Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОВЕРИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

Авторы:
Город:
Зерноград
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В научном дискурсе понятие «доверие» нередко просто используется как само собой разумеющееся, или имеет разное смысловое содержание, являя собой предмет изучения различных социальных наук в русле разных методологических подходов. Каждая наука рассматривает доверие под своим собственным углом зрения - эмоционально-психологическим, культурно-ценностным, политическим, социально-экономическим, и пр. Это создало необходимый научный багаж, который необходимо использовать для исследования этого многомерного и многофункционального феномена. Участвуя в философской диагностике современности, социальная философия не может оставаться в стороне от этих исследований.

Социальная философия понимает доверие как связующее звено между индивидуумом и социальным миром, поскольку: 1) доверие выступает как «гуманитарный фильтр», через который человек пропускает всю информацию об окружающей действительности, а затем принимает или не принимает ее, прежде чем вступить в ту или иную форму социальной связи с миром и взаимодействия с другими людьми; 2) без обращения к проблеме доверия невозможно обращение к целостному человеку и его жизненному миру, коммуникатирующему с миром социума; 3) доверие выступает как часть ценностно-нормативной системы, на которую ориентирован индивид в различных формах жизнедеятельности; 4) доверяя себе, друг другу, и миру в целом, люди преодолевают преграды и трудности, экономя свои усилия и минимизируя издержки как экономического, так и социального характера.

С социально-философской точки зрения, доверие выступает как социальная реальность, детерминируемая трансформационными изменениями современного, в том числе российского, общества, которое, испытывая дефицит доверия, остро нуждается в нем как основании социального капитала, консолидации общества и преодолении кризисных явлений. Этим определяется и высокая социальная значимость исследований, ориентированных на получение социально-философского знания о доверии как результате и инструменте исследования транзитивных социальных отношений. Проникновение в тайны взаимосвязи бессознательных архетипически-ментальных, эмоциональных, волевых, нравственных, когнитивных, рациональных и институционализированных элементов системы доверия позволит проследить  эволюцию данного феномена, социокультурных форм и типов его существования в диапазоне от доверия к недоверию, их изменений, дает возможность разработки методики качественного анализа доверия в трансформирующихся социальных системах.

Данным обстоятельством обусловлена двойственность исходного пункта социально-философского исследования. Им является не «доверие» само по себе как явление, а существование доверия как социальной реальности. В трансформирующемся социуме создаются такие формы доверия, которые проблематизируют его сущность и содержание, и тем самым осложняют функционирование доверия, приводят к полному или частичному отказу от него. Поэтому представляется, что исходный пункт образуется категориальной парой

«доверие-недоверие», показывающей, что феномен недоверия также является составной частью содержания доверия [1].

Отмеченная дихотомия объекта философского исследования содержит следующие возможности его развертывания: социальная философия, как частная онтология, выстраивается вокруг категории «доверие», тогда как воспроизведение композиции философского знания (доверие-недоверие) в социальной философии осуществляется как противопоставление социального идеала доверия тому состоянию, которое будет рассматриваться как трансформация (разрушение) доверия в современном социуме.

Все перечисленное, в конечном счете, создает перспективу для разработки концепта «доверие-недоверие», а также практического внедрения гуманитарных технологий преобразования (оборачивания, трансформации) доверия и превращенных его форм, развития культуры доверия как активно воспроизводимой в социальных практиках структуры отношений, которая может сознательно планироваться и регулироваться в целях преодоления недоверия.

Данными обстоятельствами и обусловлен интерес к доверию и недоверию как социально-философским категориям и к дихотомии «доверие-недоверие», которые требуют рассмотрения на концептуальном уровне.

Фрагментарность и разрозненность знаний отдельных наук, в свою очередь, препятствую достижению целостности общей теории доверия. Дисциплины работают каждая в своем предметном поле, иногда используя методы других наук, что показывает мультидисциплинарный характер исследований явления доверия. Накопленный знания дают представления о доверии в российском обществе с точки зрения социокультурного, структурно-функционального, системного, аксиологического, трансформационного, институционального, конструктивно-деятельностного подходов и показывают, что, во-первых, доверие есть форма социальных отношений, базирующаяся на ценностно-смысловых установках; во-вторых, доверие есть рациональное социально-практическое действие и социальный ресурс (экономический, политический, управленческий, коммуникативный и пр.), приносящий свои плоды в виде снижения социальных рисков и потерь.

Преодоление фрагментарности предполагает переход к концептуальному мышлению, выходящему за пределы дисциплинарного и мультидисциплинарного подходов.

Основу социально-философского исследования доверия может составить трансдисциплинарный подход, в рамках которого осуществляется метатеоретическое обобщение накопленного знания социально-гуманитарных дисциплин о доверии как многомерном и многофукциональном явлении.

Трансдисциплинарный подход вписывается в одну  из  классификаций научных подходов, основанием которой является степень полноты  познания окружающего мира. Выделяют несколько  основных подходов: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход. В настоящее время трансдисциплинарность трактуется как «способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой- либо одной научной дисциплины» [3, с.13].

Трансдисциплинарный подход основан на формальной взаимосвязи вкладов отдельных дисциплин в изучении исследуемого объекта, и имеет статус системного подхода. Учитывая, что данный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем, и доверие относится к числу таковых, в исследованиях доверия-недоверия такой подход позволит осуществить метатеоретическое обобщение дисциплинарного знания по проблеме доверия-недоверия в рамках современного, в том  числе российского  общества, позволит  эксплицировать теории  доверия, представленные в психологической, социологической, философской, политической, экономической и организационно- управленческой науках [2].

Основанием такого рода исследования может стать неоклассическая модель научного исследования, синтезирующей классические и неклассические подходы к изучению доверия как многомерного и полифункционального явления. Неоклассическая модель позволяет разработать методологический конструкт исследования доверия-недоверия в современном российском обществе. Предпосылками для разработки этого методологического конструкта могут стать социокультурный, структурно-функциональный, системный, аксиологический, трансформационный, институциональный, конструктивно-деятельностный подходы, используемые при изучении состояния и тенденций развития доверительных отношений в социальных практиках современного российского общества.

Представляется, что формулируя методологический конструкт социально-философского исследования доверия, следует учитывать, что задачи исследования вытекают из потребностей трансформирующегося современного российского общества. Кроме того, социальные отношения в процессе развития общества и современных российских трансформаций таким образом изменили внутреннюю сущность доверия, что потребовались формализация доверительных отношений и их институциональное закрепление. В силу этого для исследования дихотомии «доверие-недоверие» потребуется использования широкого набора методологических установок и принципов диалектического, феноменологического, герменевтического, семантического анализа, применения методов социальной когнитологии, социального конструктивизма, философских процедур категоризации и концептуализации.



Список литературы

1.      Глушко И.В. Ангажированность недоверия в условиях транзитивных социальных отношений/И.В.Глушко//Историческая и социально-образовательная мысль. Всероссийский научный журнал. - 2015. - №3. - С.103-107.

2.      Глушко И.В. Методологические основания и категориально-парадигмальный схематический конструкт анализа социального феномена доверия/И.В.Глушко//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.- 2014. - №9: В 2-х ч. - Ч.I. - С. 51-54.

3.      Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности /В.С. Мокий. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», 2011. - 368 с.