренции на рынке труда и возможностью удаленности места работы от центрального района города (за исключением главных офисов, где сосредоточен управленческий персонал). Студенты технических специальностей чувствуют уверенность в своих силах и по большинству являются оптимистами.

Кластер №4 описывает специальности группы «человек – знак», хотя также присутствует и высокая доля специальности «человек – искусство». Студенты оценивают свои специальности перспективными, дающими стабильность, творческими. Важность для общества и возможность общения с людьми для них менее важны. Студенты исследовательской группы оценили своё профессиональное положение оптимистическим.

Специальности группы «человек – человек» - это кластеры №2, №7, студенты, входящие в состав которых, оптимисты, довольные своей профессией и ценят в ней уровень денежного дохода, стабильность и возможные перспективы.

Студенты кластера №3, где сочетаются специальности «человек – техника» и «человек - человек» являются реалистами. Эти специальности привлекательны не только денежным доходом и уровнем престижа, но и возможность общении с людьми.

Список литературы

 

 

1.      Амбарян М. Т., Жук Ю. В., Ярославцева О. А. Трудоустройство выпускников вузов // Научный электронный архив [Электронный ресурс]. Дата обращения: 22.08.2014.URL: <http://econf.rae.ru/article/7765>.

 2.      Буравлева, Е. А. Ценностные ориентации студентов / Е. А. Буравлева // Вестник ТГПУ. - 2011. - №6(108). – С. 124-129. 

3.      Герцен, С. М. Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход) / С. М. Герцен // Вестник бурятского государственного университета. – 2011. - № 6. – С. 113-118.

4.      Гуртов, В. А. Трудоустройство по специальности с позиции выпускника / В. А. Гуртов, Л. М. Серова, Е. А. Федорова // Высшее образование в России. - 2012. - №12. – С. 24- 28.

5.      Деревянченко, А. А. Исследование ценностных и жизненных принципов студентов- отличников (по материалам социологического опроса) / А. А. Деревянченко, С.Ю. Иванов // Вестник МИТХТ. - 2011. – Т. 6, № 1. – С. 87-89.

6.      Изучение перспектив трудоустройства выпускников РГГУ // Российский государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. Дата обращения: 22.08.2014.URL: <http://marketing.rsuh.ru/section.html?id=1799>.

 7.      Пашин, Л. А. Факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г. Орле) / Л. А. Пашин, Ю. В. Дорохова, Н. В. Никитина // Социология и жизнь. – 2014. - №2. – С. 64-73.

8.      Петинова, Т. М. Образовательные и профессиональные стратегии студентов технических вузов г. Самара / Т. М. Петинова, В. Н. Полищук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010.- № 11.- С. 371-376.

9.      Смольякова, Т. Капитал-шоу [Электронный ресурс] / Т. Смольякова // Российская газета. – 2012. – 13 августа (№ 5857). − М. : Российская газета, 2012. − Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html, свободный. − Загл. с экрана.

10. Тенденции на рынке труда (аналитический материал). Статистический бюллетень 2011 года // Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. Дата обращения: 22.08.2014.URL: <http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm>. 

11. Щур, К. Векторы развития [Текст] / К. Щур // Коммерсантъ. – 2012. – 13 ноября.