Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

Сегодня большинство государств хотя бы в некоторой степени отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный диалог ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных специалистов и миграция приводят к тому, что в большинстве стран проживает значительное число людей, принадлежащих  к  другим  культурам.  Глобализация  современного  общества  привела  к  формированию международного рынка образования, на котором появляется все больше активных участников, предлагающих иностранным студентам обучение, в том числе, на русском и английском языках. Необходимость исследования феномена адаптации иностранных студентов обусловлена его научной и прикладной значимостью [2, 3].

Изучаемый нами вопрос детально рассматривался Д. Бэнксом, общеизвестным в научных кругах учѐным, специализирующимся на мультикультурном образовании. Бэнкс подвергал изучению процесс образования в вузах развитых стран, например Соединѐнные штаты америки, Англия, Австралия, Швеция и др. В научном издании «Мультиэтническое образование» утверждается, что студенческой молодѐжи нужно учиться определять свои притязания к представителям иных наций и уметь демонстрировать свою заинтересованность к мировому сообществу, учиться взаимодействовать в поликультурной действительности, пытаться овладеть культурой общения, участвовать в дискуссиях с коллективами различной этнической принадлежности. А значит, студентам необходимо научиться проявлять себя в рамках глобального мирового сообщества [4].

Общеизвестно, межкультурный диалог - это развивающийся, протекающий в рамках взаимного уважения процесс интерактивного обмена между индивидуумами, группами и организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями. Какие же факторы могут воздействовать на успешность межкультурного диалога и в целом на адаптацию учащейся молодежи? Фернхэм А. и С. Бочнер выделили четыре направления трудностей, которые испытывают студенты из-за рубежа. Два из них характерны только для иностранных учащихся:

-        лингвистические проблемы, трудности в быту, изменение качества питания, расовые столкновения, финансовые затруднения, чувство одиночества.

-     проблемы возрастного периода молодых людей. Стремление к самостоятельности в принятии решений, независимость, активное самовыражение, ответственность перед обществом;

-   проблемы образовательного процесса, связанные с неудовлетворенностью условий, ответственностью за результат обучения, трудностями финансового обеспечения;

-   социокультурные особенности иностранных юношей и девушек, отражающиеся на общении с местным населением.

Ганн А. и С. Цвингманн определили и другие факторы: финансовое благополучие; свобода волеизъявления и мотивирование желание поездки в другую страну. Однако, в работах учѐных не объясняется чѐтко, какие из факторов наиболее важны для предсказания успешности процессов адаптации студентов, обучающихся в рубежом учебном заведении.

Образование является важнейшей функцией культуры, так как обеспечивает ее сохранение, трансляцию и потенциальное развитие. Культурологический подход к разработке модели образования представляется перспективным и продуктивным потому, что позволяет рассматривать в интегративной совокупности характерные явления социальных процессов (деятельностных, нравственно - духовных, мыслительных), происходящих в обществе. Они находят свое отражение в разных типах культуры, как исторических, так и национальных. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ѐмко охарактеризованный М. Бахтиным:

«Единство культуры, - писал он - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже».

Ивановой М.А. указывается ряд объективных и субъективных факторов адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде. К числу объективных факторов относятся: наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; желание интегрироваться в новую инонациональную среду; стремление к преодолению информационной изоляции; установление коммуникативных связей с окружающей средой и людьми и др. К числу субъективных факторов относятся: психологическая структура личности, в основе которой лежат психофизиологические функции и мотивы поведения; национально-психологические особенности студентов разных регионов мира и др. [1].

Когда в общении принимают участие индивиды из разных культур, то имеет место столкновение взглядов на окружающий мир. Личность при встрече с иной культурой, встречает много непонятных и странных вещей. Осознав имеющиеся отличительные черты культур, человек способен объяснить неадекватность самовыражения в коммуникативных действиях. Известно, что контакт с малоизвестными людьми, в особенности с представителями иных культур, может привести к более сильному психологическому перенапряжению, страхам, переживаниям, чем при общении с представителями родной культуры. В данном случае речь идет о понятии«к ультурная дистанции», т.е. степени совместимости или разнице культур по отношению друг к другу.

Целью поликультурного образования является обеспечение равных возможностей для всех студентов. Сгладить межнациональные разногласия, помочь студентам привыкнуть не только к России, российскому вузу, но и к поликультурной среде - задача агентов социокультурной адаптации: кураторов, преподавателей и организаторов международного образования.

Исследования социально-культурных ориентаций иностранных студентов помогли ученым Волгоградского государственного медицинского университета определить ценностные ориентации по отношению к российским студентам. Результаты исследований, проводимых в университете в течение ряда лет, показали, что иностранных студентов младших курсов привлекает общение с российскими студентами. Они отмечают, что встречи с российскими студентами способствует снятию различных фобий: плохого знания русского языка, незнания норм поведения, сложившихся стереотипов восприятия (недоступности, чрезмерной гордости) русских людей. У иностранных студентов старших курсов, лингвистически и социально адаптировавшихся к обучению в интернациональном вузе и к жизни в России, интерес переходит в безразличие в том случае, если у них не появились русские друзья. Именно среди таких иностранных студентов отмечается наибольший процент неадаптированных личностей, тем не менее, более 60% студентов студентов- старшекурсников имеют русских друзей внутри и за пределами вуза.

Большинство иностранных студентов этнических или каких-либо других конфликтов с российскими студентами не отмечают. Многие студенты предпочитают общаться с российскими студентами не только во время занятий, но и в свободное время.

У российских студентов (65%) вызывают интерес обучающиеся в вузе иностранные граждане: им хочется с ними общаться, узнать об истории, культуре стран. Та часть студентов (34%), которая безразлична к контактам с иностранными студентами, на взгляд исследователей, требует особого внимания со стороны агентов социализации. Именно инертность и неподготовленность российской молодежи может привести к конфликтам, тормозящим процесс обучения как для одних, так и для других. Целенаправленная просветительская работа субъектов адаптации (преподавателей) среди российских студентов эффективно и быстро позволяет установить гармоничные отношения между иностранными и российскими студентами. Результаты исследования позволяют с уверенностью утверждать, что отечественные студенты, обучающиеся в  российском вузе совместно с иностранными гражданами, активнее включаются в интеркультурные социальные процессы, овладевают особенностями межнационального общения, приобретают черты национальной толерантности.

Таким образом, наиболее успешной адаптацией личности в новых социокультурных условиях жизни будет адаптация по типу интеграции, которая предполагает сохранение представителями разных культур позитивной социокультурной идентичности, а использование принципа межкультурности в образовательном процессе становится залогом его эффективности.

 

Список литературы

1.      Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 c.

2.      Портрет  образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: колл. монография / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. Томск: «РАУШ МБХ», 2011. 204 с.

3.      Савченко, И.А. Социокультурная интеграция и дезинтеграция современных многоэтничных сообществ: автореф. дис... доктора социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 36 с.

4.      Фурсова, В.В. Социология образования: зарубежные парадигмы и теории. Казань: КГУ, 2006. 200 с.