Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Культурный ландшафт Республики Хакасия определяется на основе диалога разных культур Востока и Запада, российской ментальности, что и определяет самоидентификацию населения республики (в настоящее время, Республика Хакасия является многонациональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше 100 национальностей. Национальный состав республики характеризуется по удельному весу в общей структуре населения следующим образом: русские –81,7%; хакасы – 12,1%; украинцы – 1,0%; немцы – 1,1%, татары – 0,6%; шорцы – 0,2%, другие национальности – 3,3%) наиболее многочисленные этнические общности Хакасии – русские и хакасы, составляющие свыше 90% населения Республики Хакасия [2].

Изначально, как показывает теоретический анализ научной литературы, в «понятийный обиход» понятие «идентичность» «вошѐл» во второй половине XX что подтверждают словари социогуманитарных, философских наук. В последние годы, понятие идентичность всѐ чаще можно встретить в научных, периодических изданиях, статьях, западной, а также Российской литературе. Само понятие идентичность, несмотря на обильное количество исследований является одним из неоднозначных. И в зависимости от проблемы исследования понятие «идентичность» приобретает свою интерпретацию. Термин национальная идентичность базируется на синтезе социальных, культурных, политических идей и ценностей, достигаемом в результате взаимодействия различных конкурирующих моделей идентичности. В зарубежной социологической литературе, указано, что важной составной частью национальной идентичности являются этническая и религиозная идентичности. А именно основополагающим в национальной идентичности является культура и менталитете как мощный интегрирующий символический (духовный) ресурс [1]. В отечественной научной литературе чаще всего национально-культурную идентичность рассматривают как все, то, что держит нас в этом мире – будь то принадлежность к семье, к общине, к племени, к нации, к религии или, прежде всего, к месту, называемому домом.

Следовательно, целью нашего исследования являлось изучение национально-культурной идентичности жителей Республики Хакасия.

В качестве инструментария исследования, нами был использован опрос (N=1150 чел.). Среди респондентов мужчин 509 человек (44,3%) в возрасте от 18 до 55 лет, женщин 641 человек (55,7%) в возрасте от 18 до 55.

Образование респондентов: ниже среднего 34 человека (3%), средняя школа 171 человек (14,9%), начальноепр офессиональное 177 человек (15,4%), среднее профессиональное 431 человек (37,5%), высшее образование 337 человек (29,3%).

В данной статье представлена часть массового исследования, в которой отражены результаты, дающие представление о становлении – национально-культурной идентичности жителей проживающих на территории Республики Хакасия.

Важнейшим аспектом национально-культурной идентичности является чувство «инаковости» к другим.

На вопрос «Какую группу людей Вы чаще всего имеете ввиду, произнося слово "МЫ"?» ответы респондентов распределились следующим образом, прежде всего гражданами России считают себя 533 ответивших (47%), жителями одной республики считают себя 393 респондента (34,7%), гендерная идентификация свойственна 255 респондентам (22,5), то есть это те люди которые отвечая на вопрос к какой группе я себя отношу произнося слово «Мы» ответили к мужчинам или к женщинам, с людьми одного поколения идентифицируют себя 210 человек (18,5%). Менее всего респонденты идентифицируют себя с людьми одной профессии 68 человек (6%), носителями одной культуры 52 человека (4,6%), с людьми одних политических взглядов 27 человек (2,4%).

Можно сказать, что основополагающей для респондентов является региональная идентичность, менее значимой культурная и политическая.

Одним из более существенных показателей влияющих на процесс становления национально-культурной идентичности является оценка перспективы будущего России. Социологический опрос показал, что практически половина опрошенных, а именно 544 человека 47,3%, считают, что Россию ждѐт великое будущее, 326 респондентов 28,3% считают что Россия вряд ли сможет стать экономически развитой страной, жизнь в России всегда будет хуже, чем в развитых странах, а 56 респондентов 4,9% ответили, что Россия может стать великой державой при определѐнных обстоятельствах. Затруднились дать ответ на данный вопрос 224 респондента 19,5%, можно сказать что данная доля респондентов вообще не задумываются о перспективе своего будящего и будущего страны.

Далее респондентам был задан вопрос: «Какую религию вы исповедуете?», полученные данные представлены в Табл.1.



Таблица 1  

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какую религию вы исповедуете?»


 

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа ответивших

% от общего числа опрошенных

Православие

576

50,1

50,1

Католицизм

18

1,6

1,6

Протестантизм

1

0,1

0,1

Ислам

4

0,3

0,3

Буддизм

(ламаизм)

 

328

 

28,5

 

28,5

Иудаизм

0

0,0

0,0

Старообрядчеств

о

 

3

 

0,3

 

0,3

Свидетели

Иеговы

 

4

 

0,3

 

0,3

Язычество

28

2,4

2,4

Шаманизм

23

2,0

2,0

Тенгрианство

2

0,2

0,2

Бурханизм

5

0,4

0,4

Я - атеист

68

5,9

5,9

другая

4

0,3

0,3

никакую

98

8,5

8,5

Албай зан

0

0,0

0,0

Белая вера (Ак-

jан)

 

1

 

0,1

 

0,1

Итого

ответивших:

 

1150

 

101,1*

 

100,0**

 

С точки зрения опрошенных, межконфессиональная (межрелигиозная) напряженность в регионе существует и вызвана она, прежде всего: политическими процессами в стране так считают 138 человек (28,3%), ухудшением ситуации в экономике 78 респондентов (16%), миграцией из других регионов страны и из-за рубежа 57 (11,7%), деятельностью религиозных организаций 55 (11,3%), затруднились ответить на данный вопрос 117 опрошенных (24%).

При этом, на вопрос «Как вы оцениваете отношения между представителями различных религий в вашем регионе в настоящее время?», 40,5% респондентов ответили, что отношения благоприятные, а 28,3% отметили, что имеется скрытая напряжѐнность.

Также в исследовании был задан прямой вопрос: «Есть ли конфессии, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» 86,2% респондентов ответили, нет, 13,8% ответили согласием на данный вопрос.

Значительную роль в формировании национально-культурной идентичности играют ценности и ценностные ориентации, результаты исследования свидетельствуют о том, что в ценностных ориентациях приоритетное значение имеют семья, здоровье и любовь, материальное благополучие, личное достоинство, карьера, образование наименее значимыми для респондентов являются: власть, демократия, честь, предприимчивость.

Итак, согласно данным проведѐнного опроса,  в целом, к особенностям  национально-культурной идентичности в регионе можно отнести религиозную, территориальную, этническую идентичность следовательно, под национально-культурной идентичностью можно понимать отождествление социального субъекта с определенной национальной общностью и ее социокультурными образцами.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-03-00493).

 

 

Список литературы

1.      Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национальнокультурной идентичности //Вопросы социальной теории 2010 Том 4 с.223-241

2.      Официальный портал Республики Хакасия [Э/р]. – Р/д: http://www.r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/programmy-i-plany/2049/(дата    обращения:    09.03.2015).)