Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ*

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2017г.

*Статья подготовлена в СПбГУ в рамках реализации проекта РНФ "Социальные риски молодежной международной миграции в современной России" (проект №16-18-10092).

 

 

Введение

Миграционная политика России – это комплекс мер, которые направлены на регулирование различных процессов в сфере миграции. Одним из основных программных документов, на которых базируется вся миграционная политика Российской Федерации, является Концепция государственной политики в отношении мигрантов РФ до 2025 года, одной из главных задач которой стала разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. [1]

Миграционная политика во всех странах мира представляет собой сложный и многоуровневый процесс и именно поэтому для эффективного использования мер, направленных на поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, необходимо регулярно проводить анализ миграционной системы государства, осуществлять проверки эффективности принятых нормативных правовых актов, а также применять ряд других важных мероприятий.

За последнее десятилетие мобильность граждан по всему миру непрерывно растет, что связано с международной политикой разных государств. Так, даже несмотря на кризис, поток прибывающих граждан в Россию к концу 2015 года вновь возобновился. Всего по данным Росстата за 2016 год в страну прибыло около 575 тысяч человек, при этом их миграционный прирост составил около 262 тысяч, который в свою очередь увеличился более, чем на 15 тысяч человек в сравнении с 2015 годом. Отметим, что в структуре иностранцев также произошли свои изменения, так по сравнению с прошлым годом выросла доля граждан, прибывающих в Россию в трудовых целях – на них приходится 40%, а также граждан, посещающих страну в частных целях (которые нередко также впоследствии устраиваются на работу в России, но на более короткий период) – их доля составила 39%. [6]

Данная тенденция дает возможность Российской Федерации решить  экономические вопросы  в социальной сфере, так как миграционная политика всегда тесно связана с такой отраслью права, как трудовое.

Гарантией защиты национального рынка труда всегда становится лимиты на иностранную рабочую силу, установленные государством. Именно поэтому Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. [5]

Миграционное право в России возникло не так давно, датой его формирования принято считать день принятия Конституции Российской Федерации. Но, не смотря то, что оно существует всего второе десятилетие в нашей стране, миграционная политика России достаточно быстро «идет по пути достижения международных стандартов в этой сфере».

В 2012 году Президентом Российской Федерации, как говорилось выше, была утверждена Концепция, в которой были прописаны вопросы, связанные с регулированием и прогнозированием миграционных процессов, поставлены задачи и цели миграционной политики России, а также разъяснены условия и этапы, по которым она будет развиваться. Приоритетной задачей на период с 2012 по 2015 годы стала разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры. [1]

Так как, в связи с темой статьи, наш интерес связан с проблемами и возможностями интеграции международных трудовых мигрантов, то на основании данной задачи, далее мы проанализируем лишь изменения, привнесенные в миграционное законодательство в сфере труда, проблемы, возникающие при его реализации в правоприменительной практике, а также возможные пути их решения.


Методы исследования

В рамках реализации проекта РНФ «Социальные риски молодежной международной миграции в современной России» (проект №16-18-10092) в августе 2017 года на базе паспортно-визового центра города Екатеринбург и общественной организации «Уральский дом» нами было проведено исследование, участие в котором приняли мигранты из стран СНГ, а также эксперты данной некоммерческой организации.

Целью этого исследование стало определение круга проблем, с которыми наиболее часто сталкивается данная социальная группа, а также поиск возможных путей интеграции мигрантов из ближнего зарубежья.

Для сбора данных по данной теме были использованы следующие методы, а именно анализ нормативных правовых актов и статистических данных, методы экспертного интервью и фокус-групп.

Участниками фокус-групп стали 9 человек, 6 из которых - мужчины. Пять человек из опрошенных проживали на территориях Донецкой и Луганской областей и в 2014 году вынужденно покинули Украину, двое прибыли из республики Казахстан и двое являются гражданами Таджикистана. Все участники исследования представляют возрастную группу от 18 до 35 лет.

Экспертные интервью были проведены с руководителями общественной организации «Уральский дом».


