Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИГИЛ, КАК СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
19 августа 2017г.

 

1 ИГИЛ - террористическая организация запрещенная на территории РФ


Когда мы слышим «террорист смертник», перед глазами всплывает образ выходца с Ближнего Востока, но события последних месяцев резко изменили этот стереопит. В новостных лентах ведущих информагентств все чаще стали появляться фамилии выходцев из Средней Азии, замешанных в экстремистской и террористической деятельности.

Средняя Азия исторически является довольно нестабильным регионом. Эту нестабильность характеризует целый ряд причин, главной из которых стал распад Советского Союза, поддерживавшего светский уклад жизни в регионе. Данные изменения сыграли важную роль в жизни стран Средней Азии, обострив проблемы региональной безопасности.

Геополитическое положение Средней Азии обусловило влияние на него зон политической нестабильности и конфликтов, таких как Кавказ, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Афганистан, Средний и Ближний Восток. В силу географических, природно-климатических и исторических особенностей Ферганская и Каратегинская долины, куда частично входят территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, имеют меньшие исходные возможности для экономического, социального, а, значит, и политического развития. В то же время они являются удобными районами для укрытия и скрытой деятельности террористических  и экстремистских группировок и  распространения среди местного населения их идеологии. Основные причины этих явлений кроются в политических, социально- экономических и межэтнических проблемах, особенно проявляющихся в современных условиях в густонаселенных районах Ферганской долины.

На территории Средней Азии существует целый ряд организаций исламского толка, таких как «Мутакалим», «Ихсан-Хария», «Аль Вакь Аль  Ислами», «Всемирная ассамблея исламской молодежи», «Международный гуманитарный призыв», «Комитет мусульман Азии», «Союз исламского джихада», «Исламское Движение Узбекистана» и т.д. Последняя группировка представляет основную угрозу, так как исторически она поддерживалась Афганскими талибами, а в настоящие время не просто поддерживает ИГИЛ, но стала ее частью. Опасность диверсий усугубляет то, что ИГИЛ не только создает в регионе свои ячейки, но и завлекает в свою структуру вышеупомянутые группировки уже существующие в Средней Азии.

Интерес для ИГИЛ представляют не только экстремистские и террористические организации, а сам регион Средней Азии. ИГИЛ представляет огромную угрозу по той причине, что в основу идеологии организации была положена идея создания халифата — единого мусульманского государства не только на территории Леванта, но и на всех населенных мусульманами землях, включая Среднюю Азию (которую исламисты называют Хорасан) и Северный Кавказ. Получив влияние над территориями Средней Азии, ИГИЛ сможет вплотную приблизиться к границам с Россией, что является серьезной угрозой национальной безопасности. Российской Федерации необходимо максимально активизироваться на среднеазиатском направлении использую долголетние связи со странами этого региона.

Религия в республиках Средней Азии играет огромное значение, и от направления ислама, которого придерживается духовная верхушка страны зависит многое. Россия имеет в своем составе ряд субъектов, основной религией которых является ислам, но многолетний опыт показывает, что он может быть светский, а не радикальным. Россия может оказать поддержку в становлении религиозной жизни в среднеазиатском регионе, используя обмен опытом в донном вопросе.

Необходимо оказывать поддержку Ирану, так как он является последним препятствием ИГИЛ на пути к странам Средней Азии. Средняя Азия, в свою очередь, мостик на пути к Северному Кавказу и Поволжью.

Но не только территория входит в сферу интересов ИГИЛ, огромный интерес представляет местное население. Еще несколько лет назад попавшие под влияние радикалов жители Средней Азии уезжали воевать преимущественно в афгано-пакистанскую зону. Но с 2013 г. стали появляться данные о гражданах Средней Азии, отправившихся в Сирию и Ирак воевать на стороне радикальных экстремистских организаций. Джихадисты часто отправляются в район конфликта с семьями и детьми. Они нацелены на последующее распространение идеологии нетерпимости и насилия у себя на родине и планируют там теракты. Прибывая в зону конфликта, они попадают в ряды не только ИГИЛ, но и других антиправительственных группировок в Сирии, например, Джабхат ан-Нусра. Также они объединяются по языковому, национальному и земляческому принципу в отдельные подразделения и вливаются в состав более крупных организаций. Для общения друг с другом они часто используют русский, что подтверждают данные радиоперехвата российских военных в районе конфликта. Известно также, что некоторым выходцам из Средней Азии удалось дослужиться в ИГИЛ до высоких должностей. В структуре ИГИЛ создано отдельное подразделение из выходцев из стран Средней Азии, которое называется Мавераннахр2.

