Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ СССР 1924 Г.

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

30 декабря I съезд Советов Союза ССР создал союзное государство. На I съезде Советов не поднимался вопрос о Конституции СССР. Не упоминается об Основном Законе и в решениях первой сессии ЦИК Союза, проходившей в тот же день. Однако на сессии был поднят вопрос о разработке серии актов конституционного значения. Центральный Исполнительный Комитет Союза поручил президиуму ЦИК подготовить положение о Совете Народных Комиссаров и Совете Труда и Обороны СССР, о союзных наркоматах и о проектах атрибутики нового государства: флаге и гербе. В связи с этим президиум ЦИК организовал шесть комиссий. Здесь сталкивались противоположные мнения по многочисленным вопросам союзного устройства: о полномочиях союзных и республиканских ведомств, компетенции центральных наркоматов, быть ли единому советскому гражданству. Конституционные комиссии в республиках должны были редактировать и уточнять тексты Декларации и Договора об образовании СССР. Основная работа над проектом Конституции СССР развернулась после XII съезда РКП (б), состоявшегося в апреле 1923 г. Президиум ЦИК Союза обсудил вопрос о работе созданной в январе комиссии и решил считать ее деятельность законченной. Также было принято решение организовать расширенную комиссию в составе 25 человек - представителей ЦИК союзных республик, которой необходимо передать все документы прежних комиссий. Члены январской комиссии 13 челок стали организующей силой новой комиссии. Все республики должны были делегировать в комиссию по два члена, а РСФСР - четырех. Председателем расширенной комиссии был избран М.И. Калинин. Работе расширенной комиссии предшествовало обсуждение проекта Конституции в комиссии ЦК РКП (б). Решения комиссии ЦК имели принципиальные значения и определили во многом работу по созданию Конституции СССР. На рассмотрение было представлено два проекта Конституции: проект, разработанный комиссией ЦИК Союза, и проект Конституционной комиссии УССР. В процессе дискуссии особую  актуальность приобрел вопрос, о создании новой конституции или усовершенствование союзного договора. Это был сложный вопрос во всех отношениях. 16 июня 1923 г. была принята формулировка, закрепленная в окончательном тексте Основного Закона: "Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон - Конституцию Союза Советских Социалистических Республик." Проект Основного Закона, одобренный комиссией ЦИК, был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП (б), которая внесла в него существенные поправки, которые в первую очередь касались усиление единства союзного государства. Пленум Центрального Комитета правящей партии поддержал основную идею проекта, внес в него изменения, направленные на укрепление гарантий суверенитета союзных республик. Проект Конституции СССР был обсужден на специальных комиссиях ЦИК союзных республик. На второй сессии ВЦИК десятого созыва первым пунктом повестки дня стоял вопрос о Конституции СССР. На данном форуме предстояло ратифицировать Договор и Декларацию об образовании СССР. 3 июля 1923 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил: "...Декларация об образовании Союза ССР и Договор должны составлять Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик". Проект Основного Закона СССР был одобрен всеми союзными республиками. Уже 6 июля 1923 г. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР единогласно утвердил проект Конституции, отметив необходимость немедленного ввода Основного закона в действие. Однако ЦИК решил поставить Конституцию на утверждение II съезда Советов СССР. Данное решение определяло главенствующее значение Основного Закона в масштабах государства. Необходимость одобрения съездом вытекала и  из самой  принятой  Конституции  в статье 2 ее указывалось, что утверждение и изменение основных положений Конституции является исключительным правом съезда СССР. 31 января 1924 г. текст Конституции окончательно был утвержден II съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик.

Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства. СССР также как РСФСР был организован как федеративное государство. В разделе первом Конституции - в Декларации об образовании СССР четко сказано "Все обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов". Раздел второй открывается формулировкой: "РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР объединяются в одно союзное государство Союз Советских Социалистических Республик". В статье 1 Основного Закона говориться о "едином государственном бюджете СССР", о "единой денежной и кредитной системе", в статье 7 - о "едином союзном гражданстве". Круг суверенных прав Союза очерчен главным образом в статьях 1 и 2 Конституции СССР. Среди вопросов отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, к общесоюзной компетенции отнесен ряд вопросов, связанных с урегулированием межреспубликанских отношений, а также социально-культурные проблемы. Объединять внешние функции советские республики стали сразу после своего возникновения. Прежде всего складывается военное единство. Армии союзных республик объединились с Красной Армией РСФСР. В оперативном и военно-хозяйственном отношении они находились в подчинении общего командования РККА, хотя республиканские наркоматы по военным делам и другие органы также деятельно участвовали в организации формировании войск, в обучении личного состава, в снабжении воинских частей. Образование СССР означало, что вооруженные силы и органы управления ими не подчиняются теперь одной республике - РСФСР, а становятся армией принципиально нового советского государства - Союза ССР, которому все республики, в том числе и Российская Федерация, передают свои вооруженные силы. Соответственно объединялись и военные ведомства, упраздняемые в союзных республиках. Статья 4 Основного Закона сохраняла за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Суверенным правом союзных республик было право на собственное гражданство. Гражданин каждой республики считался одновременно гражданином Советского Союза, что оговаривалось в статье 7 Основного Закона СССР. Система государственных органов, предусмотренная Конституцией СССР, исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При создании высших органов власти и управления СССР был использован опыт государственного строительства советских республик, в первую очередь Российской Федерации.

Таким образом, Основной закон СССР решил крупные вопросы: установил соотношение суверенитета Союза и его членов и определил систему государственных органов нового государства. Решением этих важнейших вопросов завершилось юридическое оформление образования нового союзного государства - Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР, принятая в 1924 г., рассматривалась по сравнению с Основным законом РСФСР 1918 г., как шаг вперед в направлении централизации как благодаря его более сильной верховной власти. Это был шаг по пути концентрации власти, которая неуклонно происходила с начала существования нового строя. Конституция СССР, в том, виде, в каком она была составлена проектной комиссией на основе указаний XII съезда партии, была принята на заседании ВЦИКа 6 июля 1923 г. и немедленно вступила в силу. Требовалось еще, чтобы ее официально утвердил II Всесоюзный съезд Советов, и это было сделано 31 января 1924 г., через десять дней после смерти основателя Советского государства В.И. Ленина.

 

Список литературы

1.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Социально – экономический кризис в начале 1920-х г.г. переход от военного коммунизма к новой экономической политики. . // НаукаПарк. 2014. №8(28). С.9-12 .

2.      Туфанов Е.В. К вопросу о единстве правящей партии – X съезд РКП (б). // Основные проблемы

общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Волгоград 2014. С. 9-10.

3.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Советская политическая система в период 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк. 2014. №3(23). С.29-32.

4.      Фенева И. Туфанов Е.В. Казачество в период гражданской  войны 1917 – 1920 гг. на юге России  // Социально-политические, экономические и демографические проблемы Северо-Кавказского федерального округа сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2013. С. 15-17

5.      Туфанов Е.В. К вопросу о формировании региональной элиты 1917 – 1920 гг. (на материалах рязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №6 (2). С.101-105.

6.      Туфанов Е.В. Формирование советской политической системы в 1917-1920гг. (на материалах Рязанской губернии): дис, канд.ист.наук. Саранск, 2010. 204 с.

7.      Туфанов Е.В. Формирование советской политической системы в 1917 – 1920 гг.: автореф… дисс. канд. ист. наук. Саранск, 2010. С.24.

8.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. К проблеме формирования номенклатуры – правящего класса советского государства. // Вестник Пятигорского лингвистического университета 2015. №1. С. 239-242. 

9.      Туфанов Е.В. Формирование органов управления в Рязанской Губернии 1917 – 1920 гг (на материалахРязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009 №7. С.33-39.

10.   Туфанов Е.В. Конституция 1924 г. Основной закон СССР. // НаукаПарк. 2014. №5(25). С.13-16 .

11.   Туфанов  Е.В.  Номенклатура  –  политическая  элита  Советской  России.  //  Основные  проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Красноярск 2014. С. 9-11.