 Результаты исследования

Проблемы регулирования трудовой деятельности мигрантов

Проведенные в рамках исследования фокус-группы с  мигрантами из стран  СНГ показали, что основной проблемой международной трудовой миграции в Российской Федерации на сегодняшний день по- прежнему продолжает оставаться нелегальное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, то есть принятие их на работу без заключения трудового договора и без получения последними разрешений на работу. Поэтому параллельно с созданием открытого рынка иностранной рабочей силы в России, мы считаем верным решением ужесточение мер по контролю над использованием труда мигрантов.

Так с 2014 по 2017 были приняты следующие более строгие нормы для граждан СНГ и других государств:

1.        Во-первых, введено новое правило пребывание на территории Российской Федерации, получившее название «90-180», которое с 2017 года начало также действовать и для жителей Украины, за исключением Донецкой и Луганской областей.

2.        Во-вторых, был запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан, проживающих в странах СНГ, которые не состоят в Таможенном союзе.

3.        В-третьих, разрешение на работу  граждане СНГ сегодня могут получить только при наличии трудового договора с заказчиком (о выполнении конкретных работ), либо с предприятием Российской Федерации. Срок действия разрешения исчисляется сроком договора (максимум 1 год после въезда в страну).

4.        В-четвертых, отменены квоты для мигрантов (безвизовые страны). С 2015 обязанность иностранцев – получение патента, который является разрешением на работу.

5.        Помимо оформленного патента, с 2016 года трудовые мигранты обязаны представлять следующие документы: об отсутствии судимости, полис медицинского страхования, документ, подтверждающий наличие места проживания и квитанцию об оплате налога на доход физических лиц.

6.        Также всем иностранным гражданам для трудоустройства в России с 1 января 2015 необходимо сдавать специальные экзамены по истории России и по русскому языку. Иностранные граждане, сдавшие экзамен, получают специальный сертификат.

7.        И еще законодатель запретил работу для водителей с удостоверениями, выданными им иностранными государствами

8.        А также в связи с проведением в России футбольного турнира Кубка конфедераций 2017 временно был еще больше ужесточен миграционный контроль, который обязывал иностранных граждан вставать на учет в течение одних сток. [5]

Также проблемой остается и различные злоупотребления со стороны работодателей, которые выражаются в том, что последние не обеспечивают те условия труда для иностранных работников, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации и часто не выплачивают им заработную плату.

На основании главы 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации: «на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом. [3]

Таким образом, по общему правилу, иностранный гражданин и гражданин Российской Федерации находятся в равном правовом положении, так как при трудовых отношениях, как с одним, так и с другим работодатель обязан заключать трудовой договор, не нарушая нормы трудового законодательства. А, значит, в случае нарушения их прав могут обратиться как в комиссию по трудовым спорам, так и с исковым заявлением в суд.

Но отсюда вытекает следующая проблема – это правовая безграмотность мигрантов, которые в силу незнания законов той страны, в которую они приезжают заведомо ставят себя в невыигрышное положение в сравнении с местными жителями, хотя и последние порой бывают также не осведомлены о гарантиях, предоставляемых им государством.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости уделить большее внимание изучению проблемных вопросов миграционной политики России и поискам решений ее основных проблем.

Способы интеграции международных трудовых мигрантов

Так, для преодоления проблем международных трудовых мигрантов, раскрытие которых приводится выше, можно предложить следующие конкретные меры по регулированию потоков международной трудовой миграции в России.

Во-первых, требуется подготовка и подписание двусторонних протоколов (соглашений) между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и странами СНГ, которые располагают избыточным количеством трудовых ресурсов – с  другой, об организации найма трудовых мигрантов на работу на временной основе.

Разумным ходом будет создание рекрутинговых компаний при участии, как государства, так и частного капитала в целях поиска, приема, оформления и временного трудоустройства мигрантов в различных отраслях экономики Российской Федерации, а также для распространения оперативной информации о наличии вакансий и потребностях работодателей в регионах. Примером для создания таких центров может стать некоммерческая благотворительная организация «Уральский дом», которая уже в течение многих лет проводит подбор персонала из стран СНГ для российских предприятий и руководители которой создали технологию «Организованного набора».

Следующим важным изменением должно стать упрощение и ускорение для работодателей процедур, осуществление которых необходимо при оформлении на работу трудовых мигрантов на временной основе. Данное мероприятие должно носить уведомительный характер, его оформление необходимо наладить на базе службы занятости населения и надлежит строго ограничить ее по времени (не более 10 – 15 суток).