Вербовщики часто посещают молельные комнаты и мечети, где находят людей, которых позднее завлекают в ряды ИГИЛ и прочих запрещённых экстремистских организаций. Религиозная безграмотность часто делает молодёжь легкой добычей вербовщиков, а неустроенность и бедность, социальная несправедливость, этнические конфликты только облегчают их работу. Привлекательными для адептов экстремистских организаций оказываются не только идеи построения «справедливого государства», которыми заманивают в ИГИЛ, но и обещания высокой заработной платы.

Главный канал проникновения в ИГИЛ до недавнего времени проходил по маршруту: Средняя Азия – Россия – Турция. Преступники пользовались отсутствием визового режима между названными странами и развитым авиасообщением. Далее боевики попадали в тренировочные лагеря близ турецко-сирийской границы, после чего переправлялись через нее в зону боев.

При этом основная угроза Средней Азии со стороны ИГИЛ в настоящий момент состоит не в том, что организация будет вести в регионе открытые боевые действия, как это происходит в Сирии и Ираке, а в совершении здесь террористических актов теми среднеазиатскими гражданами, которые получили за рубежом боевой опыт, прошли минно-взрывную подготовку и вернулись домой.

И хотя крупных преступлений с большим числом жертв пока здесь удается избежать, для России в этой связи важно, что в число первоочередных целей для атак боевиков попадают российские граждане и объекты. В зоне риска – россияне, находящиеся за рубежом.

Также существует угроза проникновения боевиков из числа среднеазиатских граждан для совершения преступлений в Россию под видом трудовых мигрантов, студентов и т.д. В феврале 2016 г. преступную группу из 7 человек, планировавших теракты в крупных городах России, задержали в Екатеринбурге. В ее составе были выходцы из стран Средней Азии, которыми руководил человек, прибывший из Турции.

Признавая объективную террористическую угрозу, исходящую от ИГИЛ в Средней Азии, важно не преувеличивать текущие возможности этой группировки по внедрению в регион, захвату территорий и т.п. Риски, которые нередко гипертрофируются в российском и среднеазиатском информационном поле. Иногда они распространяются официальными лицами некоторых республик Средней Азии, заинтересованных в получении дополнительной внешней военно-технической помощи. При этом указывается, главным образом, на возможность «вторжения» групп ИГИЛ со стороны Афганистана, в приграничных районах которого отмечается появление банд под черными флагами ИГИЛ.

    

2 Историческое арабское обозначение района между реками Амударья и Мавераннахр.


Страны Средней Азии относятся к ИГИЛ как к серьезнейшей угрозе своей национальной безопасности и предпринимают шаги по борьбе с ее проявлениями на своей территории. Вместе с тем, именно активная позиция России, позволяет говорить о том, что победа над ИГИЛ возможна. Усилия нашей страны, выраженные в операции ВКС в Сирии, усилению внимания миграционных и пограничных служб к приезжим из региона Средней Азии и Турции, вселяют уверенность в победе над террором в Средней Азии. Еще и поэтому для России крайне важно довести начатое в Сирии дело до победного конца.

С ИГИЛ можно бороться силовыми методами, активизировав спецслужбы, однако для эффективного и долгосрочного противостояния исламистам нужно ликвидировать саму причину их популярности в Средней Азии — тяжелое социально-экономическое положение в регионе.

Средняя Азия – регион нестабильный и безусловно важный в борьбе с ИГИЛ. Необходимо не допустить проникновения экстремистской идеологии, для чего обязательна международная кооперация. России в этой борьбе должна сыграть важную роль, взяв на себя функцию координатора, учитывая многолетии связи и общее прошлое со Средней Азией.

 

Список литературы

 

1.                        Авдеев Ю.И. О некоторых современных тенденциях этнонационального экстремизма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 87.

2.                        Мировой опыт борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mission-center.com/islams/terrorizm.htm