04 августа 2016г.
Внеаудиторная изобретательская деятельность студентов имеет значение, как для формирования высокой квалификации специалиста, так и для успешного развития социально-правовых институтов, общественных систем и практик [1].Внедрение студенческих и врачебных новаций социально значимо, но недостаточно востребовано [2,3]. Состояние востребованности данного вида внеаудиторной деятельности среди студентов недостаточно изучено[4].
Цель исследования: изучение знаний об объектах авторского права и желание участия в их формировании среди студентов выпускного курса медицинского университета.
Материал и методы. Анкетировано в 2009 и 2014гг 1025 студентов 6 курса медицинского университета (908 студентов лечебного и 117 студентов педиатрического факультетов) по 15 вопросам, касающихся интеллектуальной собственности, частоты использования в обучении предметных новаций, необходимость дополнительного образования для приобретения компетенций в сфере авторского права. Вид опроса личный, отбор респондентов случайный. Статистический анализ осуществляли с помощью программы «IBM SPSS Statistics 22». Для ввода данных в компьютер в формализованном виде выполнялась кодировка анкет. Закрытые вопросы с различными вариантами ответа кодировались несколькими одновариантными переменными. Открытые вопросы кодировали одной переменной. Cстатистическую ошибку для случайной выборки рассчитывали по формуле: z=±√((p*q)/n), где z-статическая константа для соответствующего доверительного уровня; p=q=50%-вероятность наступления/ненаступления исследуемого события (попадания/непопадания респондента в выборку); для случайных выборок данная вероятность принималась равной ½ или 50%; n-размер выборки (общее количество опрошенных). Расчётный показатель максимальной статистической ошибки Δ при р=0,05 для случайной выборки из 1025 респондентов составил: Δ ± 1,96*((√50*50)/1025))= ± 3,06%.Частоту использования сведений о патентных разработках в учебном процессе отметило 22,1% студентов. Структура сведений о патентных разработках применяемых студентами в учебном процессе в зависимости от их занятости в студенческих научных кружках была различной. Так среди студентов работавших в СНО 34,6% использовало сведения о патентных разработках, в то время как среди не занимавшихся в СНО сведения использовали лишь 14,4% студентов.
Престижность занятий изобретательством среди ответов студентов занятых в СНО составила 32,9% и 29,2% среди не занимавшихся в СНО. Осведомленность о правозащите объектов интеллектуальной собственности (ОИС) отметило 63,3% студентов занимавшихся СНО и 52,2% не занимавшихся в СНО. Знание раздела ГК РФ регулирующего оборот ОИС показало 15,2% студентов занимавшихся в СНО и 9,7% не занятых в СНО.Знание срока охраны авторства отметили 22,4% студентов занимавшихся в СНО и 15,4 % не занятых в СНО.Затруднились дать ответ (эквивалент не знания) соответственно 56,8% и 62,5%.Не знало срока охраны авторских прав 20,8% и 22,0%, соответственно.
Не целесообразность дополнительного образования по авторскому праву и объектам ИС отметило 17,5% студентов СНО и 17,3% студентов не занятых в СНО. Целесообразность дополнительного образования по авторскому праву и объектам ИС оказалась выше 80%. В статье 82 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования должны «обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации». При этом в культуру квалификации не включены вопросы создания и внедрения творческих разработок. Второе бюджетное образование Минздрав предоставляет исключительно по профилю "Организация здравоохранения и общественное здоровье", с уклоном на подготовку менеджеров в области организации здравоохранения.
Несмотря на существующие бюджетные ограничения в получении 2-го дополнительного образования проведённое нами исследование показало, что 56,9% студентов медВУЗа занимающихся в СНО и 47,4% не занятых в работе СНО студентов заинтересованы во внеаудиторной деятельности по вопросам изобретательства и авторских прав, включая электив и дополнительное образование.
Выводы
1.Исследование выявило недостаточную осведомлённость студентов в вопросах знаний раздела ГК РФ и содержания статей ГК в вопросах авторских прав;
1. Около 88% студентов не знают раздела ГК РФ регламентирующего регистрацию и применение объектов интеллектуальной собственности;
2. Не менее 82% студентов не ориентированы в сроках охраны авторского права;
4. Целесообразность введения дополнительного образования по вопросам авторского права по объектам интеллектуальной собственности существенно выше (56,9%;р<0,05) у студентов занятых в СНО, частота затруднений ответа достоверно ниже (25,6%; р<0,05) в сравнении с студентами не работающими в СНО (47,4% и 35,3% соответственно).
5.Культура знаний вопросов авторских прав среди студентов выпускного курса медицинского университета недостаточная, в то время как престижность и востребованность внеаудиторной изобретательской деятельности актуальна среди большинства опрошенных студентов.
Список литературы
1. Апухтин А.Ф., Деларю В.В. Ситуация с разработками и внедрениями отечественных инновационных технологий в здравоохранении: оценки врачей. Ж.В мире научных открытий.2010.№4-14.С.23-24.
2. Стаценко М.Е.,Апухтин А.Ф., Полетаева Л.В. Способ лечения нейрососудистых осложнений сахарного диабета. Патент на изобретение RU 2402325 от 02.02.2009.
3. Апухтин А.Ф. Состояние периферического кровообращения и тканевого обмена кислорода у больных гипертонической болезнью в зависимости от антигипертензивной терапии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский униве рситет.Волгоград,2004.156с.
4. Апухтин А.Ф. Стратегия инновационного развития здравоохранения в компетенциях врачебных кадров. ЭНИ.Забайкальский медицинский вестник.2014.№1.С.94-97.