Необходимым является и организация систематического мониторинга соблюдения условий труда, техники безопасности на рабочем месте, социально-бытовой инфраструктуры в местах проживания трудовых мигрантов и законности при осуществлении ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Вместе с этим необходимо усиление контроля над использованием работодателями труда мигрантов и ужесточение наказаний (включая уголовное преследование) работодателей, которые эксплуатируют труд нелегальных мигрантов. Одновременно с этим важно стимулировать работодателей, которые осуществляют прием на работу в рамках, созданных законодательством Российской Федерации, обеспечивая как социальное страхование, так и комфортные условия проживания и труда. Также следует наладить систему информирования работодателей о правилах приема на работу трудовых мигрантов. Тем работодателям, которые в рамках закона оформляют иностранных работников, выплачивают им достойную заработную плату, обеспечивают им страхование, можно предоставить налоговые льготы. [7]

На сегодняшний день назрела необходимость создания системы предоставления информации и консультаций мигрантам по вопросам, касающихся обеспечения их прав и соблюдения условий проживания на основе организации сети доступных консультационных пунктов во всех регионах Российской Федерации. Важно, чтобы до каждого мигранта были доведены правила регистрации, проживания и работы через все возможные информационные потоки: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды.

Необходимую и конкретную информацию надлежит размещать на продуктовых рынках, автобусных остановках, железнодорожных вокзалах и других возможных местах массового скопления трудовых мигрантов. По возможности необходимо дублировать данную информацию на языках стран прибытия, откуда в данный конкретный регион идут основные потоки трудовых мигрантов. [8]

Еще одним изменением должно стать увеличение штатной численности и улучшение материально- технического обеспечения территориальных отделов главного управления по вопросам миграции МВД России в зависимости от реального объема работ. По данным главного управления по вопросам миграции МВД России, около 90% сотрудников управления занимаются паспортно-визовой работой и всего лишь 10% – непосредственно миграцией.

Заключение

Мы считаем, что именно конкретное определение государственных стандартов в области обеспечения прав трудовых мигрантов позволит установить открытые механизмы контроля за их обеспечением, а также будут препятствовать развитию нелегальной миграции в Российской Федерации и привлечению иностранных работников, так необходимых для Российской Федерации в существующей на сегодняшний день социально-экономической обстановке.

Об актуальности данной темы свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156  "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в котором говорится об упразднении Федеральной миграционной службы и назначении ее правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации. [4]

В связи со всем проанализированным ранее материалом, возможностью  решения проблем интеграции трудовых мигрантов может стать создание единой системы государственного регулирования процессов адаптации и интеграции иммигрантов и разработка механизмов стимулирования деятельности некоммерческих организаций в данной сфере, а также возможное принятие нормативного правового акта о специальном экзамене для мигрантов на знание законов Российской Федерации в трудовой и иных сферах их базовых интересов.

 

Список литературы и источников

 

1.        "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/19099.html (дата обращения: 20.08.2017)

2.        Приказ Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы РФ от 3 апреля 2007 г. № 40/66 “Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации” [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91117/ (дата обращения: 20.08.2017)

3.        "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ.                  в                   силу  с                03.10.2016)                    [Электронный         ресурс].         –         URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/309d66cd32f13142a227dcddcd0d0210271d1a bd/ (дата обращения: 01.11.2016)

4.        Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001201604050050 (дата обращения: 20.08.2017)

5.        Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) [Электронный    ресурс].        –   URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/a713943e504d9ca387760e413d845247675fae 71/#dst860 (дата обращения: 20.08.2017)

6.        Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2016 году. Общие итоги миграции населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_107/Main.htm (дата обращения: 01.11.2016)

7.        Шендриковская А., Эпель Е. (Санкт-Петербург) Проблемы украинских беженцев в России на примере г. Санкт-Петербург (по материалам фокус-групп). Р76 Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. С. 1632-1634

8.        Borodkina O., Amirkhanian A., Romanenko V. Key issues of labor migrants integration in Russia. SGEM 3 rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. Book 2 political sciences, law, finance, economics and tourism, volume 2, 2016, p. 213-220